Для начала следует определить, что можно назвать недооцененной на рынке компанией.
Определение очень простое - это компания, возможности которой значительно выше,
чем положение ее на рынке или чем общественное мнение о возможностях этой компании.
Неверно считать, что недооцененными могут быть только новички на рынке или маленькие
компании. Наоборот, гораздо сильнее недооценены именно большие компании, известные
всем, но попавшие в ловушку собственного имиджа или установившихся бизнес-процессов.
У каждой компании свои причины для попадания в список: кто-то однобоко развивает
свой бизнес, кто-то столкнулся с проблемами выхода на новые рынки, а кто-то
недостаточно вложился в маркетинг. Но результат всегда одинаков - общественное
мнение о компании существенно хуже, чем могло бы быть. После такого предисловия
вас гораздо меньше удивит то, какие компании я считаю наиболее недооцененными.
IBM
Полагаю, самая недооцененная ИТ-компания на российском рынке. На первый взгляд,
это весьма парадоксальное заявление. IBM - одна из ведущих западных компаний
в России, ее название говорит само за себя. И вдруг недооцененная? Казалось
бы, парадокс, но если сравнить IBM на Западе и IBM в России, станет заметна
огромная разница.
IBM - одна из тех редких компаний, которые могут взять огромный проект у заказчика
и выполнить его собственными силами "под ключ", начиная от оценки
бизнес-процессов и постановки задачи до внедрения и разработки сложнейших систем,
обучения персонала, аутсорсинга услуг и т. д. и т. п. При этом абсолютное большинство
работ будет выполнено с помощью разработанного компанией программного и аппаратного
обеспечения, собственных технических и консалтинговых служб, кредитных линий
и других сервисов.
Если рассмотреть мировые результаты работы IBM в III квартале 2003 года, то
48% оборота компании составили именно предоставляемые ею услуги, а если учесть
ее кредитные доходы, то более 50% оборота приходится на сервисы. Для сравнения:
продажа аппаратного обеспечения составила только 31%, и 16% принесли продажи
ПО (таким образом, доля продаж ПО составила более 50% от продаж аппаратуры,
еще раз напомнив о том, что IBM - один из главных поставщиков программного обеспечения
в мире).
Большинство западных компаний не предоставляют подробных данных о своих продажах
в отдельных странах, и оценить их можно только приблизительно. Но совершенно
очевидно, что доля услуг в обороте российского офиса IBM несравнима с общемировой
и вряд ли превышает 10%.
Даже если не принимать в расчет сервисную составляющую бизнеса, российская IBM
пока значительно уступает и в другом своем ключевом направлении - поставках
программного обеспечения. Продажи ПО IBM в России вряд ли составляют 50% от
продаж оборудования. Данные по этому направлению еще более скудны, чем данные
о продажах ПК и серверов, но опрос пользователей на сайте SQL.RU показывает,
что IBM DB2 и Informix использует только по 2% из более чем десяти тысяч проголосовавших.
Для сравнения: Microsoft SQL Server назвали 33% опрошенных, Oracle - 16%. Безусловно,
это данные о числе инсталляций. По числу пользователей картина может оказаться
не столь пессимистичной: Microsoft, возможно, потеряет лидирующие позиции, но
только потому, что ее вытеснит Oracle. Это резко контрастирует с мировой практикой,
где есть два серьезных лидера: IBM и Oracle, а Microsoft выступает в роли догоняющего.
С неразвитыми сервисами и слабыми позициями в области продаж ПО IBM в России
выступает как всего лишь один из поставщиков оборудования. Именно поэтому я
считаю IBM одной из самых недооцененных компаний на российском рынке, в то время
как она может стать одной из сильнейших. Однако для этого нужны инвестиции и
серьезная перестройка деятельности.
Microsoft
На первый взгляд, еще один странный выбор. Продажи Microsoft в России самые
высокие среди софтверных компаний. Конкуренцию им может составить только SAP,
но она работает в другом сегменте рынка. Казалось бы, более успешную компанию
трудно себе представить.
Однако общие проблемы компании заключаются именно в ее успешности. От компании
постоянно ожидают успехов и дальнейшего роста, и тут положение монополиста начинает
играть против нее. Дальнейший рост за счет увеличения рыночной доли в ряде секторов
уже невозможен - в силу отсутствия чужих рыночных долей. Привычка к развитию
быстрее рынка, возможная только за счет отнимания доли у конкурентов, плюс общий
застой ИТ-рынка на Западе приводят к тому, что компания должна выходить на новые
рынки. Microsoft уже много лет стремится уйти от "десктопного" бизнеса
и стать серьезным игроком на рынке корпоративных решений.
Что же позволяет считать Microsoft недооцененной компанией? Как ни странно,
но ответ содержится в высказывании одного из высокопоставленных менеджеров этой
компании: "Наши продукты сильно переросли наших сотрудников". Рынок
корпоративных решений требует совсем другого поведения и навыков, чем тот рынок,
на котором большинство сотрудников Microsoft успешно действовали до этого. Огня
в глазах и святой уверенности в том, что их продукты самые лучшие, уже недостаточно.
Корпоративный рынок весьма консервативен. Больше всего он напоминает английский
аристократический клуб - даже большие деньги не сделают вас членом этого клуба.
Fujitsu Siemens Computers
Компания Siemens Computer Systems на российском рынке работала много лет. Однако
долгое время основные продажи компьютеров этой компании (а после Fujitsu Siemens
Computers) осуществлялись в рамках кредитов, предоставленных России немецким
правительством. Имея почти гарантированный рынок сбыта в России, компания пала
жертвой этого преимущества. Такие условия не располагали к построению широкой
сети партнеров и дистрибьюторов, в результате Fujitsu Siemens при неплохих финансовых
показателях в России не смогла пробиться в первые ряды производителей компьютерной
техники, оставаясь нишевым игроком.
Еще один шанс был у компании, когда происходил процесс слияния HP и Compaq.
После слияния образовалась ниша, которую можно было заполнить, но Fujitsu Siemens
не смогла в полной мере воспользоваться временными трудностями конкурентов.
Тем не менее это подтолкнуло компанию к активизации работы на "свободном"
рынке.
Сегодня ситуация сильно изменилась. Компания значительно увеличила число своих
дистрибьюторов и дилеров. Существенно усилены центры технической поддержки.
Уже довольно давно Fujitsu Siemens стала собирать некоторое количество ПК на
заводе "Квант" в Зеленограде, но если раньше это было связано в основном
с условиями государственных тендеров, то теперь компания предлагает эти компьютеры
по весьма привлекательным для brandname-компьютеров ценам. В результате выпуск
возрос до нескольких десятков тысяч компьютеров в год.
Однако нельзя сказать, что образ Fujitsu Siemens в глазах покупателей сегодня
соответствует реальному положению дел. Нахождение в тени в течение предыдущих
лет повлекло за собой серьезные проблемы, которые требуют большого количества
усилий и инвестиций, в первую очередь в маркетинг.
Sun Microsystems
Еще один неожиданный участник списка. Трудно найти более раскрученную и известную
компанию в области тяжелых серверных решений на российском рынке. Долгое время
эта компания была даже несколько переоценена. В основе ее успехов всегда была
тесная связь с системными интеграторами, качество продуктов, гибкость и незабюрократизированность
в работе с партнерами, связи с разработчиками и производителями корпоративного
ПО.
Сохраняя все эти позиции в России, российская Sun получила удар со стороны
американских рынков. Финансовые потери компании на Западе и вызванные ими статьи
о ее неясном будущем слегка поколебали уверенность заказчиков. Кроме того, Sun
- единственная компания среди поставщиков серверов высокого уровня, которая
не обновила в этом году линейку своих тяжелых серверов. И хотя новый процессор
и новые компьютеры обещаны в следующем году, что для консервативного корпоративного
рынка не срок, многие "горячие головы" заговорили о кризисе компании.
Имеющая отличные технологии в области как аппаратного, так и программного обеспечения,
сильнейшие позиции в целом ряде отраслей (коммуникации, банки и т. д.), Sun
обладает большим запасом прочности для выхода из кризиса. Но в результате этих
событий у некоторых специалистов появилась неуверенность в стабильности компании,
наложившаяся на процесс смены сотрудников в отделе маркетинга, из-за чего компания
несколько сбавила свою маркетинговую активность в России. Именно это и позволяет
мне отнести Sun к недооцененным компаниям. Это очередной случай, когда люди
привыкли к отличному и на просто хорошее реагируют как на негативную тенденцию.
Novell
И, наконец, добрый старый знакомый. Компания, которая имела все, но не смогла
удержать. Поражение в битве с Microsoft на рынке сетевых операционных систем,
казалось бы, должно было поставить точку в судьбе компании. Тем не менее Novell
продолжает работать и развиваться. Выпускаются новые версии NetWare, прекрасно
справляющиеся с задачами сетевой ОС и отличающиеся исключительной надежностью
и устойчивостью. Продажи NetWare в России вполне заметны на фоне продаж соответствующих
продуктов Microsoft. Но основное направление работы компании - это предоставление
кросс-платформенных сервисов для обеспечения безопасности, идентификации, администрирования
клиентских мест и серверов, порталов, серверов J2EE и Web-служб, сервисов обмена
сообщениями, каталогов и многого другого. Ориентация на кросс-платформенность
и недавняя покупка компаний Ximian и SuSE, известного поставщика дистрибутивов
Linux, обеспечивают компании устойчивое положение в будущем, правда, в роли
нишевого игрока.
К сожалению, прошлая известность сыграла с Novell дурную шутку. Большинство
специалистов воспринимают ее как производителя NetWare. В результате многие
специалисты вообще не рассматривают другие продукты Novell в полной уверенности,
что там не может быть ничего им интересного. А зря! Любая другая компания, обладающая
таким набором продуктов и не называющаяся Novell, гораздо чаще упоминалась бы
в новостях компьютерной прессы и гораздо больше была бы на слуху у специалистов.
Проблема с неверной идентификацией и привела эту компанию в наш список.
Заключение
Как следует рассматривать этот список? Ни в коем случае как признание перечисленных
компаний неудачниками. По сути, это в определенной степени попытка восстановить
справедливость в отношении этих компаний и уберечь пользователей от случайных,
непродуманных оценок.
Существует довольно популярная методика анализа рыночной ситуации - SWOT-анализ.
Аббревиатура SWOT расшифровывается как анализ внутренних сил (STRENGTHS) и слабостей
(WEAKNESSES) организации и возможностей (OPPORTUNITIES) и угроз (THREATS) внешней
среды. Этой статьей мы попытались заполнить ячейки STRENGTHS и WEAKNESSES таблицы
SWOT-анализа. Сами компании должны заполнить ячейки OPPORTUNITIES и THREATS.
Как они справятся с этим, как построят свою работу в 2004 году и смогут ли покинуть
наш список? Эти итоги мы подведем через год в очередном новогоднем выпуске.