В подмосковном Виноградово 12—14 ноября прошла восьмая конференция по IP-телефонии, организованная компанией CompTek (http://www.comptek.ru). По сравнению с прошлым годом конференция стала еще представительнее, в ней приняли участие более 470 человек из 249 компаний, а «география» участников расширилась до 65 городов и 13 стран (СНГ и дальнего зарубежья). Большая часть времени была отведена секционным заседаниям по четырем потокам (корпоративный, операторский и два технологических), а в конце каждого дня проходили круглые столы по наиболее актуальным темам. В нынешнем году эти темы формулировались так: "Что и как операторы связи могут продавать под видом голосовых сервисов в IP-сетях?", "Что такое SBC — пограничные контроллеры сессий и нужны ли они?" и "Операторские центры — настоящее и будущее".
Пленарное заседание было посвящено итогам и перспективам отрасли IP-телефонии, которые представляли главным образом компании-спонсоры. Как и в ноябре 2002 года, не обошлось без пикировки двух генеральных спонсоров — Avaya Communications и Cisco Systems. Эти фирмы, лидирующие в разных секторах продуктов для IP-телефонии, очень ревниво относятся к успехам друг друга и исповедуют каждая свой подход к корпоративной IP-телефонии. Первая, учитывая свою более чем столетнюю историю, выступает за плавную миграцию к новому поколению коммуникаций, в то время как вторая исповедует более революционный подход, всячески агитируя за скорейший и полный переход к чистому IP. Наверное, многие помнят «свалку традиционной телефонии», которую Cisco устроила на CeBIT'2000. Как показало время, очень мало кто способен на такие радикальные шаги, так что лавинообразного перехода на IP-телефонию пока не произошло. Тем не менее, как считает менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems Арсений Тарасов, новое поколение, которое недавно родилось и пока вряд ли задумывается о технологиях современных телекоммуникаций, будет жить исключительно в эру IP. Доклад г-на Тарасова — названный, по аналогии с известным романом В. Пелевина, «Generation IP» и щедро сдобренный цитатами из этой книги, — очень эмоционально описывал достоинства IP и достижения Cisco на пути к светлому IP-будущему.
Тем не менее, если в прошлом году Cisco была безусловным лидером во всех основных секторах рынка IP-телефонии, то теперь, по данным исследовательской фирмы Sinergy Research, которые привел в своем докладе Георгий Санадзе из компании Avaya, в корпоративном секторе на 1-е место по итогам первого полугодия 2003 года вышла его фирма с долей около 20%, а вплотную к бывшему лидеру с долей около 18% приблизилась компания Nortel. Успехи остальных традиционных поставщиков корпоративной телефонии на поприще IP пока не так значительны, хотя все они теперь безусловно согласны, что будущее принадлежит этой технологии, и быстрыми темпами отвоевывают упущенные позиции. Впрочем, это будущее, как отметил г-н Санадзе, все время отодвигается. По его мнению, чем раньше делались прогнозы, тем ближе предсказывался момент победы новой телефонии над традиционной. Сначала, на волне Интернет-бума в 2000 году предполагалось, что это произойдет в 2003 году, потом (год-полтора назад) эту дату отодвинули до 2005—2006 годов, а по последнему прогнозу Gartner Group, который был опубликован в августе нынешнего года, количество портов IP-телефонии превысит число традиционных телефонных портов только в 2007 году.
Другие доклады на пленарном заседании не носили столь полемического характера. Как следовало из них, если корпоративная IP-телефония в основном развивалась вширь, то на операторском рынке произошли качественные перемены: объявлено о крупных объединениях фирм, появились новые устройства.
Как отметил один из главных организаторов конференции, генеральный директор компании CTI Игорь Масленников, IP-телефония все дальше уходит от правил и схем традиционной телефонии. Этап увода трафика из ТDM-сетей в IP заканчивается, необходима разработка качественно новых сервисов на базе IP, за которые пользователи готовы платить. Повышается значение гарантированного качества сервиса, возможности контролировать работу и безопасность сети. Если на прошлой конференции на операторском потоке много говорили о программных коммутаторах (Softswitch), которые позволяют централизованно управлять операторской сетью, внедрять сервисы, организовать точный и аккуратный биллинг, то в этом году в центре внимания были пограничные контроллеры сессий (Session Border Controller, SBC). Как выяснилось в ходе круглого стола, далеко не все операторы пока считают их использование необходимым. Тем не менее некоторые крупные операторы уже приобрели и установили такие продукты, в том числе разработки российской фирмы Mera Networks из Нижнего Новгорода. Во время конференции, как сообщила директор по маркетингу Наталья Коробкова, была достигнута договоренность об использовании продукта Mera VoIP Transit Softswitch (MVTS) в сети крупнейшего VoIP-оператора — компании ITXC.
Исполнительный директор ITXC Эрик Вейс рассказал о недавно объявленном слиянии с компанией Teleglobe, в результате которого образуется третья по величине операторская компания, и привел оценки мирового рынка VoIP. Объем международного VoIP-трафика уже составляет 20—30% от общего трафика голосовой связи (в минутах) и в ближайшее время должен стать доминирующим. ITXC открыла московский офис в мае 2003 года и сейчас терминирует около 10% международного трафика, приходящего в Россию.
Российский рынок операторской IP-телефонии оценил Дмитрий Красильников, директор по маркетингу "Корпорации ОСС". По его данным, исходящий из России международный IP-телефонный трафик составляет 40—60 млн мин., входящий — 70—85 млн мин. (рост за год более 100%). Ежемесячный внутрироссийский трафик оценить сложнее, но он может составлять 190—270 млн мин. Доля компании OCC в этом трафике, как считает г-н Красильников, — около 20%. Общий объем карточной телефонии в Москве фирма оценивает в 2,5 млн долл. в месяц.
В первый день конференции "Корпорация ОСС» объявила о слиянии с фирмой "Комет", одним из первых альтернативных операторов, появившихся в начальный период экономических реформ (в 1992 году). "Комет" обладает развитой цифровой сетью в Москве и Подмосковье (свыше 1500 км ВОЛС) и обслуживает более 500 корпоративных клиентов. Сделка станет крупнейшей на отечественном рынке IP-телефонии, формальная процедура объединения завершится в течение года.
В целом восьмая конференция по IP-телефонии показала зрелость отечественной индустрии IP-телефонии. Если на прошлой конференции говорилось о внедрении IP-технологий и построении «IP-фундамента» бизнеса, то на нынешней участники обсуждали скорее "поэтажную застройку".
Ростислав Сергеев