Елена
Максимова
Директор Уральского клуба профессионалов АСУ
Уже почти десять лет я постоянно общаюсь с людьми, которые профессионально занимаются информационными технологиями. А сама я всю жизнь воспитывала, учила, организовывала и поддерживала людей. Свою задачу я вижу в том, чтобы соединить эти сущности — технологию и человека. И сейчас как раз подходящий для подобных экспериментов период развития общества. Появился и стал популярен красивый термин «технологичный управленец». Так говорят о CIO. Мне же в данном случае интересен вопрос, что или кто стоит на первом месте — Технология или Человек в профессии директора по ИТ.
Так родилась эта метафора: что такое CIO — готовая система или эксклюзивная
разработка? Каждый человек уникален — значит, «эксклюзивная разработка». Но
нужна ли уникальность для того, чтобы быть CIO? Или это просто набор качеств,
навыков и компетенций, необходимых и достаточных для выполнения определенной
работы?
С одной стороны, отсутствие формализованных требований к ИТ, ориентация на автоматизацию
рабочих мест без приоритета требований бизнеса формировали уникальных руководителей
ИТ-службы, что было сродни эксклюзивным разработкам программистов. На первый
взгляд на запросы времени и рынка ИТ-сфера отвечала соответствующим предложением
особенных для каждого предприятия услуг и людских ресурсов. Изменение сферы
деятельности ИТ-специалиста влекло переформирование его как системы под требования
заказчика. ИТ-руководитель чаще всего был узко ориентирован на профиль бизнеса.
Выходит — всё-таки эксклюзивная разработка!
Что же происходит сейчас? Требования к ИТ-руководителю со стороны бизнеса изменились. Для развития бизнес-сферы необходим ИТ-руководитель, с чертами руководителя бизнеса. Имея методологию ориентации ИТ-сервисов на запросы бизнеса, ИТ-директор становится востребован в любой области, независимо от опыта узкой специализации. Навык реакции на требования бизнеса не представляет собой ничего уникального, поэтому состоявшийся ИТ-руководитель является специалистом, пригодным для большинства областей без большой «доработки».
Так значит — готовая система?!
Получается, что общество потребовало интеграции разных «эксклюзивностей» в готовый цельный продукт — CIO, который и востребован сейчас на рынке. На заседании нашего клуба мы решили обсудить эту тему и понять, кто же мы. Однако ответа мы не нашли, мнения разделились.
Мнение первое: это в первую очередь профессионал в области информационных технологий.
Мнение второе: это прежде всего человек, который может найти выход из кризисной ситуации, способный быстро ориентироваться в быстро меняющихся условиях, если не сказать — в хаосе.
Мнение третье: это человек, умеющий найти общий язык с коллективом, подбирать людей и создавать им условия для работы и в то же время общаться с владельцем бизнеса и влиться в управленческую команду.
Мнение четвертое: это человек, способный выстроить и наладить свою систему, которая в дальнейшем будет работать автономно. Человек, умеющий делегировать свои полномочия.
Вот и получается, что на первом месте все ж таки человек, который…, а не профессионал, менеджер, управленец.
А теперь — немного о том, какие причины заставляют нас сделать такой вывод. Роль информационных технологий в развитии социума возрастает в связи с переходом от постиндустриального общества к информационному (в индустриальном обществе основную долю ВВП занимает производство, в постиндустриальном — услуги, в информационном — услуги в области ИТ). В связи с этим повышается значимость работы ИТ-специалистов для общества и бизнеса, информационные технологии включают в себя уже не столько инструментарий, сколько организацию бизнеса, взаимодействия людей. Более того, в процесс внедрения ИТ непосредственно вовлекаются представители самого бизнеса, государства и общественных организаций (клубов).
Модель ИТ-службы как сервисного подразделения или вычислительного центра заменяется моделью ИТ-отдела как управляющей службы для бизнеса или организации, поэтому область её компетенции растет. Раз так, руководители ИТ-служб обязаны повышать свою компетенцию уже не только в технологиях, но и в бизнесе, экономике, управлении. Повышать свою успешность во взаимодействии не столько с технологиями, сколько с людьми. Необходимость общения с руководством на одном языке требует от ИТ-руководителей не меньших лидерских и харизматических качеств, чем от топ-менеджеров.
Обучение является важной, но не основной составляющей в формировании лидерских позиций ИТ-руководителя. Основным элементом является адекватная оценка своих возможностей, которая приходит в первую очередь через сравнение с опытом коллег. Вот почему сейчас так энергично развивается клубное движение. При таком положении вещей в ИТ-индустрии развитие личности — это то же, что и профессионализация. А именно — целостный, непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. На первое место выходит личность.
Важнейшую роль в профессионализации играет становление профессионального самосознания, выражающееся в профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность — это «…многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность в профессиональной деятельности». О становлении профессиональной идентичности может говорить ощущение человеком собственной компетентности, эффективности и личной влиятельности. В нашем случае — самоощущение успешности как способности управлять изменениями.
Мне кажется, решающее значение в становлении успешного ИТ-менеджера имеет динамика его личностного развития. Знание можно получить из книг или лекций, навыки приобретаются в процессе работы, но их ценность ограниченна без совершенствования личности. Личность, как говорит нам толковый словарь русского языка, — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Получается, что каждая личность — система готовая, но уникальная. Вот такой парадоксальный вывод.
СIО — это готовая эксклюзивная система. Это не профессионал в области ИТ, а лидер по природе, обладающий профессиональными знаниями в области ИТ. Человек, обладающий уникальной способностью решать поставленные перед ним в определенных рамках задачи, но и устанавливать эти рамки самому. Это совершенно уникальный набор возможностей, энергии, образования и таланта, умеющий вести за собой людей.
Такая вот красивая картинка у меня получилась. Но так ли это в реальности? Много ли времени мы уделяем сейчас развитию и совершенствованию собственной личности? Хватит ли нашей энергии на то, чтоб создавать вокруг пространство, способствующее движению вперед наших подчиненных, технологий, бизнеса? Думаю, это важно!