Прошедшая осень ознаменовалась рядом традиционных и уже вполне узнаваемых столичных выставок. Мы писали о двух наиболее заметных из них — SofTool’2001 и "Управление 2001". Оба форума прогрессируют год от года и каждый раз интересны новизной предлагаемых компаниями решений. Но как вы думаете, какие именно позитивные перемены отмечают многие представители фирм-участниц этих выставок? Они говорят о том, что в этом году выставки лично посещали топ-менеджеры предприятий (специалистов отделов АСУ соответственно поубавилось), а стало быть, появились и неплохие перспективы.
Рост интереса к ИТ со стороны руководства бизнес-подразделений действительно крайне важен для развития ИТ-рынка. Без визы руководителя не поставить даже коробку, а о комплексном информационном проекте можно говорить, только заручившись личной поддержкой первого лица. Не зря такое внимание поставщики решений уделяют вопросам эффективного учета, планирования, управления ресурсами и персоналом, значение которых для руководящего состава трудно переоценить.
И все же... Помните, как несколько лет назад разница между файл-серверными и клиент-серверными архитектурами была отнесена в разряд технологических вопросов, не касающихся непосредственно руководителей предприятия? При поверхностном взгляде на вещи файл-серверная концепция изящно “маскировалась” под современную, а с точки зрения решения бизнес-задач программные продукты смотрелись очень неплохо. Увы, бурное развитие коммуникаций привело к тому, что при интенсивной нагрузке на сеть производительность и надежность файл-серверных решений начали падать, стоимость поддержки — расти, заказчики понесли потери...
Сегодня история повторяется — происходит подмена понятия "распределенность" (относящегося, между прочим, к самим основам информационных систем) понятием "масштабируемость". Информация не для руководителя? Очень может быть. Но ведь эти две характеристики — далеко не одно и то же. А речь в конечном счете идет о будущем бизнеса.
Похожие ситуации будут возникать вновь и вновь. Взять хотя бы всем теперь известную аббревиатуру CRM. Важность фокусировки бизнеса на потребностях клиента в настоящее время трудно переоценить, и поэтому практически все производители продуктов корпоративного уровня декларируют поддержку CRM. Но мало кто говорит о том, что для сложных аналитических запросов, на которых основан анализ предпочтений клиентов, существующие сегодня на предприятиях принципы хранения данных далеко не всегда оптимальны. Как же оценить бизнес-перспективы решения без технических знаний?
Сегодня многие консультанты, поставщики корпоративных решений и производители ПО почти в открытую стремятся изолировать ИТ-менеджеров от обсуждения стратегии автоматизации бизнеса, оставляя за ними роль исполнителей уже принятого решения. Это особенно заметно в среднем бизнесе, который сейчас как раз наиболее перспективен и динамичен.
Впрочем, в реальных проектах картина все же куда мягче. К процессам оценки и выбора систем именно на предприятиях не только крупного, но и среднего бизнеса, как правило, привлекаются руководители ИТ-подразделений. Более того, ограниченность бюджетов информационных проектов часто заставляет их брать на себя и функции бизнес-аналитиков. Конкретные примеры того, что при этом проекты ведутся вполне цивилизованно, мы уже не раз обсуждали.
А вот практика вхождения руководителей ИТ-подразделений в Советы директоров компаний, более популярная на Западе, в России, наоборот, пока не очень принята. О том, что эта практика способна оказывать положительное влияние на развитие бизнеса, мы хотим рассказать в ближайшее время, тоже на конкретном примере. ИТ-отделы становятся все более причастны к решению задач бизнеса, и не вопреки, а благодаря их знанию технологий.