Информационные хранилища интересны тем, что охватывают множество различных видов бизнеса и представляют собой один из центральных компонентов ИТ-инфраструктуры. Однако, несмотря на огромную важность этой работы, меня часто подавляло одно перечисление обязанностей администратора информационного хранилища. Прислушивайтесь к потребностям бизнеса. Будьте внимательны к пользователям. Разумно применяйте технологии. Никогда ничего не забывайте. Вовремя предоставляйте результаты. Будьте учтивы, любезны, бережливы, храбры, честны и почтительны (прямо как бойскаут).
Иногда оказывается, что описание функций информационного хранилища в форме отрицания позволяет продраться сквозь туман, окутывающий этот предмет. Нам всегда говорили, как нужно делать; теперь давайте соблюдем равновесие и составим список того, чего не следует делать. Я перечислю ошибки в порядке возрастания их серьезности. Конечно, все это устойчивые ошибки, мешающие нормальной работе, так что вы можете расположить их в другом порядке.
Ошибка 1. Полагайтесь на советы консультантов или сотрудников ИТ-отдела при составлении требований к информационному хранилищу. Не опрашивайте пользователей. На самом деле: ничто не заменит прямого контакта с пользователями. Развивайте в себе инстинктивные умения, полученные на опыте, и доверяйте им. Развивайте в себе способность слушать.
Ошибка 2. Живите с убеждением, что администраторы крупных OLTP-систем, источников данных на предприятии, — слишком занятые и важные персоны, чтобы уделять много времени группе информационного хранилища, и, конечно же, они не в состоянии существенно изменить оперативные процедуры передачи данных в информационное хранилище или из него. На самом деле: если в компании действительно понимают, что такое информационное хранилище и какова его роль, администраторы OLTP-систем должны эффективно взаимодействовать с вами при загрузке данных, которые вам нужны, и выгрузке очищенных данных, таких как имена и адреса клиентов.
Ошибка 3. Если позволит бюджет, после развертывания информационного хранилища организуйте совещание, чтобы обсудить и спланировать взаимодействие с пользователями. На самом деле: выпуск информационных листков, обучение и текущая персонализированная поддержка сообщества пользователей должны стать неотъемлемой частью первичного развертывания информационного хранилища.
Ошибка 4. Проверьте, чтобы весь персонал поддержки информационного хранилища имел замечательные офисы в здании, где размещается ИТ-отдел, в нескольких минутах езды от пользователей. Позаботьтесь, чтобы ИТ-специалисты прибывали по первому зову пользователей. И, конечно же, сообщите пользователям, что они могут направлять запросы группе поддержки по электронной почте в любое время дня и ночи. На самом деле: сотрудники, отвечающие за поддержку информационного хранилища, должны физически размещаться в подразделениях пользователей и, выполняя задание, посвящать все свое время работе с бизнес-информацией того подразделения, которое они обслуживают. Такое отношение порождает доверие к ним у пользователей, что в конечном счете и служит наградой отделу ИТ.
Ошибка 5. Объявите об успешном обучении пользователей по завершении первого же цикла занятий. Позаботьтесь о том, чтобы предоставить пользователям самые мощные инструментальные средства, и не забудьте в ходе первого же курса обучить пользователей всем функциям и командам, в том числе созданию сложных отчетов. Отложите занятия, посвященные конкретным данным, так как обучение выполнялось на фиктивных, «тренировочных» данных, которые использовались при развертывании, а реальные данные будут готовы не раньше, чем через несколько месяцев. Не трудитесь организовывать дальнейшее обучение или тренинги для новых сотрудников. Ведь промежуточная цель уже достигнута. На самом деле: задержите обучение, пока не будет готова первая витрина (data mart) реальных «живых» данных. Сделайте первое занятие коротким, посвятив его только базовым применениям инструментальных средств. Обучение должно состоять наполовину из знакомства с инструментальными средствами и наполовину — с данными. Запланируйте серию постоянных курсов для начинающих пользователей и продолжающих обучение. Считайте промежуточный этап выполненным, когда обученные вами пользователи продолжают использовать информационное хранилище полгода спустя после обучения.
Ошибка 6. Исходите из допущения, что сотрудники отделов продаж, оперативных и финансовых подразделений, естественным образом стремясь к качественным данным, разработают собственные замечательные приложения, которые обеспечат привлекательность информационного хранилища. На самом деле: пользователи ни в коей мере не выступают как разработчики приложений. Они станут использовать информационное хранилище только при условии, что такое чудесное приложение уже готово и ждет их.
Ошибка 7. Позаботьтесь о том, чтобы еще до реализации информационного хранилища создать всесторонний план, в котором описаны все возможные имеющиеся на предприятии данные и все предполагаемые способы их использования. Избегайте приятной иллюзии последовательного, итерационного процесса развертывания — это лишь заранее заготовленное оправдание неудачи. На самом деле: очень немногие организации или люди в состоянии сразу разработать совершенный, всеобъемлющий план информационного хранилища. И не только потому, что имеющиеся в организации данные слишком обширны и сложны, но и потому, что за время первичного внедрения могут заметно измениться и краткосрочные цели бизнеса, и даже персонал. Начните с простой архитектуры «единого канала информационного хранилища», унифицированных измерений и унифицированных фактических данных и развертывайте информационное хранилище постепенно. Процесс изменений и доработок бесконечен.
Ошибка 8. Не беспокойте руководство, пока не развернете и не запустите информационное хранилище и не будете готовы продемонстрировать первые успехи. На самом деле: руководство должно поддерживать внедрение информационного хранилища с самого начала. Если топ-менеджеры не хотят или не могут этого делать, в организации не удастся эффективно использовать информационное хранилище. Позаботьтесь о такой поддержке с самого начала.
Ошибка 9. Поощряйте пользователей поддерживать непрерывную обратную связь с вами на протяжении всего внедрения и информировать вас о новых источниках данных и новых ключевых метриках производительности, которые им могут понадобиться. Обязательно реализуйте эти требования в создаваемом информационном хранилище. На самом деле: вы должны мыслить как разработчик программного обеспечения и выделить три четко определенные стадии разработки каждой витрины данных:
- Этап сбора требований, на котором пристально рассматриваются все предложения.
- Этап разработки, на котором допустимо вносить изменения, но только после согласования и с учетом того, что их реализация приведет к нарушению графика работ.
- Этап развертывания, на котором все параметры проекта уже жестко зафиксированы. На втором и третьем этапе вы должны проявить определенную жесткость и не идти на поводу у каждого, иначе проект быстро «расползется по швам» в попытке охватить слишком широкий диапазон функциональности.
Ошибка 10. Согласитесь, что первым результатом должна стать высокоспециализированная, ориентированная на клиентов витрина данных. В идеале отсчета начните с уровня прибыльности клиентов или их удовлетворения. На самом деле: подобные витрины данных — это витрины «второго уровня», сильно зависящие от множества источников данных. Для определения прибыльности заказчиков нужно собирать сведения о всех источниках доходов и расходов, а также о схемах распределения затрат, чтобы точно сопоставлять их доходам! При создании первой витрины данных лучше ограничиться одним источником данных и только после этого переходить к более амбициозным проектам.
Ошибка 11. Определите свою профессиональную роль как «главный консультант по правильному применению информационного хранилища». Научите пользователей, как работать с данными и как правильно использовать компьютер. Последовательно поднимайте уровень умения сообщества пользователей до такой степени, что большинство из них сможет разрабатывать собственные приложения доступа к данным — это позволит устранить потребность в текущей поддержке системы. На самом деле: ваша задача — публиковать «правильные» данные. Ваша профессиональная роль — прислушиваться к пользователям, ведь они всегда правы. Именно пользователи, а не вы, определяют, насколько удобно применять компьютеры. Вы достигнете успеха только при условии, что вы станете обслуживать потребности пользователей, но не наоборот.
Ошибка 12. Соберите все данные в физически централизованном информационном хранилище еще до начала опросов пользователей и до создания первой витрины данных. В идеале информационное хранилище должно целиком располагаться на одной машине, где вы сможете полностью управлять им и обеспечивать его безопасность. На самом деле: хорошо, если у вас есть организационный дар и бюджет, позволяющий реализовать полностью централизованное информационное хранилище. Но, по моему мнению, вероятность успеха такого информационного хранилища столь же низка, как и у плановой централизованной экономики. Довольно сложно спорить с идеалистическими, обещаниями, не подтвержденными действительностью, но истина состоит в том, что централизованные системы очень часто не работают. Вместо этого спроектируйте распределенную систему, цена которой будет соответствовать эффективности, и постепенно наращивайте ее логическую и физическую структуру по мере получения сведений от пользователей. И наконец, не думайте, что ваша большая, дорогая, централизованная машина по определению защищена — только потому, что она большая, дорогая и централизованная. В случае чего она станет точкой критического сбоя (single point of failure) — самым слабым звеном всей системы.
Ральф Кимбалл (Ralph Kimball) — один из авторов Star Workstation в компании Xerox и учредитель компании Red Brick Systems. Автор трех бестселлеров о технологиях информационных хранилищ, в том числе The Data Webhouse Toolkit (Wiley, 2000). Преподает архитектуру распределенных информационных хранилищ в Kimball University, выполняет оценку проектов крупных информационных хранилищ. Связаться с ним можно через Web-сайт http://www.rkimball.com. |