Вашему предприятию нужно приобрести партию компьютеров. Каковы критерии выбора компьютеров для закупки? Можно смело сказать, что самое главное — выбрать подходящего поставщика...
Из опыта работы: первое и главное, что вы, руководители и «айтишники», требуете от нас, поставщиков, — это сервис. Часть сервиса связана с процедурой покупки и доставки — быстрая реакция и грамотный ответ на запросы, набор вариантов, короткие сроки поставки, удобство выписки счетов и оформления заказов. Для организаций, которые находятся в удаленных от Москвы районах, как правило, важна логистика. В отличие от централизованных организаций, которые имеют собственную систему доставки, региональные предприятия «любят», когда отработана схема доставки.
Поставщик, как правило, предлагает тот вариант, который удобен ему с точки зрения производства. И если производитель неожиданно для вас сменил тип материнских плат (корпус, блок питания), на которых основаны его компьютеры, то он должен, по крайней мере, объяснить вам, в чем преимущества этих компонентов, и обоснованно доказать, что вы ничего не теряете.
Достаточно часто имеет значение форма оплаты, кредитование, а есть региональные предприятия, которые платят бартером, а не деньгами. Распространена ситуация, когда предприятию, особенно региональному, важно помочь не только приобрести новую технику, но и избавиться от старой. Мы сами этим не занимаемся, но у нас есть региональные партнеры, которые приобретают по специальным ценам «снятую» технику и умеют ее сбывать. Если вы установили с компьютерной фирмой контакт по схеме: вы сбываете ей устаревшую технику по части стоимости новой, то, скорее всего, вы проработаете с ней очень долго... А если ваш ИТ-партнер говорит вам, что у нас не США, что это невыгодно и невозможно, то вам стоит оглядеться по сторонам. В России есть такая услуга, компьютерные фирмы делают это, и уверяю вас, делают себе не в убыток.
Потребительские качества такого товара, как компьютеры, резко возрастают при наличии у поставщика широкой сети сервисных центров. Важно, чтобы гарантийный срок на компьютеры составлял не менее 2–3 лет и чтобы в пределах досягаемости был сервисный центр производителя или авторизованный им сервисный центр. Хорошо выглядит, когда сервисные центры могут обеспечивать сервис в течение 24 часов в сутки и предлагать «горячую замену», если невозможно быстро устранить неисправность. Как правило, крупные заказчики желают иметь хотя бы возможность «горячей замены» компьютера. Но важно понимать, что это увеличивает стоимость товара.
Сегодня корпоративный заказчик чаще всего покупает компьютеры не сразу, а ежемесячно или ежеквартально, в зависимости от объема и периодичности финансирования. В этом случае, бесспорно, предпочтительнее работать с серийными производителями компьютеров (или их партнерами), которые могут в течение длительного срока выдавать продукцию, основанную на одних и тех же комплектующих. Это снижает ваши затраты на обслуживание «зоопарка» машин.
Как правило, для корпоративного клиента очень приятно слышать слово «бандл». Бандл — это максимально готовое решение для конечного потребителя. Это значит, что все оборудование готово к использованию на 100%, что все драйверы подойдут для всех устройств и что общая цена товара ниже, чем суммарная стоимость всех компонентов решения, если оно приобретается по отдельности. Такие компании, как American Power Conversion, Hewlett-Packard, SMC, Microsoft, Cognitive Technologies, R-Style Software Lab., «Арсеналъ», «Гарант-Парк» (я называю только наших партнеров), хорошо понимают важность готовых решений для корпоративных заказчиков и, как правило, идут на снижение цены на свои продукты для бандлов.
Далеко не всех сегодня интересует возможность модернизации компьютеров. Большие организации, как правило, после некоторого периода эксплуатации закупают новейшую технику, а более старую отправляют в филиалы.
Сегодня уже многие понимают, что для того, чтобы выбрать компьютер, недостаточно построчно сравнить записи в прайс-листе. Только ИТ-менеджер знает, из чего складывается подлинная стоимость компьютера. Что цена корпуса ПК говорит о технологичности его сборки. Что очень часто определенные блоки питания хорошо работают только в определенных корпусах. Что цена материнской платы зависит не только от ее характеристик, но и от таких параметров, как качество пайки платы и процент брака в партии плат. Что на стоимость оперативной памяти очень сильно влияет организация тестирования модулей памяти производителем... Что критичной является такая, казалось бы, мелочь, как «кулер» — охлаждающий вентилятор процессора! А ведь разница 5 долл. в цене на посредственный и хороший вентилятор может оказаться роковой... Из нашей практики — 20% обращений в сервисную службу связано с блоками питания, и только 5% — с качеством оперативной памяти.
Цена является приоритетным параметром не более чем в 20% случаев. Как правило, клиент, для которого приоритетным параметром является цена, готов пойти на то, что 12 компьютеров из 20 окажутся негодными и их придется заменить — лишь бы в конце концов, может быть, в течение месяца получить наконец партию кондиционных компьютеров. Перебороть эту тенденцию очень сложно. Для этого нужно, чтобы закупками компьютеров занимались ИТ-менеджеры, а не секретарши.
Василий Селюминов:
директор компании R-Style Computers
(http://www.rscomputers.ru),
с ним можно связаться по адресу
электронной почты root@rsc.r-style.ru.