Система контроля за государственными электронными закупками требует серьезной переработки — об этом заявили в начале октября представители Ассоциации Участников Закупок на круглом столе, посвященном обсуждению законодательных инициатив в сфере госзакупок.
Поводом к такому заявлению послужили статистические данные о нарушениях на рынке электронных закупок, собранные ассоциацией за последние несколько лет. Согласно проведенному исследованию, под пристальное внимание правоохранительных органов попадают преимущественно мелкие нарушения, где суммы заказов исчисляются десятками тысяч или миллионами рублей. Однако нарушения в крупных торгах, где счет идет на миллиарды, проходят, как правило, незамеченными.
«Дело не в тотальном подкупе контролирующих органов, которые могут игнорировать нарушения в крупных закупках», — заявил Владимир Ястребов, руководитель аналитического центра АУЗ, «Хотя такие причины также имеют место быть. Дело в договоренностях на уровне органов власти, распределяющих государственные бюджеты, а также обоснованном страхе более мелких фирм составить конкуренцию таким заказам. Ведь необдуманная ставка может стать причиной криминальных разборок».
Как подчеркнул В. Ястребов: «К сожалению, истории про украденные сотни миллионов и миллиарды рублей — становятся нормой в обществе. Следственные органы превращаются в сухих статистов, вместо того чтобы разработать и предпринять шаги, позволяющие эффективно пресекать нарушения в сфере электронных закупок. Ведь на один выявленный факт мелкого сговора — приходятся сотни крупных нарушений, на которые контролирующие органы «закрыли глаза».
Недавнее заявление министра внутренних дел Владимира Колокольцева о том, что самыми коррумпированными сферами являются закупки для государственных и муниципальных нужд, строительство, содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образование, наука и культура — лишь подтверждает слабость позиции государства, считает специалист. Ведь эти перечисленные сферы являются лидерами по объемам электронных закупок.
В настоящий момент законодатели проводят доработки федерального закона 44-ФЗ о контрактной системе, стараются выработать более удобные и прозрачные правила для участников, однако сконцентрировать внимание, по мнению аналитика, необходимо на доработке Уголовного Кодекса, в частности, статьи № 35 «Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору».
Согласие с обозначенной проблематикой выразили присутствовавшие на круглом столе представители компаний, оказывающих услуги по участию в электронных торгах. В частности, участник от Центра Заключения Контрактов сообщил, что: «Среди крупных клиентов имеются такие, кто открыто заявляет об имеющихся договоренностях с заказчиком, либо настолько уверены в победе, что можно предположить наличие договоренностей.
Таким потенциальным клиентам важно, чтобы им правильно оформили документацию и провели торги согласно всем требованиям российского законодательства, однако далее выставленный лот фактически участвует в коррупционной схеме. По мнению гостей из Центра Заключения Контрактов, подобные неприкрытые заявления являются сигналом, что нарушения в госзакупках стали нормой в обществе.
При этом специалисты подчеркнули, что не имеют возможности подтвердить или опровергнуть полученную информацию, так как не являлись участниками переговоров. Более того, нередко клиенты ошибочно предполагают наличие сговора: «Бывают ситуации, когда клиент уверен в победе только на основании того, что администрация города позвонила на фирму и предложила принять участие в тендере. Бизнесмены не понимают, что точно такой же звонок получили остальные конкуренты. Просто администрации нужна „массовка“ на период проведения торгов» — отметил участник круглого стола.
В целом же, присутствовавшие эксперты единогласно сошлись во мнении, что необходимо не просто дорабатывать законодательство в отношении госзакупок, а расширять полномочия контролирующих органов, ужесточать ответственность за нарушения в сфере электронных торгов. Только такие шаги позволят сделать систему закупок по настоящему эффективной. Доработки закона 44-ФЗ, которые ведутся в настоящее время Государственной Думой РФ, по поручению Игоря Шувалова, первого вице-премьера правительства России, не затрагивают подобных изменений, а значит не смогут существенно повлиять на борьбу с коррупцией — убеждены специалисты АУЗ.
Между тем, дорабатывать законы и решать проблему необходимо, единичные крупные лоты с нарушениями составляют конкуренцию тысячам более мелких лотов (в рублевом эквиваленте). Это означает, что до 35% всего госбюджета расходуется по криминальным схемам, но посредством официальных торгов — заявили аналитики Ассоциации Участников Закупок. Решение вопросов с экономией такого объема средств — является стратегически важным для государства, особенно в текущей экономической ситуации в нашей стране.