С декабря 2015 года по февраль 2016 года на Горячую линию Рунета поступило более 100 обращений пользователей, столкнувшихся с мошенниками при совершении покупок в Интернете.
Лидируют по количеству жалоб интернет-магазины электроники и бытовой техники, парфюмерии и косметики, нелегальные магазины в социальных сетях. РОЦИТ считает, что увеличение жалоб связано с традиционным повышением покупательского спроса в праздничные дни, а с учетом увеличения стоимости зарубежных товаров, многие граждане решаются на покупку в Сети, в надежде на лучшую цену. Не случайно, что рынок с более чем 10 миллионами покупателей полон мошенников.
Несколько примеров обращений пользователей Рунета, на Горячую линию (орфография сохранена):
«В Интернет-магазине мною были приобретены 2 парфюма. Товар оказался подделкой под уважаемые бренды. При растирании на ладонях остается мыльный раствор, который растворяясь начинает благоухать ароматом жидкого мыла. Мной был опробован 1 флакон, который после распыления не оставляет запаха и после 5-6 нажатий на распылитель верхняя насадка стала двигаться, т. е. она не закреплена и скоро может отвалиться. Упаковки были вскрыты, по приезду домой и выброшены в урну полиэтиленовые упаковки со стикерами, но картонные коробки остались. К сожалению, по своей неосторожности, вместе с целлофаном, выбросил и чек, о чем потом очень сильно пожалел. Теперь нет доказательств моей правоты. Но остался заказ в электронной почте со всеми данными по заказанной продукции».
Илья, 25 лет
«Мною в меховом интернет-магазине „М....“ была приобретена шуба из бобра за 65000 рублей. Доставка курьером. Впоследствии я обнаружила, что шуба произведена в Китае а заказывала я Италию и курьер уверял, что это Италия, но при тщательном осмотре мелким шрифтом который сразу не разберешь, написано Китай. На следующий день я отнесла шубу к специалисту в меховое ателье где мне сказали, что выделка плохая и мездра хрустит. На мои просьбы обменять на другую шубу хорошего качества пусть даже с доплатой, они бросают трубку, а потом не подходят к телефону, ни на смс ни на дальнейшие звонки они не отвечают. Также они не дали кассового чека и только приходный кассовый ордер, где стоит печать фирмы с другим названием, который я также не сразу прочитала, не было и сертификата качества.
Магазин нигде не зарегистрирован, у него даже нет своего сайта (кроме объявлений на авито), работают нелегально». Ольга, 28 лет«У меня есть страница в социальной сети Instagram, там я увидела страницу c объявлениями о продаже сумок, одежды, обуви и аксессуаров. Меня заинтересовали объявления о продаже сумок, и я связалась с продавцом, как позже она представилась, О., через популярный месенджер. Я перевела денежные средства в размере 18 000 рублей в счет выбранной мной сумки „Dior чёрная“ из указанного профиля Instagram на сообщенный в переписке через месенджер, номер банковской карты. О. сообщила мне, что это банковская карта её брата и просила перевести деньги на неё, поскольку карта самой О. пока не готова. Позже я договорилась с О. о покупке второй сумки „Прада зеленая“, в связи с чем, я перевела денежные средства в размере 16 500 на банковский ее счёт. Сумки О. обязалась мне прислать через неделю, однако до настоящего времени я их не получила. На мои вопросы в месенджере, она сначала придумывала различные отговорки, а, когда я попросила прислать мне трекинговый номер, в подтверждение отправки товара либо вернуть мне деньги, заблокировала мой телефон и перестали выходить на связь. Как мне стало известно, я не единственная пострадавшая от мошеннических действий О... Более того, в разных социальных сетях, мошенница выступает под разными аккаунтами».
Марина, 32 года
С 2015 года проект РОЦИТ «Горячая линия Рунета» осуществляет поддержку и защиту пользователей в Сети, каждодневно отвечая на вопросы пользователей, как поступить в ситуации, когда обманули интернет-мошенники. Но, по мнению специалистов Горячей линии, гораздо важнее знать, как вычислить мошенника и определить интернет-магазин, которому стоит доверять.
Горячая линия Рунета рекомендует совершать обдуманные покупки в специализированных интернет-магазинах, относящихся с заботой к своим покупателям и осуществляющих свою деятельность на законных основаниях.