На III Всероссийском форуме по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город: Новые вызовы» в городе Мурманск представлены Методические рекомендации по цифровизации муниципалитета, разработанные при участии экспертов АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом»). В них сформулированы основные принципы развития территории, руководствуясь которыми можно построить устойчивый инновационный город за
За основу рекомендаций взята собственная методология РИР Lean Smart Citizens&Business (Умное Бережливое сообщество), которая позволяет выявлять предпринимательские идеи у населения и заводить их в цифровой формат, чтобы затем обеспечивать необходимыми коммуникациями, ресурсами и продвижением силами местного оператора (НКО). Участие в разработке Методических рекомендаций прошло в рамках работы Центра профессиональных управленческих сообществ уровня муниципалитет и регион (ЦПУС).
На пленарной сессии Форума участники много говорили о том, как происходит цифровизация на уровне муниципалитета — самом близком к человеку уровне управления и развития территории. Подробнее эту дискуссию развернул ЦПУС в формате экспертной сессии глав городов. Представители местного самоуправления обсудили, что такое умный город и чем он отличается от обычных городов, каким должен быть глава умного города, и чего не хватает для цифровизации муниципалитетов сегодня.
В активной работе сессии участвовали мэр города Иннополис Руслан Шагалеев, глава города Реутов Станислав Каторов, первый зам. главы Нижнего Новгорода Илья Штокман, директор по развитию и индустриальным партнерам Фонда «Сколково» Сергей Дутов.
К онлайн-эфиру сессии подключилось 253 представителя ОМСУ из 52 городов России из числа членов цифрового профессионального управленческого сообщества уровня регион и муниципалитет ЦПУС. В ходе работы участники назвали основные отличия умного города от обычного и сформулировали ключевые компетенции, необходимые мэру умного города. Он должен вдохновлять и поощрять; уметь брать на себя ответственность и работать с командой, быстро и без лишней бюрократии принимать решения; обладать гибкостью, эмпатией и эмоциональным интеллектом; непрерывно повышать свои компетенции. Также главе любого города важно знать нормативно-правовую базу, судебную практику, а также осознавать риски, связанные со статусом ОМСУ. «По моим ощущениям мэра все воспринимают как директора какой-то компании, которая должна расти. Все забывают про политическую функцию мэра, административную функцию и правоохранительную коммуникацию. Потому что обычно мэр в России — это человек, находящийся под таким углом зрения со стороны десяти очей, которые наблюдают за ним. Так что любая инициатива, как правило, граничит с уголовным кодексом. Представляете мэра, который не подписывает ни одного документа? Подписывает, например, только первый зам? И такие мэры есть», — отмечает один из экспертов сессии.
В части «цифровых компетенций» участники сессии уверены, что мэр должен понимать, что такое цифровые продукты, но глубокое погружение в «цифру» ему не требуется. Цифровые компетенции как некий продвинутый уровень владения ICT-инструментарием должны быть представлены в команде главы отдельным ответственным CDTO в статусе замглавы.
Подытоживая, главы пришли к выводу, что мэр в умном городе должен обладать стратегическим видением и уметь выстраивать профессиональные коммуникации с командой, местными сообществами, работодателями, жителями. Все участники отметили, что для главы умного города важно иметь право на ошибку. «Если мы хотим создавать что-то новое, мы можем ошибаться — это неизбежно, — подчеркивает другой участник сессии. — Зачастую обязанности и полномочия мэра не симметричны как у органа местного самоуправления, и в этом большая проблема».
Результаты сессии будет представлены в качестве дополнительного раздела в Методических рекомендациях. Их ключевая идея — использовать интеллектуальный потенциал города в его развитии: энергию активных жителей и городских сообществ, организационные способности предпринимателей, местные продукты и услуги, экспортируемые через цифровые решения в другие города как локальные нематериальные активы. Методические рекомендации по цифровизации муниципалитета в открытом доступе представлены здесь.