Вопросы автоматизации бухгалтерского учета, отчетности, кадров и документооборота сегодня в целом уже понятны топ-менеджерам предприятий. Однако необходимость приобретения новых, современных САПР во многих случаях приходится доказывать.
Эффективность производства в России часто рассчитывается по упрощенным схемам, не включающим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИР и ОКР). Бывает и так, что указанные работы учитываются при расчете эффективности, но только как чисто затратные статьи, другими словами — убытки. Такой подход в корне неверен: ведь именно проектная и конструкторская деятельность способна вывести производство на новый уровень развития, позволить наладить массовый выпуск новой конкурентоспособной продукции. Однако зачастую ОКР по-прежнему воспринимаются как чисто затратная статья бюджета предприятия.
Лучший метод убеждения руководства — представить обоснованные предложения, подкрепленные реальными примерами внедрений и экономическими расчетами, со стороны нижнего и среднего управленческого звена. Однако далеко не каждый грамотный технолог или конструктор одновременно может свободно оперировать экономическими категориями. Именно поэтому во многих спорах о пользе и вреде САПР верх над техническими специалистами одерживают финансовые службы предприятия, умеющие говорить на языке «затраты–выгода».
А ведь уже существуют отечественные продукты САПР, вполне конкурентоспособные по сравнению с зарубежным ПО. По мнению многих специалистов, при выборе между зарубежной или российской САПР при прочих равных условиях сегодня предпочтение стоит отдавать именно российским разработкам, так как в этом случае существенно шире возможности обучения, внедрения, сопровождения, обновления и быстрого исправления замеченных недостатков.
Сегодня на российском рынке САПР активно работает целый ряд отечественных и зарубежных компаний, предлагающих как самостоятельные продукты, предназначенные для автоматизации отдельных проектных и конструкторских задач, так и полнофункциональные интегрированные решения, способные охватить весь цикл проектирования и подготовки производства. Предлагаемые решения можно условно разделить на три больших класса.
Легкие САПР. К ним относится целый ряд продуктов, предназначенных для использования в автономном режиме на локальном компьютере или в составе корпоративной сети.
САПР среднего уровня. Позволяют осуществлять не только двумерное, но и трехмерное проектирование сложных объектов, используя параметризацию, с одновременным построением математической модели объекта и анализом его функционирования в реальных физических условиях.
Тяжелые САПР. Класс так называемых САПР полного цикла, предназначенных для полной автоматизации всех бизнес-процессов — от конструкторской идеи до выпуска готового изделия.
Выбор той или иной САПР в каждом конкретном случае определяется потребностями предприятия, особенностями подготовки и выпуска продукции, опытом и квалификацией сотрудников и другими факторами. Этот выбор далеко не так очевиден, как может показаться на первый взгляд.
Как показывает практика, приобретение мощных дорогостоящих систем зачастую не позволяет решить всех проблем конструкторских и технологических служб, их внедрение вызывает большие трудности, эффективность инвестиций в САПР остается отрицательной. (В качестве примера можно привести один из крупных российских заводов, где в середине 90-х годов были закуплены десятки лицензий дорогостоящей системы CADDS 5 на сумму несколько миллионов долларов, а по состоянию на конец 1999 года реально использовалось всего несколько рабочих мест.)
Сегодня потребителя интересует комплексное решение имеющихся проблем, включая выбор оптимальной спецификации программно-аппаратных средств, их увязку и интеграцию друг с другом, подбор и тестирование оборудования, его внедрение, обучение персонала, запуск программно-аппаратного комплекса и его последующую техническую поддержку. В этой связи перед промышленным предприятием достаточно остро встает вопрос выбора не только конкретной САПР (или нескольких базовых систем) как инструмента автоматизации, но и компании-поставщика решений, способной взять на себя функции системного интегратора и предложить сбалансированное по стоимости и функциональности программно-аппаратное решение.
В результате сотрудничество предприятия с поставщиком решений автоматизации начинается задолго до закупки системы как таковой. Внедрение на предприятии любой системы автоматизации, в том числе и САПР, — это достаточно сложный процесс, успех которого зависит от четкой координации работ поставщика и заказчика на всех этапах. Наиболее эффективной, с точки зрения достижения конечного результата, нам представляется следующая схема.
Этап 1. Проведение экспресс-анализа предприятия.
Этап 2. Проведение комплексного обследования предприятия с детальным анализом основных технологических и производственных бизнес-процессов.
Этап 3. Выполнение технического проектирования, предполагающего разработку и согласование с заказчиком проекта автоматизации промышленного предприятия по схеме "как должно быть".
Этап 4. Внедрение комплексной системы автоматизации проектирования на предприятии по схеме: установка — тестирование — опытная эксплуатация (с обязательным обучением пользователей) — устранение замечаний — промышленная эксплуатация.
Этап 5. Взаимодействие компании с предприятием-заказчиком после сдачи системы автоматизации в промышленную эксплуатацию (периодический мониторинг функционирования системы, консультационное обслуживание, информационная поддержка, обновление версий ПО и т.д.).
Подчеркну: опыт показывает, что успех внедрения гораздо больше зависит от заказчика, чем от поставщика. Насильно ничего внедрить нельзя — в том числе и САПР.
Евгений Бахин - директор по маркетингу компании "АСКОН"; с ним можно связаться по адресу электронной почты bahin@kompas.kolomna.ru. |