Российские предприятия, похоже, готовы платить за решение застарелых проблем унаследованных систем и разобщенности — во всяком случае, к такому выводу можно прийти, наблюдая активизацию в отечестве западных игроков рынка EAI (enterprise application integration). В ближайшее время серьезную конкуренцию давно работающим в России поставщикам ПО данного класса может составить компания BEA Systems (http://www.bea.com) — разработчик, занимающий наряду с IBM верхние позиции в мировых рейтингах серверов приложений, но практически неизвестный российским пользователям.
После открытия в нашей стране представительства BEA, которое произойдет ориентировочно в первом полугодии 2004 года, ситуация должна измениться. Именно такие планы были озвучены представителями головного и европейского офисов компании и российским партнером BEA — фирмой ЛАНИТ (http://www.lanit.ru) на второй конференции «BEA WebLogic Enterprise Platform — оптимизация инвестиций в информационные технологии». В рамках мероприятия была также представлена новая версия пакета WebLogic Platform 8.1, в который, помимо сервера приложений, входят портальная инфраструктура, среда разработки WebLogic Workshop и средства интеграции приложений и бизнес-процессов.
Надо отметить, что разработки BEA Systems уже использует в России ряд компаний, хотя число заказчиков пока измеряется единицами. В частности, биллинговая и CRM-системы компании «ВымпелКом» созданы фирмой Amdocs, которая использует технологии BEA. Национальный сотовый оператор также вел с BEA переговоры о внедрении универсальной платформы для интеграции приложений. Сейчас эту платформу использует одно из предприятий российской авиационной промышленности. Наконец, как утверждает старший менеджер по маркетингу BEA Systems Вадим Розенберг, в 80% банкоматов «зашит» еще один продукт компании — Tuxedo.
Логично предположить, что в России BEA будет предлагать WebLogic Platform 8.1 телекоммуникационным предприятиям и банкам, которые уже знакомы с ее продуктами. Однако в последнем случае ей скорее всего придется столкнуться с IBM, которая давно и прочно обосновалась во многих финансовых учреждениях. IBM вообще можно назвать одним из главных конкурентов BEA как в мире, так и в России: решения IBM WebSphere и BEA WebLogic Platform фактически идентичны по функциональности и находятся в одной ценовой нише, техническая реализация продуктов сопоставима по качеству. В то же время компании давно и плодотворно сотрудничают в области разработки стандартов J2EE, а консалтинговое подразделение IBM может предлагать своим клиентам некоторые продукты BEA.
Оценивая позиции своей компании на рынке EAI, Вадим Розенберг подчеркивает, что BEA приступила к разработке серверных продуктов для интеграции приложений гораздо раньше ближайшего конкурента и полностью cконцентрировалась на этом бизнесе, в то время как IBM специализировалась в области баз данных, аппаратного обеспечения и консалтинга. По утверждению г-на Розенберга, Gartner оценивает технологический разрыв между WebLogic и WebSphere в 2—3 года (в пользу разработки BEA).
Еще один серьезный, по мнению Вадима Розенберга, конкурент BEA — это Microsoft, с которой водораздел проходит уже на уровне стандартов. Сейчас BEA считает абсолютно необходимым встраивать в свои продукты средства интеграции с ПО Microsoft, хотя и рассматривает саму компанию как новичка на рынке корпоративной автоматизации. Между тем российская действительность может заставить BEA скорректировать свое представление о Microsoft. Если обратиться к результатам опроса, проведенного нашим журналом среди ИТ-специалистов предприятий (см. Intelligent Enterprise No 11’2003), можно обнаружить, что Microsoft занимает первое место в категории «Прикладные серверы». Конечно, функциональность BEA WebLogic Platform 8.1 намного шире, чем просто создание и исполнение бизнес-приложений, а российским компаниям требуются решения для интеграции разнородных систем. Но войти с пакетным предложением, к примеру, в довольно консервативный сегмент промышленных предприятий BEA будет не так просто, как кажется на первый взгляд. Тем более что за последние несколько лет явных успехов в оснащении промышленности программными разработками добилась компания Oracle, начинающая вслед за СУБД и бизнес-приложениями продвигать сервер Oracle 10g.
Несмотря на жесткую конкуренцию, перспективы BEA Systems в России выглядят достаточно оптимистично. Крупные предприятия сейчас приближаются к такому уровню развития, когда финансовый результат в значительной степени будет зависеть от уровня интеграции. Причем под интеграцией понимается не столько организация программного взаимодействия на уровне шлюзов и интерфейсов, сколько построение сквозных бизнес-процессов. По словам вице-президента ЛАНИТ по технической политике в области программных решений Леонида Линцера, BEA WebLogic Platform позволяет включить в цепочку создания стоимости внутренние подразделения, партнеров, поставщиков и потребителей. Важно, что решение BEA не просто помогает описывать и контролировать бизнес-процессы (это можно делать и при помощи простых workflow-систем), но и дает доступ к множеству функциональных систем предприятия из каждого узла бизнес-процесса. Доступ к разобщенным источникам данных для внутренних и внешних пользователей облегчается благодаря BEA Liquid Data — своего рода виртуализирующей прослойки, скрывающей сложность корпоративных систем.
Зрелые холдинги, объединяющие разнопрофильные предприятия и организации (от конструкторских бюро и заводов до банков и сбытовых фирм) нуждаются в подобных решениях, так как они позволяют сохранить дорогостоящие унаследованные системы и в то же время связать их в единое целое. И стоимость решения, которое предлагает BEA, вполне приемлема для корпораций такого уровня. WebLogic Server для простых приложений, не требующих большой нагрузки, можно приобрести за 495 долл. (в расчете на один процессор), решение для реального предприятия в среднем обходится в 10 тыс. долл., версия для систем повышенной надежности с поддержкой глубокого кластера — в 17 тыс. долл. Стоимость полного пакета BEA WebLogic Enterprise Platform 8.1 — 75 тыс. долл.