Александр Силонов
Константин Зимин
Появление в начале 2001 года новой версии отечественной КИС "Галактика", получившей "внеочередной" номер 7.0 (предыдущая растиражированная версия носила номер 5.x), стало одной из самых важных вех в истории этой системы. Как отмечают разработчики, наиболее существенный прорыв был сделан в средствах автоматизации производства. Новые и модернизированные модули КИС охватывают такие функции, как взаимная увязка производственно-хозяйственных планов, формирование фактических данных на основании товарных документов, планирование по методам MRP и MRP II, многоуровневый анализ в планировании и учете, расчет показателей планов с помощью многочисленных вариантов алгоритмов. В результате седьмая версия продукта получила название "Галактика-Производство".
По словам представителей корпорации "Галактика" (www.galaktika.ru), российские компании с интересом отнеслись к новой функциональности и с середины 2003 года, когда стали доступны отлаженные и устойчивые конфигурации "Галактики" (версии 7.1x), запущено более 35 проектов по ее внедрению, в машиностроении, судостроении, приборостроении, нефтяной, авиационной и деревообрабатывающей отраслях. Весной 2004 года "Галактика" представила первые результаты использования новой КИС.
Одно из упомянутых внедрений "Галактика-Производство" осуществлено на фабрике "Саратовские обои". Инициатором проекта в "Саратовских обоях" был Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - стратегический инвестор фабрики, а исполнителем - региональный партнер "Галактики", аудиторско-консалтинговая компания "Юникон". Отметим здесь, что решение об использовании системы "Галактика" принималось на самом высоком уровне, основным акционером фабрики - Европейским банком реконструкции и развития. Еще с 1998 года фабрика "Саратовские обои" использовала бухгалтерские, логистические и налоговые модули более ранних версий "Галактики". Этот опыт был успешным - по словам финансового директора "Саратовских обоев" Владимира Ермошина, оперативный и точный учет, обеспечиваемый системой, позволил настолько оптимизировать хозяйственную деятельность, что уже в 1998 году предприятие смогло обойтись без планировавшегося ранее банковского кредита.
Основными задачами в 2003 году перед предприятием стояли создание системы детального управленческого учета и снижение издержек за счет сбалансированного оперативного планирования. Для достижения этих целей в 2003 году было начато внедрение производственного контура версии 7.1. Здесь следует отметить особенности производства, делающие автоматизацию управления достаточно нетривиальной задачей. Прежде всего изготовление обоев на фабрике носит черты как дискретного, так и процессного производства ("процессная" фаза соответствует обработке одного рулона исходной бумаги). Продукция подразделяется на два основных вида (одно- и двухслойные обои), но в рамках каждого вида с регулярностью раз в месяц может происходить обновление модельного ряда. Всего в ассортименте насчитывается 10 базовых артикулов продукции и порядка 100 ежемесячно обновляемых наименований моделей. Заказ материалов, в частности красителей, сопряжен с длительной процедурой, а к качеству красителей и бумаги предъявляются достаточно специфические требования (в пределах партии товара необходимо жестко обеспечивать единство цветовых оттенков). Все это должна была эффективно учитывать внедряемая система.
На первом этапе проекта, по словам представителей фабрики, была спланирована трехуровневая структура процессов для поддержки детального управленческого учета (включая мониторинг сырья, брака, отходов и т. п.). Затем в течение неполных шести месяцев прошло собственно внедрение четырех функциональных блоков КИС "Галактика-Производство". Параллельно шло обучение пользователей - в основном цеховых мастеров, работающих со сменными заданиями. Сейчас уровень автоматизации управления на фабрике полностью соответствует стандарту MRP II.
К настоящему времени с помощью системы налажен автоматизированный оперативный учет в подразделениях, организовано и запущено формирование месячной производственной программы и плана закупок, а также производственных заказов на неделю. Сейчас в двух основных производственных цехах на рабочих местах, оснащенных "Галактикой", производится диспетчеризация сменных заданий с указанием параметров продуктовой номенклатуры, ведется подробный учет изготовления обоев по каждому рулону сырья - фиксируются объемы отходов и брака, а также многочисленные параметры бумаги. Кроме того, в системе рассчитывается нормативный выход продукции в зависимости от параметров сырья, брака и отходов, ведется списание складских запасов сырья и продукции.
Использование КИС, по оценке руководства фабрики, существенно повысило гибкость производственного планирования. Из конкретных, численно измеряемых результатов: предприятию удалось на 5% сократить расход бумаги (что соответствует сокращению себестоимости обоев примерно на 4%).
Другой проект по внедрению новой "Галактики" запланирован на предприятии "Электроисточник" (выпускает аккумуляторные батареи для автомобилей, мотоциклов, самолетов, космических аппаратов и т. п.), также расположенном в Саратове. У завода, располагающего достаточно мощным отделом ИТ, также имеются давние отношения с консультантами из компании "Юникон", в частности опыт внедрения ранних версий "Галактики". С 1999 по 2000 год предприятие при содействии "Юникона" осуществило проект, включавший установку вычислительной техники, наладку документооборота и внедрение финансово-учетной функциональности "Галактики" - вначале автоматизация охватила финансовый отдел, бухгалтерию, отделы снабжения и сбыта, потом сюда добавилось еще несколько подразделений, включая склад.
Однако, как рассказали представители "Электроисточника", с середины 2000 года по независящим от участников проекта причинам финансирование работ по автоматизации было прекращено, и внедрение застопорилось. Лишь через год проект был возобновлен, но уже собственными силами специалистов "Электроисточника". На новом этапе была завершена автоматизация технико-экономического и технико-производственного планирования, управления кадрами и зарплатой. В настоящее время внедряется модуль управления администрированием. При этом, по словам представителей "Электроисточника", предприятие активно готовится в реализации полного управленческого контура новой "Галактики".
Еще один проект по внедрению "Галактики-Производство" стартовал в ОАО "Кедр". Ранее ликероводочный завод "Кедр" уже автоматизировал бухгалтерский учет, управление логистикой и персоналом с помощью системы "Галактика". Опыт был признан успешным и в 2003 году принято решение о расширении проекта и переводу на новую версию "Галактики" производственного учета, расчета фактической себестоимости, планирования производства и МТС. На данный момент на предприятии решены задачи оперативного контроля остатков готовой продукции на складах, контроля движения продукции в различных разрезах (даты изготовления, группы договоров и т. д.), расчета плана сбыта и заданий на производство. Аналогичная ситуация и на ЗАО "Черниговец" (одно из крупнейших угледобывающих предприятий России) - на предприятии средствами "Галактики" уже решены задачи бухгалтерского учета, управления персоналом, логистикой и автотранспортом и запущен новый этап проекта по созданию системы планирования ресурсов по стандарту MRP II. Кроме того, по словам представителей "Галактики", к внедрению или использованию функционала системы, связанного с управлением производством, приступили "Чеховский завод энергетического машиностроения", "Казанский вертолетный завод", "Армалит-1", "Химфарм", "Лес Экспорт", "Скиф", "Адонис" и другие компании.
Заметим, что новые возможности "Галактики", судя по этой информации, в основном используются предприятиями, на которых уже функционируют те или иные модули "Галактики" и есть успешный опыт работы на этой системе. По словам председателя совета директоров корпорации "Галактика" Дмитрия Черных, "приоритетное внимание копорации к производственным предприятиям, особенно машиностроительным, оправдало инвестиции в решение, покрывающее функционал MRP II."