Рынок виртуальных операторов в развитых странах Европы прошел долгий путь развития от появления первых MVNO-дискаунтеров до поставщиков решений в области межмашинных коммуникаций и Интернета Вещей. Европа занимает лидирующие позиции в мире по количеству действующих виртуальных операторов мобильной связи — 585 MVNO, или 59 % от мирового показателя, без учета «вторых» брендов сотовых операторов.
Высокая популярность MVNO в Европе связана прежде всего со стремлением отраслевых национальных регуляторов усилить конкуренцию и снизить розничные цены на мобильную связь, а также готовностью операторов максимально эффективно использовать свои сетевые емкости и радиочастотный спектр, в том числе в сегменте сетей 4G/LTE.
Развитие рынков MVNO на европейском континенте неоднородно по географии. По количеству независимых виртуальных операторов в Европе лидируют Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция и Испания, на долю которых приходится почти 2/3 всех независимых MVNO. В этих странах, а также в Дании и Бельгии совокупная доля MVNO (без учета «вторых» брендов) превышает 10 %.
По прогнозам Pyramid Research, в 2015–2020 гг. среднегодовой темп роста (CAGR) абонентов MVNO в Европе составит 5 %, и в конце 2020 г. в регионе будет насчитываться 110,7 млн MVNO-абонентов. Наиболее перспективными сегментами являются мобильная передача данных, M2M, этнические и роуминговые проекты, в то время как стратегия MVNO-дискаунтеров на развитых европейских рынках больше не гарантирует им успеха.
По мнению J’son & Partners Consulting, потенциал рынка MVNO в развитых странах Европы остается достаточно высоким, несмотря на сокращение доли виртуальных операторов в отдельных странах (Франция, Испания и др.) в результате сделок по слияниям и поглощениям. Прогнозы рынка MVNO в количественном и в денежном выражении имеют достаточно высокую вероятность реализации.
С учетом технологического развития и ухода от классических SIM-карт к встроенным/виртуальным SIM-картам (eSIM), предустановленным в абонентские устройства, классическая модель MVNO будет трансформирована в такую, при которой профили существующих инфраструктурных операторов будут «заливаться» по воздуху. При этом пользователи (как люди, так и машины и механизмы) будут динамически настраиваться на лучшее в данной локации подключение с точки зрения как качества канала, так и тарифа.
По оценке J’son & Partners Consulting, к концу 2015 г. в России насчитывалось около 2,2 млн абонентов MVNO, что составляет не более 1 % от количества активных SIM-карт мобильной связи. Этот показатель примерно соответствует уровню развивающихся стран Латинской Америки и Восточной Европы и свидетельствует о том, что рынок MVNO в России по-прежнему находится в самой ранней стадии своего развития.
Основные сдерживающие факторы развития рынка MVNOсвязаны с незаинтересованностью крупных сотовых операторов («большая тройка») в усилении конкуренции в условиях фактического отсутствия регуляторного давления. Как следствие, потенциальным независимым MVNOв России сложно и чаще всего просто невозможно договориться с сотовыми операторами о предоставлении в аренду сотовой инфраструктуры. Еще одним тормозом является неготовность нормативно-правовой базы. В частности, законодательно не определены условия для деятельности MVNA — агрегаторов, которые могли бы выступать посредниками небольших виртуальных операторов в коммерческих соглашениях с операторами мобильной связи для получения более выгодных условий за счет эффекта масштаба. Для крупных MVNO"полного цикла" (Full MVNO) развитие сдерживается необходимостью высоких капитальных затрат в условиях сложности реализации модели совместного использования инфраструктуры.
Анализ существующих, находящихся на разных этапах реализации MVNO-проектов в России, планируемых, закрытых и «замороженных» проектов показал, что наиболее «жизнеспособными» MVNO являются проекты, запущенные телекоммуникационными компаниями внутри групп компаний (МТС, «МегаФон»).
Крупнейшим MVNO в России является Yota с абонентской базой около 1,7 млн на конец 2015 г. и рыночной долей 78 % по числу абонентов. К другим крупным проектам относятся «Алло Инкогнито», МГТС, SIM-SIM, Matrix Mobile и Aiva Mobile.
Характерной особенностью российского рынка MVNO с точки зрения целевой аудитории является отсутствие операторов-дискаунтеров (ниша занята Tele2) и нишевых MVNO, ориентированных на различные социальные и возрастные группы (ниша занята сотовыми операторами).
По прогнозам J’son & Partners Consulting (базовый сценарий), доля MVNO составит к 2020 г. около 2 % (5 млн). Остаются перспективными такие направления, как dataMVNO (особенно в международном роуминге), этнические MVNO, проекты для крупных корпораций; пакетные предложения операторов фиксированной связи, включающие мобильную связь; в среднесрочной и долгосрочной перспективе — проекты в области IoT.