Исследовательская компания ITResearch (Экспертно-аналитический центр “СК Пресс”, http://www.itresearch.ru) объявила результаты исследования ряда сегментов российского рынка ИТ в 2001 году (подробный анализ ситуации в различных сегментах российского рынка ИТ можно найти в аналитическом сборнике «Бестселлеры IT-рынка. Компьютеры и Периферия. Весна 2002», который выходит из печати в середине апреля).

Компьютеры

Общий объем рынка компьютеров в 2001 году составил чуть более 2,4 млн шт.; в денежном выражении это соответствует примерно 1225 млн долл. Почти 93,9% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, более 4,3% — на ноутбуки и 1,8% — на серверы (на платформе Intel).

По сравнению с 2000 годом объем продаж ПК вырос на 37,7%. На рынке серверов прирост составил 44,5%, а ноутбуков было продано на 47% больше, чем в прошлом году.

Лидер продаж ПК по итогам года — компания “Формоза”. При этом доля первой пятерки компаний — “Аквариус”, “Формоза”, “Эксимер-ДМ” (“Инел”), Kraftway, R-Style Computers (здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке) составила 20,7% продаж настольных компьютеров.

В сегменте серверов лидирует Compaq. В первую пятерку производителей серверов вошли “Аквариус”, “Инфорсер”, Compaq, Hewlett-Packard и Kraftway, их суммарный показатель — 54,1% продаж в натуральном выражении.

В сегменте ноутбуков наилучшие результаты у компании “Белый Ветер”; в пятерку лидеров вошли “Белый Ветер”, Fujitsu-Siemens, Hewlett-Packard, IBM, Toshiba, на долю которых в сумме приходится 71,5% всех продаж.

Мониторы

Общий объем продаж на свободном рынке мониторов составил чуть более 2,5 млн устройств на общую сумму около 650 млн долл. Показатели 2000 года превышены на 31% в натуральном выражении и на 47% — в денежном. Такая диспропорция обусловлена полным уходом с рынка ранее популярных 14-дюймовых и заметным сокращением доли 15-дюймовых ЭЛТ-мониторов — до 50%. Продажи 17-дюймовых ЭЛТ-мониторов (в первую очередь с плоским экраном) постоянно росли, что позволило им к концу года выйти в лидеры продаж. В целом за указанный период доля этого подсегмента составила 41%. Наиболее быстрыми темпами развивался сегмент ЖК-мониторов, и его рыночная доля по итогам года достигла 4,5%.

На долю лидирующей тройки (в алфавитном порядке: LG, Samsung и ViewSonic) приходится почти 60% всех продаж, при этом доля Samsung превышает суммарные показатели «серебряного» и «бронзового» призеров.

ИБП

Общий объем продаж ИБП составил 800 тыс. шт. (оценивались продажи только ИБП переменного тока, без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров). Суммарный объем рынка в денежном выражении оценивается в 143 млн долл.

Рост рынка по сравнению с 2000 годом составил 37,5% в натуральном выражении и более 50% — в денежном. Наиболее простые ИБП, выполненные по технологии off-line, составляют по итогам года около 42% рынка в натуральном выражении, в то время как в 2000 году на их долю приходилось более половины рынка. Именно с этим в первую очередь связан опережающий рост денежных показателей. Существенно выросла доля ИБП line-interactive — почти до 57%, и практически не изменились позиции устройств on-line — 1,4%.

Лидером (в натуральном и стоимостном выражении) российского рынка ИБП остается компания APC. В сегменте «легких» источников тройка лидеров выглядит следующим образом: APC, Powercom и Powerman (здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке). На рынке ИБП on-line наилучшие результаты показали компании АРС, Invensys и Liebert.

Сканеры

Объем продаж офисных сканеров, поставленных по официальному каналу вендоров, превысил в 2001 году 276 тыс. шт., увеличившись по сравнению с предыдущем годом на 54%. Главной особенностью был опережающий рост денежной составляющей рынка – почти на 58%. Это было вызвано изменениями в структуре продаж сканеров по типам и ценовым категориям, отражающими смещение предпочтений пользователей в сторону более качественных продуктов. В частности, уменьшение (почти на 9%) доли планшетных устройств с ценой менее 100 долл. сопровождалось увеличением доли всех остальных групп сканеров. Наиболее динамично росли поставки фильмовых устройств, рыночная доля которых в денежном выражении составила 5,6%.

По количеству проданных устройств лидеры остались прежними — Acer, Epson, Hewlett-Packard, Mustek и Umax (здесь и далее компании перечислены в алфавитном порядке); на их долю пришлось около 80% всех сканеров. По объему продаж в денежном выражении первую пятерку составляют компании Epson, Hewlett-Packard, Microtek, Mustek и Umax.

Базовые части аналитических отчетов разосланы всем информационным партнерам Центра. Коммерческие версии отчетов доступны по специальному запросу.