Одна из крупнейших в России нефтяных компаний TNK—BP в ноябре 2004 года открыла в Москве новый офис. Об архитектурных достоинствах специально выстроенного здания можно спорить, но для ИТ-специалистов больше интереса представляет ИТ-структура этого объекта, в частности кабельная система. В этом смысле офис TNK—BP в России уникален и может считаться новаторским, инновационным решением.
Несмотря на многолетние усилия «идолопоклонство перед Западом» у наших соотечественников так до сих пор и не исчезло, и часто, когда компания хочет блеснуть своими достижениями, сообщается, что работа выполнена «на уровне мировых стандартов». Каковы именно это стандарты, откуда они взялись, обычно не упоминается. Если говорить о структурированных кабельных системах (СКС) офиса TNK—BP, подобную формулировку можно считать обоснованной. Происхождение стандартов известно: это стандарты самой BP. СКС ее офиса в Лондоне, центры обработки данных выполнены на оборудовании ITT NS&S с применением системы анализа соединений LANSense. Теперь сетевое оборудование ITT NS&S стало стандартом и для TNK—BP, а LANSense впервые в России использована в трех офисах фирмы.. С ее помощью обслуживается сеть на 26 тысяч портов. По мировым меркам этот проект не так уж велик: в банке HSBC (об этой сети мы писали — в спецвыпуске 5 за 2004 год) тот же пакет мониторит 187 тысяч линий, а в офисе самой BP число их превышает 200 тысяч. Но эти проекты все же относятся к крупнейшим в Европе, а для России то, что сделано в TNK—BP, выглядит вполне масштабно.
Проект создания инфраструктуры связи здания, выполненный «АРМО Групп», включает 400 км малодымного экранированного и неэкранированного медного кабеля (категория 5е), 12 тысяч телефонных и информационных розеток, 600 медных распределительных панелей, 300 оптоволоконных многомодовых линий (для связи между этажами). В основном здании действует сеть с пропускной способностью 100 Мбит/с, во втором офисе, где размещены сотрудники, активно работающие с базами данных большого объема, используется гигабитная сеть. Горизонтальная кабельная разводка обоих зданий позволяет при необходимости обеспечить такую же производительность на всех рабочих местах, а вертикальные межэтажные оптоволоконные соединения рассчитаны на 10 Гбит/сек. Общее число сотрудников обоих офисов превышает 1700 человек. Сеть предусматривает возможность расширения на 25%. Всю кабельную систему обслуживают два человека. Телефонией занимается отдельное подразделение.
Проектирование нового офиса TNK велось с 2000 года. Но компания развивалась быстрее, чем готовился очередной проект. Планировки помещений, расстановка мебели в них менялись несколько раз, так как постоянно изменялись и планы самой компании в отношении использования здания. Использование фальшполов, состоящих из ячеек с люками, под каждым из которых находится блок подключения к сети, обеспечило гибкость всей системы и возможность ее быстрой модификации.
Когда речь идет о таких крупных добывающих компаниях, как TNK—BP, дает себя знать предубеждение: они настолько богаты, что просто берут исключительно все самое лучшее и новое, не глядя на цену. Игорь Ежов, директор ИТ-департамента корпоративной инфраструктуры, уверен, что фирма, где он работает, потому и богата, что тратит деньги рационально. Систему категории 6е ставить не стали: считают, что незачем. Экранированный кабель использован только в части соединений, причем довольно небольшой. Цифровую телефонию тоже решили не делать, поскольку полагают, что сотрудники не смогут в полной мере использовать предоставляемые ею возможности, да и потребностей особых у них в этом нет и в ближайшее время не будет. А вот систему анализа соединений все же установили, хотя противников такого подхода и внутри фирмы, и среди некоторых партнеров (строителей, например) было много. Так же, впрочем, как и у идеи использовать именно оборудование ITT NS&S: она рассматривалась в числе других вариантов. Игорь отмечает, что решающими аргументами «за» в этом вопросе были расчет цены возможных простоев и опыт английских коллег. Предполагаемый срок окупаемости LANSense в этом проекте – шесть-семь лет.