Еще только планируемая сделка по слиянию компаний Epicor и Scala, против обыкновения, уже успела «обрасти» вполне официальными комментариями как со стороны компании «ЭпикРус» (эксклюзивного представителя Epicor в России), так и московского представительства Scala. Основная мысль, которую пытаются при этом донести до компьютерной общественности, состоит в том, что на рынке ERP-систем среднего класса якобы появляется самый крупный игрок — может быть, в мировом масштабе и уж по крайней мере в России. При этом сумма сделки — 87 млн долл. — не столь уж велика, предполагаемый оборот объединенной компании оценивается в 250 млн долл. в год, а понятие «средний рынок» не имеет четко выраженных границ. Учитывая все это, с претензиями на безоговорочное первенство как раз можно было бы поспорить. Однако цифрами целесообразнее будет заняться не раньше чем через месяц, когда сделка состоится официально. Сейчас же есть повод для того, чтобы в очередной раз «сверить часы», отслеживая развитие рынка ERP-продуктов для среднего бизнеса.
Безусловно, слияние свидетельствует не только о возможном перераспределении мест в лидирующей тройке или пятерке ERP-поставщиков, из кого бы она ни состояла и на основе каких бы количественных критериев это лидерство ни устанавливалось. Речь идет и о качественных изменениях, которые не менее, а может быть, и более важны.
Пройдет еще месяц, и среди самых заметных в России игроков рынка ERP для SMB (из числа зарубежных компаний), наверное, не останется тех, кто не был бы вовлечен в процессы слияний и поглощений уже на этапе своей широкой известности на местном рынке. И то, что предполагаемая сделка полностью укладывается в рамки данной позитивной для рынка тенденции по консолидации усилий поставщиков, признают как участники будущего альянса, так и их конкуренты в России (в лице, в частности, Microsoft Business Solutions). Но происходит ли при этом что-нибудь, помимо собственно консолидации продуктов, сервиса, а также укрупнения компаний?
Прежде всего хочется отметить безусловное усиление влияния технологий Microsoft в данном секторе ERP-рынка за последние год-два. Само собой, следует упомянуть появление Microsoft Business Solutions, в арсенале которой оказались два ERP-решения, уже к тому времени хорошо известные в России. MAPICS, в феврале текущего года поглотив Frontstep (тоже вполне узнаваемый в России брэнд), сделала заявление о том, что платформа Microsoft становится стандартом де-факто на промышленных предприятиях среднего размера, и новая версия SyteLine 7, созданная на платформе Microsoft .NET, будет для MAPICS приоритетной. Вполне очевидно, платформа .NET приоритетна и для Scala, и для Epicor, так что тенденция налицо.
Усиление позиций технологической платформы означает смещение акцентов в восприятии ERP-системы как платформы интеграции, ядром которой, по всей видимости, должен стать наиболее традиционный набор функций, входящий в большинство ERP-систем. И теперь даже самые горячие приверженцы наличия в продуктах подобного класса максимально возможного числа заранее реализованных алгоритмов ИТ-поддержки стандартов управления (к их числу относится, например, «Фронтстеп СНГ»), похоже, признают, что платформа .NET и соответствующие средства разработки, по сути, могут демпфировать жесткий функционал ERP-систем. Иными словами, ее возможности, интегрированные в функционал ERP, в нынешних условиях не помешают.
Впрочем, еще раз подчеркнем, что речь идет не о привычной теме доработки функционала под бизнес клиента, а о промышленных технологиях интеграции. С этим вопросом, в свою очередь, связан и более глобальный: по какому пути пойдет развитие ERP-систем для среднего бизнеса, направления которого пока все-таки задают зарубежные производители.
Как утверждают специалисты Scala, одно из ключевых конкурентных преимуществ компании на среднем рынке — способность создавать отраслевые решения на базе ERP-ядра. Как раз за последний год с этой целью Scala заключила ряд соглашений с компаниями, работающими на рынке корпоративного ПО в достаточно узких нишах. Конкретно имеются в виду системы управления проектами, автоматизация страхования, ПО информационной поддержки работы со штрихкодами, управление основными активами предприятий. Подобной тактики, похоже, придерживается и «ЭпикРус», хотя пока, наверное, в меньшей степени (в основном это касается ERP-системы infor:COM, которую компания также продвигает на российском рынке).
Здесь вполне уместно вспомнить и о представленном в сентябре продукте iScala CRM, созданном в сотрудничестве с компанией Microsoft Business Solutions (т. е. фактически с конкурентом), а также о сильном акценте, сделанном на интеграции iScala c Microsoft Office. Все это осуществляется на основе XML-протокола и Web-служб, поддержке которых Scala (равно как и Epicor) уделяет сейчас весьма пристальное внимание. В новой версии iScala 2.2, также появившейся этой осенью, едва ли не основной акцент сделан на возможности использования Web-служб.
Не стоит забывать и о том, что обсуждаемый нами альянс трактуется как представительством Scala в России, так и компанией «ЭпикРус» и как союз мощных коллективов разработки. Что характерно, данное преимущество должно особенно заметно отразиться на отечественном рынке: ведь именно здесь сосредоточен значительный творческий потенциал создателей ПО. Иными словами, мы опять возвращаемся к важности поддержки платформы.
В итоге, в какой бы жесткой конкурентной борьбе ни сталкивались теперь игроки корпоративной автоматизации на рынке SMB (остающиеся все в меньшем числе), какую разную культуру внедрения ни исповедовали бы, многих из них в ближайшем будущем можно будет условно причислить к одной категории. С одной стороны, реальная возможность быстро и надежно создавать вертикальные решения должна уводить их от прямого столкновения на рынке, с другой — общая платформа, как мы видим, позволяет им в известной мере даже плодотворно сотрудничать.
Вместе с тем параллельно с данным направлением автоматизации SMB развивается и другое, в определенной мере ему альтернативное. Речь идет о предложениях крупных поставщиков, пытающихся «усечь» собственные же продукты до уровня, приемлемого для среднего бизнеса по цене, функционалу и уровню сложности внедрения (более подробно об этом см. Intelligent Enterprise N 18’2003, с. 12), и этот подход тоже постепенно набирает силу на местном рынке. Речь, конечно, прежде всего о новых предложениях SAP для SMB. К этой компании, впрочем, в ближайшей перспективе может никто и не примкнуть, хотя SAP и в одиночку способна поддержать альтернативу.
Вернемся к альянсу. При всех опасениях, связанных с тем, что Epicor ранее делала на российский рынок куда меньшие акценты, чем Scala (а именно Epicor — главная фигура сделки), прогноз присутствия здесь разных программных решений участников будущего альянса можно считать оптимистическим. Учитывая серьезность планов в отношении России, скорее всего, будет принято решение о продвижении здесь линеек обеих компаний — об этом заявляют даже конкуренты (в лице опять-таки MBS). Так что, может быть, у нас появится возможность выбирать решения Epicor, доселе не известные России. И уж точно отсюда не уйдет Scala, считающая для себя местный рынок одним из ключевых.
Сергей Костяков