Сообщение № 59
30 апреля компания Navision опубликовала нижеследующее "Сообщение № 59", подписанное Вальдемаром Шмидтом, председателем совета директоров Navision, и главными управляющими Пребеном Дамгаардом и Еспером Балзером:
Касательно имеющих место слухов совет директоров Navision сообщает, что он действительно рассматривает возможность некоего стратегического соглашения.
Совет директоров Navision решил исследовать возможные выгоды от подобного соглашения. Эти исследования могут привести или не привести к заключению сделки. До следующего уведомления Navision не имеет других комментариев по данному поводу.
Слухи действительно ходили, причем куда более конкретные. "Информированные источники» называли и характер сделки — продажу компании, и покупателя — корпорацию Microsoft (http://www.microsoft.com), и сумму, ориентировочно превышающую миллиард.
Для справки: датская компания Navision (http://www.navision.com) была создана в ее сегодняшнем виде всего полтора года назад — в декабре 2000 года, в результате слияния компаний Navision Software и Damgaard (сначала объединенная компания получила название NavisionDamgaard). Основные продукты компании — системы автоматизации управления предприятиями Navision Axapta и Navision Attain. В компании работает 1,3 тыс. сотрудников по всему миру.
По оценке Gartner Dataquest, Navision занимает 5-е место в Европе и 10-е в мире среди поставщиков ERP-решений. В рейтинге поставщиков корпоративных систем управления по результатам опроса читателей Intelligent Enterprise за 2001 год Navision занимает 7-е место (результат не был включен в итоговый материал в Intelligent Enterprise №8'2002, так как в нем были названы только первые пятерки компаний).
В прошлом году Microsoft приобрела американскую компанию Great Plains Software (http://www.greatplains.com) с ее корпоративными продуктами, 2 тыс. партнеров и 140 тыс. малых и средних заказчиков. При этом 80% бизнеса Great Plains Software были сосредоточены в Северной Америке. Логично было ожидать, что Microsoft предпримет аналогичный шаг и для вторжения на рынок малых и средних предприятий Европы...
Сделка года
И вот 7 мая от Navision последовало "Сообщение № 60":
Переговоры, последовавшие за объявлением от 30 апреля 2002 года, привели к открытому предложению от корпорации Microsoft о скупке всех находящихся в обращении ценных бумаг Navision. Согласно условиям предложения, Microsoft выплачивает за каждую акцию по выбору акционера либо 300 датских крон (36,1 долл. — прим. IE.), либо соответствующее количество акций Microsoft по обменному курсу...
...Совет директоров Navision пришел к единогласному решению рекомендовать своим акционерам принять предложение Microsoft.
Таким образом, за 36 млн свободных акций Navision будет выплачено 10,8 млрд крон, или 1,3 млрд долл. Что ж, Microsoft с оборотом 25,3 млрд долл. может себе это позволить, особенно учитывая, что приобретается не абы какая, а процветающая и быстрорастущая компания, один из лидеров рынка, с 2,4 тыс. сертифицированных партнерских центров решений и 136 тыс. инсталляций у заказчиков — все очень похоже на Great Plains Software, только у Navision 86% бизнеса находятся в Европе.
Когда сделка будет завершена, Navision станет частью подразделения Microsoft Great Plains Business Solutions (представители Microsoft иногда пользуются сокращенным названием — Microsoft Business Solutions), что выглядит вполне закономерно — учитывая, что и Great Plains, и Navision сфокусированы на рынке малого и среднего бизнеса, т.е. (по определению Microsoft) на заказчиках с оборотом от 1 до 800 млн. долл. Датская штаб-квартира Navision будет преобразована в центр разработки и управления Microsoft Business Solutions в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке (EMEA). Это, очевидно, касается и России, где открыто представительство Navision, имеется более 30 партнеров компании и насчитывается уже более 200 инсталляций ПО Navision (хотя соответствующих комментариев от российских представительств Microsoft и Navision пока не поступило). Другие территориальные подразделения Navision будут присоединены к соответствующим подразделениям Microsoft Business Solutions вне региона EMEA. Пребен Дамгаард станет операционным директором Microsoft Business Solutions по EMEA, Еспер Балзер — директором по мировой стратегии Microsoft Business Solutions.
Что получат клиенты?
Что получает Microsoft — более или менее понятно. Еще раз обратившись к итогам голосования наших читателей за 2001 год (Intelligent Enterprise № 8'2002, с. 1 и 8—14), убедимся, что Microsoft, входя в число лидеров в четырех категориях ПО уровня предприятия — корпоративные ОС, прикладные серверы, средства разработки и служебные программы, начисто отсутствовала только в одной категории — корпоративное ПО управления предприятием. Но теперь политике невмешательства Microsoft в дела разработчиков ERP-систем пришел конец — полностью укомплектовав свое подразделение Microsoft Business Solutions, корпорация врывается сразу в верхнюю часть списка производителей КИС, с намерением захватить сегмент малого и среднего бизнеса, самый динамичный на этом рынке.
Ну, а что же достанется клиентам Navision? Таким, как хорошо известные всему миру Adidas-Salomon, BASF, BMG Entertainment, Egmont Entertainment, F.L. Smidt, Hoechst, McDonalds, Oticon, Philips Electronics UK, PricewaterhouseCoopers, Royal Copenhagen, Steinway & Sons, Thames Water Utilities и т.д., и не менее известные в России Adidas, BASF, Dirol, Miele, MTV, Stimorol, РУССО, "Татнефть", "Волгоградский алюминий", гостиницы "Орленок" и "Прибалтийская", "Кампина", "Комкор-ТВ", "Роснет" и т.д.? Внимание со стороны Microsoft им, возможно, и льстит, но главное для них — будущее тех продуктов, в которые они уже вложили свои средства.
Microsoft утверждает, что намерена продолжать инвестировать во все индивидуальные продуктовые линии, имея в виду разработку следующего поколения решений для .NET. Точная информация о планах по каждому продукту будет доступна уже в процессе интеграции компаний.
Как показала практика, в случае Great Plains Software основные продуктовые линии были сохранены. Dynamics, выпущенный Great Plains Software еще в 1993 году, по-прежнему доступен как для Microsoft SQL Server, так и для Pervasive.SQL. Продукт eEnterprise существует с 1994 года. Пакет Great Plains Siebel Front Office был совместно выпущен компаниями Siebel и Great Plains Software в 1999 году, а продукт Solomon был приобретен Great Plains Software (вместе с самой компанией Solomon Software) в 2000 году.
Отметим, что в интересах Microsoft как можно более оперативно раскрыть свои планы в отношении программных решений Navision — и при этом по возможности не разочаровать клиентов Navision.