Международная продуктовая сеть SPAR представлена в России более 300 розничными магазинами различных форматов, все они работают по системе франчайзинга. ЗАО «СПАР Ритэйл» — один из наиболее крупных франчайзи-партнеров SPAR в стране. 28 супермаркетов компании находятся в Москве, Московской области и Владимире.
Для управления розничной сетью «СПАР Ритейл» использует отраслевое решение Columbus Food Retail на основе Microsoft Dynamics AX. Система запущена в промышленную компанию сравнительно недавно, она сменила «зоопарк» нескольких устаревших информационных систем, в том числе в Microsoft Dynamics AX 3.0. Партнёром проекта внедрения новой ERP-системы выступила консалтинговая компания Columbus.
«Наши цели состояли в том, чтобы запустить единую информационную систему по всем филиалам и юридическим лицам компании, унифицировать бизнес-процессы, прийти к единой корпоративной политике в области управленческого, бухгалтерского и налогового учёта, — комментирует Михаил Красавин, ИТ-директор ЗАО „СПАР Ритейл“. — Акцент был на автоматизации процессов управления ценообразованием и ассортиментом, казначейских операций, внутренней логистики и производственного учёта».
Решение Сolumbus Food Retail обеспечивает ключевые области работы «СПАР Ритейл»: управление ассортиментом, ценообразованием и продажами, закупочную и внутреннюю логистику, документооборот и взаиморасчёты с поставщиками, бухгалтерский и налоговый учёт, учёт собственного производства. ERP интегрирована с POS- и WMS системами, системой кадрового учёта и расчётов заработной платы, а также системой управления терминалами сбора данных SPAR Mobile.
«Удобство, функциональность системы, доступность поддержки — основные причины, по которым мы выбрали решение Columbus на базе Microsoft Dynamics AX. Сотрудники уже работали с системой, пусть и в старой версии, понимали её логику, адаптировались к её возможностям, — отмечает Михаил Красавин. — Некоторые уникальные процессы мы перенесли из прежнего решения и доработали под новые условия бизнеса».
Ассортимент ЗАО «СПАР Ритейл» включает около 18 тыс. товарных наименований, более трети составляет продукция собственного производства — салаты, горячие блюда, выпечка. Одна из головных болей ритейлера — учёт готовой продукции в полуфабрикатах и сырье. Инструменты Columbus Food Retail используются для ведения рецептур, учёта готовой продукции и расходов сырья в ингредиентах. В системе можно рассчитать себестоимость готовой продукции и цены для продажи, управлять операциями разделки и разукомплектации, перемещениями полуфабрикатов и готовой продукции по сети магазинов. К примеру, автоматический учёт разрубов, доступный в решении, важен для производства мясных полуфабрикатов и готовых блюд из мяса и птицы. Себестоимость результатов разделки определяется по коэффициентам, которые задаются сотрудниками компании на уровне спецификаций.
Управление ассортиментом и ценообразованием в ЗАО «СПАР Ритейл» ведётся на уровне отдельных торговых точек и форматов магазинов. Розничные и внутрихолдинговые цены устанавливаются автоматически, обновляясь при изменении цен поставщиков. Для каждой торговой точки или формата на определенные дни недели можно установить фиксированные или акционные цены на продукцию.
Логистический контур Columbus Food Retail затрагивает закупочную деятельность, расчёты с поставщиками, управление запасами. К примеру, в плане работы с поставщиками Columbus Food Retail отслеживает точность исполнения обязательств по заказам, упрощает расчёт премий и начисление штрафов. На момент поступления товара на склад сотрудники компании оперативно проверяют, соблюдается ли график поставки, соответствуют ли предварительно оговоренные с партнёром объемы и цены на продукцию, фактически поступившим, нет ли расхождений между принятым заказом и указанным в документах. Columbus Food Retail поддерживает обработку перепоставок и недопоставок, оформление возвратов. Оформление и подтверждение заказов обеспечивается средствами EDI.
Сотрудники также ЗАО «СПАР Ритейл» осуществляют в системе полноценный бухгалтерский учёт в соответствии с действующим законодательством. Columbus Food Retail поддерживает учёт кредитов и займов (расчёт процентов по займам), расчёты с подотчетными лицами, учёт материалов и услуг, основных средств и нематериальных активов, учёт расходов будущих периодов, учёт входящего и исходящего НДС с формированием первичных документов. Система планирует и контролирует движение денежных средств по всем товарным операциям ритейлера, помогает управлять кредиторской и дебиторской задолженностью.
«В процессе внедрения несколько раз менялся менеджерский состав, что отражалось на подходах к организации отдельных процессов и задачах внедрения в целом. Фактически не успев еще запустить и пожать первые плоды использования системы, мы переделывали многие бизнес-процессы и перенастраивали их в решении. Тем не менее, мы достигли главной цели проекта: сейчас вся хозяйственная деятельность реализована в одной системе на основе Microsoft Dynamics AX, — говорит Михаил Красавин, ИТ-директор ЗАО „СПАР Ритейл“. — Отмечу, что команда Columbus проявила себя как ответственный партнёр, заинтересованный в успешном результате внедрения, способный доводить задуманное до конца».