Практика внедрения ERP-решения в компании, торгующей автомобилями, выявила ряд проблем, обусловленных как общей спецификой данной отрасли, так и особенностями конкретных транснациональных компаний, чья торговая сеть становится объектом информатизации.
Автоматизация компаний-автодилеров на базе ERP-систем - тема для России достаточно новая, и число проектов здесь пока можно пересчитать по пальцам. В данной связи интересен крупный проект в этой отрасли, завершившийся нынешней весной: компания "АЗР Автомобиль - звезда Руси" (www.mb-asr.com) внедрила у себя систему IFS Applications (www.ifsrussia.ru).
До начала описываемого проекта АЗР, являющаяся крупнейшим дилером DaimlerChrysler в России, использовала трехзвенную информационную систему, включавшую инструментарий бухучета Abacus, средство генерации отчетов и специализированное решение SMotors. Со временем ограничения этой системы стали заметно снижать эффективность учета - речь идет о недостатках интеграции и функциональности, проблемах с обменом данными между подразделениями и с управленческим учетом. Руководство решило найти этому ПО замену.
АЗР - компания со стопроцентным германским капиталом, ориентирующаяся в своей деятельности на мировые стандарты и управленческие технологии, и это было немаловажно при выборе нового ERP-продукта. В ходе выбора рассматривались как специализированные решения, так и типовые ERP-системы с фокусом на управление техобслуживанием и ремонтами (MRO, EAM). В итоге была выбрана IFS Applications.
Переход к использованию в АЗР новых программных средств автоматизации осуществлялся поэтапно. Первым шагом стало внедрение финансового решения IFS Applications, позволившее автоматизировать расчеты с покупателями и поставщиками, управление финансовыми потоками и бухучет. Запуск этого контура был осуществлен в начале 2002 года.
На втором этапе была выполнена автоматизация внутреннего склада (АХЧ), здесь в "пилотном" режиме отрабатывались наиболее важные решения по управлению складским хозяйством и снабжением. На заключительном этапе была осуществлена автоматизация основного бизнеса компании, включая управление сервисно-техническим обслуживанием, распределенными складами, снабжением и продажами.
Построенное в АЗР решение поддерживает все стороны хозяйственной деятельности предприятия - планирование дилерского заказа на разные временные горизонты, формирование договора с клиентом, прохождение заказа на автомобиль через производственные и логистические цепочки DaimlerChrysler, продажу автомобиля с поддержкой различных схем расчетов (разные формы оплаты, кредит, лизинг, trade-in), формирование первичных документов, полную историю автомобиля, сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей.
О начале этого проекта наш журнал уже писал (см. Intelligent Enterprise No 22, 2002). Тогда проект планировалось завершить в 2003 году, но реально в АЗР приступили к работе с полнофункциональным решением на базе IFS Applications лишь с начала этого года. Как признают специалисты компании КФС, осуществлявшей проект, причиной задержки в данном случае стала отраслевая специфика заказчика. Поддержка бизнеса по продаже автомобилей, запчастей и ведению ремонтов и техобслуживания автомобилей требует, по мнению специалистов, значительной доработки любой типовой ERP-системы, тем более что у каждого производителя автомобилей существуют свои особенности и стандарты. Много времени ушло на интеграцию со специализированными информационными системами DaimlerChrysler.
Для решения этих проблем в координации со специалистами из штутгартского офиса DaimlerChrysler и подразделения "ДаймлерКрайслер Автомобили РУС" были разработаны соответствующие программные интерфейсы. Проект стал "первой ласточкой" в автоматизации российских автодилеров, и в результате сейчас существует готовое, настроенное решение для дилеров DaimlerChrysler. Что до дилеров других концернов, то и там дополнительные доработки потребуются, но в КФС заверили, что с полученным опытом внедренцы теперь уложатся в шесть-восемь месяцев.