Сеть мультисервисная и мультивендорная

В современных проектах по модернизации корпоративных телекоммуникацион­ных инфраструктур се’ти передачи голоса и данных, существовавшие независимо друг от друга, все чаще заменяются на единую мультисервисную, которая обеспечивает обе функции. Но при том, что на рынке имеется ряд комплексных решений по построению таких сетей, проектов, реализованных полностью на оборудовании одного производителя, не очень много — необходимость частично сохранить вложения, сделанные в преж­нюю инфраструктуру, диктует мультивендорный подход. Так, в новой единой информационной сети, первая очередь которой была недавно запущена на Марийском нефтеперегонном заводе, транспортировка IP­трафика (данных и голоса) по завершении проекта будет осуществляться на платформе Cisco, а коммутация телефонных разговоров — на платформе Avaya. В результате заказчик сможет одновременно пользоваться и IP­телефонией, и аналоговыми телефонными линиями.

Проект выполняет компания «Телеком­Сервис ИТ». На первом его этапе офисная АТС LG, установленная в офисе заказчика в Йошкар­Оле, была заменена на Avaya IP Оffice 406 и организовано подключение потоком E1 к сети оператора. Основная масса абонентских подключений — аналоговые (с использованием существовавших в офисе линий и аппаратов), но для руководителей компании обеспечен дистанционный доступ к корпоративной телефонной системе по IP­каналу (с помощью аппаратного или программного IP­телефона Avaya), которым они пользуются, находясь дома или в поездке.

Планы второго этапа предусматривают замену еще двух станций — на территории самого завода и в принадлежащем предприятию профилактории, — и построение отказоустойчивой защищенной транспортной сети на базе оборудования Cisco. Для повышения надежности предполагается организация избыточных каналов связи, для улучшения управляемости и защищенности все магистральные каналы будут функционально относиться к сетевому уровню модели OSI; соответственно площадки будут объединяться посредством маршрутизаторов или коммутаторов третьего уровня. Из соображений безопасности конфиденциальную информацию, в том числе телефонные разговоры, при передаче по открытым каналам (включая арендованные) планируется шифровать алгоритмами DES, 3DES или AES. Имеющееся подключение центрального офиса к телефонной сети общего пользования (ТфОП) останется единственным, как и интернет­канал.

Транспортная сеть свяжет три объекта (центральный офис, завод и профилакторий), после чего установленные в этих точках АТС заработают как единое целое.

Измерить производительность SAP R/3

Необхо­ди­мость ранней диагностики проблем с производительностью в сложных корпоративных системах управления не вызывает сомнений. Разработчики таких решений, не исключая, конечно, и SAP, снабжают их средствами мониторинга. Однако структурам, входящим в энергосистему Белгородской области, встроенного мониторинга оказалось мало. В начале этого года «Корпоратив­ные СервисныеСистемы» — ком­пания, предоставляю­­­­­щая предприятиям энергетики комплекс услуг в области ИТ, — успешно завершили пилотный проект по мониторингу производительности SAP R/3 с помощью независимого комплекса инструментов Symantec i3.
Инсталляция продуктов SAP в «Корпоративных Сервисных Системах» входит в число самых масштабных и успешных в России. В ЦОДе компании развернута SAP R/3, автоматизирующая бизнес­процессы белгородской энергосистемы, а также одна из наиболее функ­­ционально полных конфигураций SAP в стране для МРСК Центра и Северного Кавказа и входящих в нее предприятий. Как сказал директор «Корпоративных Сервисных Систем» по ИТ г­н Недосеков: «Не всегда штатных средств мониторинга и анализа оказывается достаточно для эффективной диагностики проблем производительности; для решения возникающих вопросов необходимо регулярно привлекать сторонних экспертов». Продукт Symantec i3 существенно усиливает средства мониторинга и анализа производительности SAP R/3 и снижает затраты на соответствующий консалтинг.

Решение, интегрированное с SAP R/3 4.6c и 4.7 (что подтверждено сертификатом SAP Labs), предоставляет информацию нескольких уровней детализации. Системные администраторы и разработчики SAP получают показатели загруженности всех важ­ных компонентов объект­ной системы, данные об источниках загрузки, типах возникающих блокировок, изменении соответствующих параметров во времени. Менеджеры среднего звена могут видеть более обобщенные данные об отклонениях от заданного уровня производительности, об их причинах и узких местах. Ну а руководству «Корпоративных Сервисных Сис­тем» до­­ступ­ны сводки, объективно характеризующие качество работы приложений с точки зрения соответствия требованиям SLA. Пилотное внедрение Symantec i3 выполнено командой, включавшей специалистов компаний TopS BI и SoftBCom. В рамках полного внедрения, планы которого будут окончательно определены по результатам пилотного проекта, предполагается сформировать специальные бизнес­процессы постоянного контроля состояния системы SAP c реагированием на отклонения и принятием решений об оптимизации.

Западно-восточный учет

Проблема совмещения российских и западных стандартов учета долгое время создавала трудности в проектах по комплексной автоматизации бизнеса. До сих пор многие отечественные предприятия при внедрении западных ERP­решений предпочитают выделить российскую бухгалтерию в автономную подсистему, использующую отечественное ПО и слабо связанную с остальными процессами. Однако компании «Флоусерв» такой подход не годился — ей требовалась именно комплексная система, автоматизирующая как ведение и анализ российского бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством, так и регистрацию данных для построения управленческой отчетности по западным стандартам (GAAP). Это удалось осуществить с помощью продукта Microsoft Dynamics NAV; партнером по внедрению выступила консультационная группа АТК.

Задача возникла в связи с тем, что «Флоусерв» является одновременно и российской, и западной фирмой, поскольку представляет собой недавно созданное дочернее предприятие международной корпорации Flowserve, выпускающей комплектующие и запасные части к оборудованию для нефте­ и газодобывающей промышленности, энергетики и других отраслей. Учетная политика новой компании выстраивалась и развивалась параллельно с внедрением системы, что было и плюсом, и минусом: с одной стороны, не требовалось реорганизовывать устоявшиеся бизнес­процессы, с другой — возникали сложности с формальным описанием процессов, которых еще не существовало. Некоторые функциональные схемы перерабатывались и уточнялись общими силами специалистов «Флоусерв» и экспертов АТК уже на этапе внедрения, и это помогло выработать требования к системе, оптимально отвечающие бизнесу заказчика, а систему, в свою очередь, настроить и доработать именно под эти требования.

Внедрение включало два основных этапа: на первом была построена полная система российского бухгалтерского учета, на втором — система управленческого учета в соответствии со стандартом GAAP и специфическими требованиями к отчетности, предъявляемыми головной компанией Flowserve. Необходимая доработка базовой конфигурации оказалась весьма значительной. В частности, консультанты из АТК дополнили стандартный функционал системы по переносу фискальных данных из российской компании в западную, автоматизировали процесс переоценки валютных операций, разработали механизм построения предварительного баланса по всем хозяйственным операциям с учетом неучтенных операций финансового журнала, реализовали ряд других полезных возможностей. Настройка и доработка модулей Dynamics NAV, отвечающих за ведение бухгалтерского и управленческого учета, заняли шесть месяцев. «У меня уже есть опыт внедрения ERP­систем, — говорит управляющий директор «Флоусерв» Елена Кузнецова. — Сравнивая с другими проектами, могу сказать, что в данном случае мы внедрили достаточно быстро и недорого».