Enterprise Partner: Леонид Леонидович, как Вы считаете — почему системы хранения данных так важны сегодня для бизнеса?
Леонид Винокуров: Они были важны всегда, потому что если вы теряете то, что у вас лежит в постоянной памяти, вы теряете все — в конечном счете теряете свой бизнес. Люди начали осознавать их важность, когда перешли от работы каждый на своем собственном компьютере к работе в сети. И осознали, наконец, когда перешли от символьного интерфейса к графическому и от хранения данных в текстовом формате к хранению медиа-данных.
Взрывное увеличение важности систем хранения данных для бизнеса и, как следствие, стремительное развитие этого ИТ-направления по всем параметрам произошло где-то в середине 1990-х годов. Системы хранения данных стали рассматриваться как консолидирующий, централизующий ресурс, причем не только из-за выросших объемов данных, но и из-за того, что многоплатформенность, хотели того ортодоксы или нет, стала стандартом де-факто. Сегодня практически в любом вычислительном центре есть весь спектр платформ — Windows NT, UNIX, S/390.
Итак, системы хранения превращаются в ключевой элемент вычислительной инфраструктуры. Известно, что ИТ-менеджеры (во всяком случае, на Западе), которые выбирают платформенно-зависимые, быстро стареющие решения для хранения и резервирования данных, зачастую имеют большие неприятности: инциденты с многомиллионными потерями, вызовы «на ковер» к высшему руководству и т.д. Те же, кто выбирает правильную, сбалансированную стратегию развития своей вычислительной инфраструктуры и, в частности, ее storage-составляющей, становятся героями и обеспечивают себе карьерный рост.
Проблема управления большими объемами данных — это фактически проблема управления деньгами. На Западе уже есть очень простой показатель эффективности работы ИТ-службы (и потихоньку он и у нас появляется): сколько гигабайт или терабайт информации, сколько рабочих станций и сколько данных, принадлежащих пользователям, приходится на одного системного администратора. По этому показателю оценивают и работу ИТ-менеджера — насколько он эффективен в рамках того бюджета, который ему дали. И здесь роль правильных решений для управления данными будет только нарастать.
EP: А можно ли назвать какие-то факторы, специфические для России?
Л.В.: Работают абсолютно те же самые факторы — может быть, в меньшей степени, может быть, не в такой пропорции. Конечно, бизнес западных компаний очень сильно завязан на информационные технологии. Но и в России есть крупные информационные системы, например, известные и понятные всем системы резервирования и бронирования мест на транспорте, остановка которых ведет к прямым экономическим — а может, и политическим! — потерям. Во многом это справедливо и по отношению к банковским системам. Как-то один банкир сказал мне: «Наши банкоматы — это в первую очередь политический показатель. Если банкоматы останавливаются и перед ними выстраиваются очереди — это политический показатель нестабильности».
В России в не меньшей степени, чем на Западе, важны две вещи — стабильное, эффективное функционирование информационных систем и правильный бюджет. В силу того, что наши заказчики зажаты бюджетными ограничениями, цена их ошибок существенно выше, чем на Западе. А масштабы российских ИТ-проектов растут очень быстро. В 1996 году поставка решения объемом в один терабайт была событием, а теперь это даже ниже стандарта. Сейчас, по моим оценкам, центр информационной системы масштаба предприятия — это как минимум 2—3 Тбайт дисковых ресурсов и 5—10 Тбайт ленточных ресурсов под резервное копирование.
EP: Как влияет внедрение корпоративных систем хранения данных на эффективность бизнеса?
Л.В.: Эффективная информационная система — это процветающий бизнес, а эффективная система хранения во многом определяет эффективную информационную систему. Таким образом, можно выстроить следующую логическую цепочку: эффективное управление данными — эффективная система хранения — эффективный бизнес.
Бизнес, как учат в экономических вузах, это совокупность двух основных частей — доходной и затратной, а также многих других: упущенной выгоды, несобранных денег, проигранных дел и т.д. Современная информационная система — вещь довольно дорогая, и, если мы не выстраиваем продуманную осмысленную структуру хранения, мы несем дополнительные, предельно серьезные затраты.
Неэффективное использование ресурсов хранения информации всегда влечет за собой затраты на дополнительное оборудование. Кроме того, это ведет к неэффективному использованию человеческих ресурсов. Если схема управления системой хранения масштаба предприятия построена правильно, то ею могут управлять три администратора. Обеспечив им соответствующий уровень жизни, ИТ-директор может работать с надежной и стабильной командой. Для управления неэффективной системой потребуется 10—20 человек — и подбор кадров станет головной болью ИТ-директора, который не сможет найти нужных людей, а найдя — не сможет их удержать.
Эффективно работающие предприятия в России обязательно будут внедрять информационные системы. А информационная система имеет одно свойство — как только ее внедрили, она сразу становится критичной для бизнеса. Понятно, что потери, которые понесет в результате простоя информационной системы средний российский завод, несопоставимы с потерями крупного российского банка, но это тоже будут потери. В любой отрасли промышленности эти потери можно и нужно считать.
Рассмотрим в качестве примера телекоммуникации. Здесь все предельно понятно — достаточно утратить данные за один день, чтобы потерять сумасшедшие деньги. А если нет продуманной политики защиты данных, можно потерять и месячную выручку телекоммуникационной компании. И вы ничего в этой ситуации не сделаете, вы просто не сможете выставить счета клиентам.
А теперь представьте себе две торговые компании, которые одновременно решили выпустить похожие дисконтные карты. Как вы понимаете, это вещь, в чистом виде связанная с системой CRM (Customer Relationship Management — управление отношениями с заказчиками). Что будет решающим в этом соревновании? Много факторов. Конечно, команды, которые будут разрабатывать эти системы; конечно, продукты, которые будут выбраны; конечно, финансирование, которое компании вложат в этот проект. Но выиграет та из двух компаний, разработчики которой будут иметь возможность постоянно получать производственные данные, работать с полным их объемом — не с тестовым набором из тысячи записей, а с миллионами записей! При этом для тестирования не надо будет останавливать ни одну промышленную систему компании.
Правильная система хранения способствует ускоренному выпуску новых изделий. Например, конструируется самолет. На что уходит львиная доля времени проектировщиков? Во-первых, на то, что они с одной рабочей станции на другую «сливают» каждый свои куски. А во-вторых, на «откаты» при сбоях, каждый из которых занимает два-три дня, если работа организована, как часто бывает, без резервной копии. Этих потерь не будет, если они работают в едином информационном пространстве с единым решением резервного копирования.
EP: Таким образом, управление данными для Вас — это неотъемлемая составляющая информационной системы…
Л.В.: Я бы сказал, что сегодня управление данными — это прежде всего технология, иными словами — прикладная инфраструктура. Если мы с вами поставили системы хранения объемом в 10 Тбайт каждая и подключили к ним 100 серверов, разрешили мы хотя бы одну из тех проблем, о которых я сейчас говорил? По большому счету — нет. Для того чтобы управлять данными, ими надо управлять из одной точки.
Управление данными сегодня — это уже не диски и не контроллеры, это прежде всего программное обеспечение, программные технологии, которые эффективно интегрированы с системой управления всей информационной системой предприятия. На рынке систем хранения выиграет не тот, кто производит самые быстрые диски, а тот, кто производит стабильную архитектуру, работающую годами, кто разрабатывает и доводит до совершенства программное обеспечение для управления данными.
EP: Если бы Вы были начальником вычислительного центра, какой центр хранения данных Вы бы построили?
Л.В.: Зависит от исходных данных... Ну, допустим, у меня идет проект внедрения электронного документооборота, единого офисного решения для всего заводоуправления... И, предположим, у меня на подходе проект хранилища данных, который я должен сдать в следующем году... При этом у меня 15 серверов, из которых десять от Hewlett-Packard и пять — от Sun... И мэйнфрейм, на котором «крутится» старая система зарплаты... Это довольно типичная картина. Первое — я бы выбрал централизованное хранение, поставив в центр всей информационной системы единый ресурс хранения. Тем самым я бы разрешил проблему централизованного хранения всерьез и надолго. Второе — я бы выбрал хорошее решение планового резервного копирования, постоянного и опять же централизованного. При этом скорее всего я использовал бы технологию удаленного зеркалирования серверных данных. Вот достаточно прагматичный сценарий, по которому уже сегодня развиваются многие российские предприятия.
EP: Не прокомментируете новомодные аббревиатуры SAN и NAS?
Л.В.: Технологическая идея SAN (Storage Area Network) достаточно понятна и проста. Первое — избавиться от проблемы расстояния. Второе — создать систему, которая будет обеспечивать подключение большого количества серверов независимым образом к единому ресурсу хранения. Это очень точно вписывается в концепцию централизованного хранения данных масштаба предприятия.
Теперь несколько слов о NAS (Network Attached Storage). Очень интересно, что NAS-решения появились в одно время с SAN, может быть, даже чуть раньше. Идея NAS — создать универсальное решение для работы с сетевыми ресурсами разных типов: традиционными файл-серверами, FTP-серверами и т.п. Эти решения появились в 1997-1998 годах, но энергично востребуются именно сейчас.
Думаю, следующий виток — консолидация. По большому счету консолидированные решения уже начинают предлагаться, и появление стандартных решений для эффективного доступа к корпоративным данным предприятий, имеющих десятки серверов и тысячи пользователей, — только вопрос времени.
EP: Какова схема эффективной реализации проекта создания корпоративной системы хранения данных?
Л.В.: На своем опыте мы прошли очень длинный, очень непростой путь до того, как выработали абсолютно законченную профессиональную схему реализации таких проектов. В предпроектный этап входит анализ информационных ресурсов заказчика, выработка концепции решения, проработка самого решения, проработка технического проекта — т.е. фактически выпуск конструкторской документации. Чем больше работы сделано на этой стадии, тем эффективнее проект в целом. В таких проектах предельно важна профессиональная экспертиза: ведь в вычислительных инфраструктурах масштаба предприятия часто возникают очень тонкие и сложные вопросы, и заказчику нужны концептуальные рекомендации.
На этапе реализации проекта идет запуск серверных мощностей вместе с централизованной системой хранения, перенос данных, подключение активных процессов резервного копирования.
Далее обязательно следует этап сервиса. Ведь если ты один раз поставил оборудование и после этого ушел с объекта — то, что называют «отскочил» от проекта, — заказчик с тобой работать больше не будет. Здесь очень важно построить совместную работу с заказчиком. Мы внедрили систему, мы отвечаем за ее надежную и стабильную работу. Но это невозможно обеспечить, если заказчик не хочет этого, если он не участвует в процессе поддержки решения. Поэтому компания, которая внедряет у себя современные системы хранения, должна иметь высококвалифицированных системных администраторов и инженеров. Ведь на этих системах компания хранит свой критический информационный ресурс. Может быть, когда-нибудь компании и отдадут ключ от управления этим ресурсом внешней организации, но сегодня в России этого не происходит.
В целом формула успешной реализации проекта создания корпоративной системы хранения данных выглядит следующим образом: «Передовые технологии управления данными плюс экспертиза системного интегратора плюс готовность заказчика к внедрению такого проекта».