До внедрения технологии управления лицензиями в ГК «Маяк» не всегда должным образом контролировались вопросы установки программного обеспечения.Отсутствовала единая централизованная схема учета ПО и планирования его приобретения. Кроме того, в компании используется специализированное ПО (САПР). Все это в комплексе приводило к усложнению управления разветвленной ИТ-инфраструктурой, нерациональному использованию трудовых и финансовых ресурсов на ее обслуживание и развитие.
«Нам необходимо было получить полное представление об используемых в корпорации программных и аппаратных компонентах ИТ-инфраструктуры, - рассказывает Михаил Шульпин, исполнительный директор ГК “Маяк”. - Целью последующего анализа полученной информации была оптимизация используемого набора ПО в строгом соответствии с бизнес-задачами, решаемыми на каждом рабочем месте и в каждом подразделении, а также на предприятии в целом. Кроме того, необходимо было четко определить пути дальнейшего развития и повышения эффективности функционирования ИТ-инфраструктуры».
Технология управления лицензиями идеально подходила для вывода ИТ-составляющей бизнеса на новый уровень, а эффективно организованное и технологичное лицензирование программного обеспечения исключало юридические риски. Кроме того, оказалось, что с помощью этой технологии проще пользоваться корпоративными программами лицензирования, которые предлагает Microsoft. Таким образом, руководством ГК «Маяк» было решено осуществить комплекс необходимых мер с помощью поддержки системного интегратора «Вебзавод».
«Потратив на инвентаризацию несколько недель и привлекая к этому весь состав подразделения ИТ, начинаешь понимать, что полученные данные уже устарели и пора начинать все сначала. Инвентаризация превращается в вялотекущую, нудную и неблагодарную работу, постоянно требующую привлечения сил и средств, отрываемых от основной деятельности», – отметил Михаил Шульпин. Действительно, ручной контроль закупки и эксплуатации программного обеспечения требует больших затрат времени и малоэффективен. Осознав это, ИТ-специалисты ГК «Маяк» по рекомендации экспертов «Вебзавода» первым делом решили начать автоматизированный процесс инвентаризации. Это существенно сократило время инвентаризации ПО (несколько часов вместо нескольких недель) и позволило в реальном времени иметь полный список всех программ, используемых на любом компьютере корпоративной сети. В частности, автоматическая инвентаризация показала, какие программы сотрудники управляющей компании используют для работы, а какие – для развлечения. В отчете были указаны все программы, не способствующие эффективной деятельности компании.
На втором этапе была проведена стандартизация оборудования. Наличие унифицированных рабочих мест существенно сокращает сроки анализа сводной информации и решение проблем. На каждом из рабочих мест необходимо было провести анализ программного обеспечения и сделать выводы о его совместимости и необходимости его наличия.
В результате первых двух этапов внедрения специалистами «Вебзавода» был предложен стандартизированный набор необходимого в работе компании программного обеспечения. Для этого набора была отработана процедура покупки, эксплуатации ПО и списания ненужного ПО. Таким образом, в результате работы по внедрению в компании «Маяк» достигнут третий –рационализированный, уровень SAM. В перспективе возможен переход на самый высокий, четвертый, динамический уровень. В результате проведения мероприятий по управлению лицензиями был выработан стандарт информационной инфраструктуры ГК «Маяк». Технология управления лицензиями стала важной частью комплекса корпоративных регламентов и правил. Следует отметить, что важнейшим аспектом использования технологии SAM является оперативное отслеживание нелицензионного программного обеспечения, что позволяет избежать штрафных санкций, которые могут достигать значительных сумм. Дополнительно в ходе работы руководству ГК «Маяк» специалистами «Вебзавода» была предложена распределенная система платежей, которая оптимально соответствует специфике деятельности компании и представляется наиболее удобной и выгодной.