18 июня «Тюменская нефтяная компания» (ТНК, http://www.tnk.ru) объявила о вводе в промышленную эксплуатацию электронной площадки для оптовой торговли нефтепродуктами. Решение было реализовано специалистами отечественной компании EPAM System (http://www.epam-group.ru) средствами интегрированной корпоративной платформы Novell exteNd. Всего в конкурсе на реализацию данного проекта рассматривалось 52 предложения. EPAM System к тому времени уже имела опыт создания торговых площадок и систем управления отношениями с заказчиками в 30 странах мира, а функционал платформы Novell exteNd был опробован рядом нефтяных компаний, таких, как BP, Shell, ARCO и т. д.
ЭТП ТНК поддерживает все этапы работы с клиентом — от рамочного договора до предоставления отчетов по проведенным операциям и позволяет ускорить процесс заказа, избежать ошибок и отслеживать статус доставки. Ожидается, что электронная торговля нефтепродуктами позволит ТНК расширить список оптовых покупателей. Если раньше минимальный объем закупки ограничивался 500 т, то сейчас за счет сокращения расходов, в частности, на документооборот, минимальный объем покупки нефтепродуктов через ЭТП составляет 50 т, т. е. одну цистерну.
В настоящее время через систему электронной торговой площадки реализуется 3% нефтепродуктов ТНК. По прогнозам, к 2005 году доля электронных продаж должна будет составить 15%. Таким образом, в ТНК планируют окупить инвестиции в систему ЭТП в течение полутора-двух лет. В дальнейших планах ТНК — более тесная интеграция с корпоративной ERP-системой, реализованной средствами SAP.