Когда вопрос об информатизации предприятия становится актуальным для руководства? Когда руководство осознает, что предприятие "подзалетело" в рынок...
Но начать мне хотелось бы с обратного примера - когда революционной ситуации нет. Года два назад мне довелось вести большой консультационный семинар на одном из заводов Нижегородской области. И в ходе семинара я задал его участникам простой, как мне казалось, вопрос: какой объем продаж у вас был в апреле? Финансовый директор сказал: 790 тыс. руб., директор по производству - 1,2 млн. руб. Получив еще пяток самых разных ответов на этот вопрос, я решил обратиться к генеральному директору: "Так сколько же все-таки продукции вы продали в апреле? Кто прав - директор по производству или финансовый директор?" Генеральный надолго задумался, а потом ответил: "Могу сказать одно... и директор по производству, и финансовый директор - мои ближайшие помощники, я не первый год с ними работаю и полностью им обоим доверяю".
В конце концов выяснилось, что одни службы живут по декадному циклу, а другие - по недельному, что одни считают проданной продукцию, выехавшую за ворота завода, а другие - лишь ту, по которой поступила оплата, и т.д. Директор же, получая заведомо "несводимую" информацию, всем "доверяет" и ни с кем не хочет портить отношения. Таким образом, он (не зная, как выяснилось впоследствии, даже точного количества работающих на предприятии - то ли 1,6 тыс. человек, то ли 1,4) управляет не заводом, а хорошими отношениями со своими замами.
Может ли помочь такому руководителю информационная система? Вряд ли. Ибо у руководителей подобного типа просто нет желания воспринимать и анализировать внешнюю информацию, что-то менять в своей работе, заставлять договариваться других людей. Они (сознательно или несознательно) пытаются законсервировать сложившуюся ситуацию (в условиях "вечной мерзлоты" все сохраняется очень долго) и при этом загоняют себя в условия "острой информационной недостаточности". Кто может выжить в таких условиях? Монополисты, бюджетные предприятия, фирмы, откровенно лоббируемые региональной или федеральной властью, - короче, все, кто существует в нерыночных условиях, кто привык делить деньги или стоять с протянутой рукой у бюджетного пирога и кому нет дела до клиентов, сотрудников, новых рынков, экономии издержек. Чем хуже выглядит предприятие-"попрошайка", тем больше можно получить "на бедность", монополисты же искренне уверены, что их монополия вечна.
Параметры "революционной ситуации" можно выразить одним-единственным понятием - "рынок". Рынок - значит, спрос превышает предложение, значит, у потребителей есть реальный выбор, есть конкуренция среди производителей товаров и услуг. Цены, условия поставки, обслуживания и т.п. уже не диктуются производителем, а определяются рынком. Если цена определяется не производителем, значит, чтобы получать прибыль, придется снижать издержки или срочно искать новые рыночные ниши, атаковать их. Чтобы не потерять существующих клиентов, надо "ухаживать" за ними, предлагать дополнительный сервис, быстро изменяться. Возникают такие понятия, как "эффективность", "конкурентоспособность".
Примета времени - ужесточение рынка. Обороты растут, доходность падает. Преуспевают в деловом мире те компании, которые в состоянии быстрее всех собрать и обработать достоверную информацию (о состоянии финансов и складов, о движении материалов, о ценах у конкурентов и т.д. и, проанализировав ее, принять то или иное решение - чтобы не отстать и сыграть на опережение.
Не следует думать, что информация и средства, которые помогают собирать и обрабатывать ее, - это панацея от всех бед. Для достижения устойчивых конкурентных преимуществ нужно иметь продуманную стратегию, энергичный, квалифицированный и хорошо мотивированный персонал, надежных поставщиков и партнеров, нужна грамотная инвестиционная политика, и, наконец, просто нужна удача, потому что бизнес - это игра, а в игре, как известно, далеко не всегда везет сильнейшим. Другое дело, что, не имея информации, опираясь лишь на интуицию и прошлый опыт, фирма значительно снижает свои шансы на успех в конкурентной борьбе. Информация открывает "второе дыхание".
Сразу хотелось бы рассеять еще одно заблуждение. "Низы" практически никогда не нуждаются в информатизации (если только они не мечтают стать "верхами"). Еще кто-то из древних говорил, что владеющий информацией владеет миром. "Низы" же нуждаются в механизации своего труда, в его облегчении. В информатизации реально нуждаются (или могут нуждаться) лица, принимающие решения, управляющие бизнесом в целом или отдельными его направлениями. Что же касается загрузки отдельных исполнителей и целых подразделений, она не снижается в результате информатизации, зато изменяется сам характер работы, появляются новые возможности.
Сегодняшний руководитель балансирует между требованиями законодательства, чаяниями сотрудников, запросами и капризами клиентов, условиями конкурентов, манипулирует материальными, информационными и финансовыми потоками, балансирует, наконец, между старыми долгами, текущими проблемами и необходимостью улавливать "ветерок будущего". При количественном росте объемов, заказчиков, контрагентов, филиалов, сотрудников, проблем наступает момент, когда человек (даже очень талантливый) не успевает отслеживать все взаимосвязи.
Серьезная информационная система не только осуществляет бухгалтерские операции и получает бухгалтерскую отчетность (как многие считают), но и поддерживает процессы планирования и контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оперативного расчета себестоимости продукции по различным алгоритмам (по центрам затрат, по процессам, по заказам, с разделением на постоянные и переменные затраты), анализа всех аспектов деятельности предприятия.
Информатизация (включающая возможность оперативного сбора, структурирования и агрегирования данных для руководителей различного уровня) - как шест для руководителя. Но прыгать с шестом, как известно, могут лишь хорошо подготовленные, обученные и смелые люди.
Игорь Альтшулер: вице-президент Нижегородской гильдии профессиональных консультантов. С ним можно связаться по адресу электронной почты altsh@kis.ru.