Ряд тем, вне всякого сомнения находящихся в фокусе интересов Intelligent Enterprise, часто все же остается за рамками наших публикаций. В частности, многие мероприятия на российском рынке образца 2002 года были непосредственно связаны c представлением новых продуктов ведущих мировых производителей. Подобные форумы сопровождаются подробными техническими презентациями и глубокими тренингами. Переосмысливая эти мероприятия, мы пытаемся выделять некоторые высказанные в их ходе идеи, наиболее интересные, с нашей точки зрения, для решения конкретных бизнес-проблем. Все это оказывается чрезвычайно полезным при подготовке сходных по тематике публикаций.
И тем не менее при такой опосредованной форме подачи материала часть важных акцентов может быть утеряна. Развитие комплексных программных средств моделирования и проектирования информационных систем и бизнес-процессов (Enterprise Modelling) как раз может служить одним из классических примеров подобных тем. Будучи глубоко технологической по сути, данная проблема представляется российскому пользователю в соответствующих терминах. Это вполне объяснимо: средство моделирования — прежде всего программный инструмент, которым нужно уметь пользоваться.
Вместе с тем системы подобного класса позволяют вовлечь в процесс формирования информационной инфраструктуры предприятия все заинтересованные стороны — от топ-менеджеров до рядовых программистов и соответственно задействовать значительное количество различных моделей. И один только этот факт позволяет увязать перспективы их развития с очень важными вопросами формирования корпоративных ИС. Характерно, что при этом многие проблемы (формирование проектной команды, целесообразность эксплуатации унаследованных систем, критерии выбора стратегии автоматизации, роль ИТ-отделов и бизнес-подразделений в проекте и т. д.), традиционно обсуждаемые исключительно в среде консультантов, корпоративных клиентов и поставщиков управленческих систем, могут быть представлены с другой, пока абсолютно нехрестоматийной точки зрения. Кроме того, взгляд на эти проблемы в определенной степени зависит от ретроспективы развития корпоративной автоматизации, равно как и от культуры ведения бизнеса. А стало быть, ситуация может оказаться различной в зависимости от того, о западном или об отечественном рынке мы ведем речь. Понимание этих тонкостей должно создавать объемный взгляд на проблему.
Именно исходя из подобных соображений, мы хотим предложить нашим читателям эксклюзивное интервью Дэвида Дикманна, руководителя направления "Средства проектирования" компании Sybase (http://www.sybase.com), данное нашему изданию.
Intelligent Enterprise: Г-н Дикманн, Sybase PowerDesigner — комплексный продукт моделирования и управления созданием информационных систем, рассчитанный на самые разные категории пользователей. Опираясь на опыт его применения, можно ли сказать что-либо об оптимизации процесса создания корпоративной ИС с точки зрения формирования проектной команды и обеспечения взаимодействия между членами коллектива?
Дэвид Дикманн: Комплексные средства проектирования бизнес-приложений должны быть очень гибким инструментом. Наш инструмент PowerDesigner, к примеру, не предполагает построения четко определенной иерархии пользователей, которые должны будут работать с ним в ходе реализации корпоративного проекта. Вместе с тем безусловно существует типичная структура коллектива, работающего над его реализацией. Как правило, необходим ИТ-менеджер для каждого направления, будь то разработка базы данных, функциональных приложений или дизайна. Всегда необходим бизнес-аналитик. Причем в зависимости от специфики проекта или масштаба организации та или иная позиция может отсутствовать, либо для выполнения определенной задачи необходимо задействовать сразу несколько человек.
Каждый из участников проекта использует ту функциональную модель инструментального средства, которая наилучшим образом подходит для его профиля деятельности. Отдельные менеджеры могут работать сразу с несколькими типами моделей — как с теми, которые ближе к описанию бизнес-задач, так и с моделями, описывающими техническую сторону реализации проекта. Однако ключевое преимущество комплексных средств в том, что они обеспечивают эффективное ведение корпоративных проектов с помощью всей совокупности моделей. Основная причина провала информационного проекта — не в количестве программных ошибок в ПО, а в отсутствии тесной связи его реализации с бизнес-целями компании.
IE: А что если взять более конкретно типичные моменты, связанные с постановкой целей проекта, механизмами его реализации, участниками (может быть, на основе гипотетического примера)?
Д. Д.: Хорошо. Давайте представим себе более или менее конкретную ситуацию и типичные должностные фигуры. По опыту нашей компании как основные идеи, так и предложения, касающиеся их детализации, в большей мере исходят от среднего менеджмента — например, менеджера того или иного бизнес-направления или менеджера по продуктам. Они утверждают: нам нужна компьютерная система, для того чтобы объективнее составлять отчеты о продажах или о статистике возникновения дефектов в производстве. Управляющий компанией, CEO, отвечает: отлично, нам нужна такая отчетность, и мы будем финансировать проект. К проекту подключается CIO, говоря в свою очередь: нам потребуется такой-то сервер баз данных и сервер приложений. Возможно, идеальной моделью будет использование Web-сервисов. Однако CIO не должен диктовать, как ПО должно быть написано, — это решается на уровне коллективов разработчиков с помощью все той же комплексной системы проектирования. В то же время расходы на ИТ — это всегда известная часть общего бюджета предприятия, которой нельзя пренебречь. Как следствие, должен быть налажен порядок предоставления отчетности о ходе выполнения проекта — от менеджеров бизнес-подразделений и менеджеров, ответственных за его программную реализацию, высшему руководству предприятия. По сути мы подходим к главному — ключевой роли методологий, обеспечивающих взаимодействие всех участников проекта. Это необходимо и для технической реализации задуманного, и для контроля связи этого процесса с бизнес-целями компании. В процессе совершенствования нашего инструментария PowerDesigner мы постоянно анализируем и обобщаем конкретные ситуации ведения информационных проектов, которые мы только что представили в общем виде.
IE: А какими свойствами в этом случае должен обладать сам инструментарий информационной поддержки создания корпоративной ИС?
Д. Д.: Возьмем знакомую всем аналогию. Предположим, вы покупаете пакет Microsoft Office, в котором есть текстовый редактор и электронная таблица. При этом у вас в организации уже используются продукты аналогичного класса — Lotus 1-2-3, AmiPro, WordPerfect, WordStar. Неизвестно, является ли приобретаемый вами Word лучшим текстовым редактором. Относительно Excel могу точно сказать, что это не самая сильная электронная таблица на сегодня. Однако Word и Excel идеально взаимодействуют друг с другом, работая как единое целое, и это очень мощный фактор. Пользователи обоих продуктов могут взаимодействовать друг с другом, что чрезвычайно позитивно влияет на развитие бизнеса. То же самое справедливо и в области моделирования и проектирования корпоративного ПО. Увеличивать производительность труда сотрудников, занимающихся проектированием систем баз данных, бизнес-анализом или разработкой приложений, — это, безусловно, важная задача. Но еще более важно обеспечить им максимально эффективный механизм взаимодействия в ходе реализации корпоративного проекта. Когда мы имеем возможность помещать разные модели в один репозиторий, можем связывать их и генерировать одну из другой, это способствует гораздо лучшему пониманию того, как архитектура баз данных и приложений связана с бизнес-логикой.
Мы для себя очертили круг фирм, решения которых, по нашему мнению, составляют конкуренцию нашему продукту PowerDesigner. Не знаю, известны ли они на российском рынке, — это решения компаний Rational Software, Computer Associates, TogetherSoft и Embarcadero. Я называю именно их, потому что они, будучи комплексными, предлагают различные методологии моделирования в рамках единого продукта. Мы считаем, что реализация методологий комплексной поддержки проектирования корпоративных приложений — ключевая сфера конкуренции на сегодня.
IE: А не могли бы Вы чуть подробнее остановиться на бизнес-моделях и соответственно их использовании в рамках концепции интегрированных средств проектирования? На российском рынке ряд программных продуктов для моделирования и мониторинга бизнес-процессов уже достаточно известны. Думается, нашим читателям будет особенно интересен именно этот аспект проблемы.
Д. Д.: На рынке средств поддержки бизнес-моделей сейчас действительно много сильных игроков, занимающих специфические рыночные ниши, однако, по моему мнению, нет доминирующего. Возможно, наши решения в этой области в настоящее время в чем-то уступают продуктам этих фирм. Однако я уже подчеркнул важность предоставления комплексных, глубоко интегрированных решений — это значительно важней, чем лидерство в какой-то определенной области. Вместе с тем мы намерены очень активно развивать наши технологии создания бизнес-моделей, продвигаться на соответствующий рынок и конкурировать с теми компаниями, которые я называл.
Если говорить о методологическом подходе, то можно сказать следующее. Мы видим, что бизнес-менеджеры стремятся описывать собственную деятельность и использовать для этого аппарат построения диаграмм. Известно, что часто для визуализации бизнес-моделей используется такой инструмент, как Microsoft Visio. Мы стремимся дать в руки менеджеру технику моделирования, столь же простую и интуитивно понятную, как диаграммы Visio. Однако в PowerDesigner эти диаграммы, будучи связаны со средствами проектирования архитектуры приложений, поддержки генерации кода и инструментами обратного проектирования (reverse engineering — С.К.) имеют глубокий смысл для сотрудников, связанных с ИТ. Таким образом, последние активно воспринимают идеи бизнеса, что для информационного проекта чрезвычайно важно.
IE: А что можно сказать об использовании нотации UML для целей бизнес-моделирования?
Д. Д.: Мы придерживаемся мнения, что люди, вращающиеся в кругу бизнес-проблематики, не будут учить этого языка, сколько бы ни говорили о его легкости и универсальности. И этим все сказано. Хотя я готов согласиться, что в принципе некоторые виды UML-диаграмм очень хорошо подходят для составления содержательных бизнес-моделей.
IE: Все мы знаем, насколько бывает богата сложившаяся на предприятиях инфраструктура ИС. Могут ли средства комплексного проектирования информационных систем способствовать решению важного вопроса, без сомнения, относящегося к сфере бизнеса: как оптимальным образом совершенствовать систему с учетом имеющейся инфраструктуры?
Д. Д.: Прежде всего хотелось бы солидаризоваться с мнением о том, что это действительно бизнес-проблема. Не могу сказать, как обстоят дела в России, но на нашем рынке это скорее даже политический вопрос. Поставщики корпоративных систем различного класса под разными предлогами стараются убедить клиента чаще менять информационные системы. Им это выгодно, таков рынок.
Что касается технологических моментов, то комплексные инструменты проектирования вообще и наш PowerDesigner в частности помогают заказчику осуществить обратное проектирование баз данных и приложений. Вы можете оценить, насколько качественно написан код существующих приложений и как его наиболее эффективно использовать. Иными словами, появляется возможность на глубоко методологической основе интегрировать приложения различных поколений, а также совершенствовать уже имеющиеся, даже если последние не имеют сопроводительной документации.
Возвращаясь к вопросам бизнеса, надо отметить, что заказчик, имея в собственном арсенале программные средства, о которых мы говорим, будет лучше понимать существующую информационную инфраструктуру. Сейчас для предприятий это едва ли не более важно, чем проектирование новых внедрений. По крайней мере это позволяет клиенту занимать самостоятельную и крайне взвешенную позицию в общении с поставщиками программных систем и услуг.
IE: И наконец, сопряженная с только что обсужденной проблемой вечная дилемма — покупать или разрабатывать самим. Не могли бы Вы прокомментировать данный вопрос?
Д. Д.: Да, конечно, это смежный вопрос, поскольку и здесь также ощущается некоторое информационное давление на заказчиков со стороны ИТ-рынка. На практике же почти всегда приходится делать и то и другое. Вопрос в лишь том, как, учитывая все возможные факторы, определить, какая конфигурация информационной системы окажется оптимальной: иными словами, что необходимо купить, а что лучше разработать внутри компании. Конечно, это сложная задача со многими неизвестными. Но средства проектирования приложений могут отчасти помочь и в данном случае. Предположим, уже есть некая исходная ситуация — имеется система управления людскими ресурсами, которую предполагается приобрести, и система ввода заказов, которую мы хотим разработать. Мы можем оценить архитектуру компонентов системы управления персоналом, понять принципы функционирования используемых ею интерфейсов, выяснить, можно ли задействовать механизм Web-служб и т. д. Таким образом, проясняются многие технические вопросы интеграции систем.
Более того, на верхнем уровне, который мы называем уровнем интеграции приложений (EAI, Enterprise Application Integration — С.К.), можно описать бизнес-процессы, определяющие, в свою очередь, порядок взаимодействия системы управления людскими ресурсами и системы ввода заказов именно с точки зрения решения бизнес-задач.
IE: Спасибо Вам за интервью.
Д. Д.: Большое спасибо Intelligent Enterprise за интересные вопросы.
Вел беседу Сергей Костяков.
Sybasehttp://www.sybase.com, http://www.sybase.ru Sybase — один из крупнейших независимых поставщиков ПО в мире. На протяжении 18 лет компания разрабатывает решения с открытой архитектурой для создания информационной инфраструктуры предприятия, включая СУБД, средства разработки, ПО промежуточного слоя для интеграции, корпоративные порталы., . Sybase входит в число немногих разработчиков ПО, поставляющих наиболее полный спектр современных решений интеграции приложений, которые позволяют объединять все известные технологические платформы, а также унаследованные приложения, в единую информационную инфраструктуру. Среди своих конкурентов в данной области Sybase особенно выделяется направлением, связанным с комплексной информационной поддержкой моделирования и управления разработкой корпоративных ИС и отдельных ее компонентов. В развитии своего бизнеса Sybase сегодня фокусируется на трех основных направлениях: это создание инфраструктуры для электронного бизнеса, решения для вертикальных рынков, мобильные и беспроводные решения. Компания занимает на мировом рынке лидирующие позиции в таких областях, как построение интегрированной информационной инфраструктуры предприятия; создание порталов предприятий; построение распределенных ИС; корпоративные хранилища данных; мобильные и беспроводные вычисления. Из вертикальных рынков к числу приоритетных для компании относятся рынок финансовых услуг, телекоммуникации и СМИ, сфера здравоохранения, государственный сектор, а также технологии беспроводных и мобильных вычислений. На рынке стран СНГ Sybase активно работает с 1996 года. Сегодня компания имеет офисы в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. В число партнеров Sybase в России и СНГ входят компании «Атлант-Информ», «Бизнес-Про», «Диасофт», «Магнат-Софт», «ТБН Софт», «Эврика», 4pi и другие. В числе клиентов Sybase CIS — производственные предприятия, банки, страховые и финансовые организации, телекоммуникационные компании, организации, работающие на рынке транспортных услуг, государственные структуры. |