О разных сторонах карьеры CIO в интервью главному редактору Intelligent Enterprise Камиллу Ахметову рассказывает Екатерина Рясенцева, управляющий партнер компании Anderson Partners.

Intelligent Enterprise: Сегодня излишне спрашивать о том, откуда берутся современные менеджеры, — существует уже достаточно много хорошо зарекомендовавших себя бизнес-школ. А вот откуда берутся CIO? Ведь «школы CIO» у нас начали появляться совсем недавно...

Екатерина Рясенцева: Ни менеджеры вообще, ни CIO в частности не выходят, к сожалению, в готовом виде из бизнес-школ. На мой взгляд, бизнес-школы лишь систематизируют уже полученный опыт, в том числе и менеджерский, а также формируют широту взгляда. Сегодня существуют две основные проторенные дорожки к вершине CIO: карьерный рост ИТ-менеджера и перепрофилирование ИТ-консультанта. Первым, как правило, не хватает широты взгляда, а бывшим консультантам — глубины знаний в области информационных технологий. Поэтому ИТ-менеджеру для правильного построения хорошей карьеры особенно важно бизнес-образование. Оно помогает оторваться от любимых «железок», посмотреть на информационные технологии как на инструмент, призванный сделать бизнес родной компании более эффективным.

CIO — это полноправный член управленческой команды. Будучи частью руководства компании и участвуя во всех совещаниях, он знает все нюансы бизнеса компании, ее задачи и планы. Синтез достоверной внутренней информации, бизнес-знаний и уникального ИТ-опыта позволяют CIO играть одну из ключевых ролей в развитии компании.

IE: Вы занимаетесь executive search и, следовательно, делите весь мир на работодателей и кандидатов. Как выглядит процесс подбора CIO с точки зрения компании-работодателя? Можно ли дать компаниям какие-то рекомендации, вытекающие из Вашего опыта подбора кадров?

Е. Р.: Этот процесс мало чем отличается от поиска любого другого топ-менеджера. Если компании нужен CIO, то я как специалист по подбору руководящих кадров, конечно, порекомендовала бы обратиться за помощью к компаниям executive search. Они помогут посмотреть на картину рынка в целом, предложат разные варианты.

Практика профессионального поиска руководящих кадров подразумевает подбор нескольких потенциальных кандидатов, чтобы предоставить клиенту выбор. Важно учесть и такую тонкость, как персональная совместимость. Для того, чтобы новый альянс был удачен, требуется очень глубоко узнать компанию и очень тщательно отобрать кандидатов. Не всегда клиент может объяснить, какой в точности сотрудник ему нужен. В задачу executive search-компании входит и «диагностика» клиента — выявление его истинных потребностей. Декларируя поиск CIO, клиент тем не менее может быть не готов делегировать соответствующие полномочия и власть, отводя ИТ-направлению вспомогательную роль.

Компания-работодатель может самостоятельно искать кандидата на роль CIO в знакомом кругу (через друзей, партнеров и у конкурентов). При таком варианте есть финансовый плюс, но ограниченность круга поиска очевидна. Таким путем можно найти неплохого программиста, а вот от CIO таким способом обычно избавляются.

Некоторые компании предпочитают растить свои кадры, что здорово для сотрудников компании, но не всегда возможно с точки зрения динамики бизнеса. Чтобы идти таким путем, нужно располагать ресурсом времени, а значит, и финансовым, кандидатами с соответствующим потенциалом, а также высокопрофессиональной кадровой службой, чтобы «взращенный» внутри компании CIO не покинул ее.

IE: Со стороны собственно персон, которые хотят стать CIO компании, вероятно, возможны аналогичные варианты действий — они могут пытаться дорасти до CIO в тех компаниях, где работают, они могут пытаться найти работу на должности CIO по знакомству или же могут отдать свое резюме специалистам по executive search.

Е. Р.: Разумеется. Несмотря на то что поиск инициируют работодатели, это не значит, что нужно пассивно выжидать. К нам приходят кандидаты, и мы помогаем им разобраться в их ситуации, избежать ошибочных карьерных шагов. ИТ-менеджеру, который хочет вырасти в CIO, важно понимать, что отдать себя в руки «хед-хантеров» и сменить место работы — это далеко не единственное, что он может сделать. Потенциал роста «на месте» и самообразование часто недооцениваются. Получение бизнес-образования стоимостью несколько тысяч долларов — это не единственный способ роста! На рынке есть огромное количество литературы. Можно изучать эти книги и тут же применять полученные знания в работе. Креативность и новаторство редко остаются незамеченными.

Для потенциального CIO помимо профессионального развития очень важна широкая рыночная эрудиция. В первую очередь в своей отрасли: кто работает на рынке, каковы тенденции, как может измениться картина рынка через год, через несколько лет.

IE: Таким образом, CIO должен знать два рынка — рынок, на котором работает его компания, и ИТ-рынок…

Е. Р.: …И понимать, что ИТ-блок на предприятии — это не государство в государстве, не искусство ради искусства, а средство повышение конкурентоспособности компании, передовая инноваций, инструмент управления и увеличения эффективности бизнеса. И даже все вышеперечисленное не сделает из CIO топ-менеджера, если у него не будет ярко выраженных лидерских качеств, харизмы и куража.

IE: Какие компании сейчас являются типичными потребителями таких кадров? Кто ищет CIO?

Е. Р.: Главным образом это компании, представляющие те отрасли, которые сейчас бурно развиваются. Сегодня это торговля и производство. Если говорить конкретнее, это те компании, в которых происходит процесс передачи власти от собственников к наемным менеджерам. Для таких компаний поиск CIO более органичен, потому что подбирается управляющая команда, куда, естественно, входит и CIO.

Есть ряд компаний, где еще несколько лет назад позицию CIO занимали иностранцы. Сегодня они практически повсеместно замещены нашими соотечественниками. Иностранцу стало значительно сложнее получить эту работу, хотя всего пять лет назад русских сюда не пускали.

IE: Екатерина, а насколько часто компании сталкиваются с необходимостью замены CIO?

Е. Р.: Риск того, что тщательно отобранного CIO придется заменить, конечно, существует. Но это нельзя считать спецификой данной позиции. Как правило, это результат ошибки подбора. Все зависит от качества работы и профессионализма консультанта.

IE: Что Вы порекомендуете кандидатам на пост CIO?

Е. Р.: Если вы, объективно оценив ситуацию, пришли к неутешительному выводу, что рост «на месте» невозможен, а CIO-горизонт манит, не спешите писать заявление об уходе. Методичное исследование путей перспективного перехода всегда лучше «пожарного» поиска «интересного предложения» для безработного. Заручитесь дружбой с несколькими консультантами избранных компаний executive search, которым вы можете доверять. Рано или поздно у них для вас обязательно найдется интересное предложение. А пока есть время для повышения квалификации, расширения кругозора и выработки харизмы.

Тем же, у кого карьера развивается динамично и сегодня дела обстоят прекрасно, хочу посоветовать не пренебрегать встречей с хэд-хантером. Ваша ситуация может измениться, а дружба и доверие вырабатываются годами.

Российский рынок развивается. Рынок труда бурлит. Позиция CIO становится не только модной, но и повсеместно необходимой. Так что за судьбу российских CIO я спокойна.

IE: Спасибо Вам за содержательную беседу.

Anderson Partners

http://www.andersonpartners-cis.com

Компания Anderson Partners предоставляет консультационные услуги в области эксклюзивного поиска и подбора управленческих кадров и специалистов высокой квалификации.

Екатерина Рясенцева

Екатерина Рясенцева — управляющий партнер компании Anderson Partners. Начинала с работы в отделах продаж компаний Unisys, Apple, Xerox; занималась подбором персонала в рекрутинговых и executive search-компаниях Antal International, Kelly Services и т. д.