В сентябре 2004 года компания "Аэрофлот" объявила о завершении создания Центра обработки данных. При создании нового Центра обработки данных реализованы редкие пока в нашей стране организационные и технические подходы к созданию ИТ-инфраструктуры.
По сути дела речь идет о передаче ряда функций по управлению и поддержке Центра обработки данных на аутсорсинг. Помещение для центра, а также каналы связи предоставляет компания Equant. Сам центр обработки данных целиком построен на решениях HP: blade-cерверах ProLiant, компонентах серверов PA-RISС, системах хранения XP и ПО OpenView. Причем оборудование HP поставила на условиях лизинга. По словам Хилмара Лоренца, генерального директора HP в странах СНГ, в этом проекте отказоустойчивость обеспечена на уровне архитектуры Центра.
Кроме того, сразу же решен вопрос дальнейшей поддержки и обслуживания систем: этим займется компания R-Style, которая поставила и смонтировала все это оборудование. То есть столь горячо обсуждаемый аутсорсинг технической поддержки в этом проекте применен в чистом виде и с самого начала. Кроме того, масштабы центра потребовали специальных организационных решений. Дело в том, что на этих площадях Equant и планировал оказывать услуги аренды оборудования и помещений, однако обычно допуск сотрудников арендаторов в помещения, где размещается техника, не практикуется. Но для "Аэрофлота", как стратегически важного клиента, было сделано исключение, и его персонал сможет дежурить в помещении центра постоянно, по схеме 24х7. Тем не менее, вся техническая поддержка будет выполняться инженерами R-Style. Сергей Кирюшин, ИТ-директор "Аэрофлота", уверен, что это будет и дешевле, и проще, чем нагружать такой работой своих сотрудников. "Парк оборудования будет меняться, вероятнее всего появятся и системы других вендоров, - поясняет он, - а ведь каждый раз людей придется обучать, что долго и дорого".
Кроме того, существенная особенность проекта - масштабируемость. Центр обработки данных сделан "с запасом" и при первой же необходимости может быть расширен. Пропускная способность оптоволоконных сетей, принадлежащих Equant, достаточна для обеспечения трафика, во много раз большего, чем нужен авиакомпании сейчас, так что резервы есть и здесь. На базе созданной инфраструктуры система сможет быстро меняться. Например, вопрос запуска call-центра - уже решенное дело, его "Аэрофлот" будет арендовать у Equant в ближайшем будущем (предполагается обеспечить несколько десятков операторских мест). "Это пример решения тех задач, которые сейчас стоят перед миром ИТ в России", - комментирует примененные при создании центра организационные и технические подходы Хилмар Лоренц.
По словам Сергея Кирюшина, стоимость проекта превышает несколько миллионов долларов. Использование лизинговых схем позволило снизить общую цену примерно на 10% и распределить платежи по времени. По мнению руководства "Аэрофлота" расходы такого масштаба совершенно оправданы и сразу понятны возможности окупить затраты.
Дело в том, что во многом необходимость создания центра определила острая потребность в подключении к Sabre, международной системе бронирования и продажи авиабилетов. "Только подключение к Sabre, ставшее возможным после появления Центра обработки данных, сразу даст нам десятки миллионов долларов дополнительного дохода" - говорит Сергей Кирюшин.
Вступление в эту систему существенно скажется на бизнесе "Аэрофлота" не только ростом доходов, оно может качественно его изменить. В частности, оно сделает возможной продажу через интернет билетов, так называемых e-tikets, широко используемых многими международными перевозчиками. Конечно, для перехода на такую форму торговли потребуется преодолеть и некоторые нормативно-юридические ограничения, но тем не менее "Аэрофлот" планирует начать продажи "электронных билетов" уже в марте следующего года. Более того, если со временем появится спрос со стороны других перевозчиков, также желающих использовать Sabre, Сергей Кирюшин не исключает и возможности аутсорсинга мощностей Центра обработки данных. Отметим, что ПО Sabre будет использоваться в режиме удаленного доступа, при этом сама компания Sabre выступает как хостер приложений. Особенности такой работы задали и требования к каналам связи, и параметры систем хранения.
Однако, центр обработки данных нужен "Аэрофлоту" не только для работы с системой бронирования. Ранее приложения, используемые авиакомпанией, эксплуатировались во множестве ее московских и подмосковных офисов, что затрудняло их поддержку и интеграцию. Теперь же они консолидированы и, по словам Кирюшина, "мы наконец получили возможность качественно и надежно их обслуживать". Кроме того, использование каналов Equant даст дополнительные возможности организации связи между офисами, а размещении вычислительных мощностей прямо на площадке оператора позволяет делать это проще и быстрей.
Наконец, при создании Центра обработки данных было уделено особое внимание вопросам безопасности. Ранее никакого общего центра у "Аэрофлота" в Московском регионе не было, а в условиях территориальной раздробленности, по словам Сергея Кирюшина, "обеспечить должную безопасность было просто нереально". Теперь помещение центра обеспечено средствами пожаробезопасности, видеонаблюдения, контроля доступа персонала. Кроме того, в "Аэрофлоте" понимают необходимость создания и резервных вычислительных мощностей и они появятся в новом здании компании в аэропорту Шереметьево.