Первая выставка IT-Format (http://www.it-format.ru), состоявшаяся в московском Манеже с 11 по 14 сентября и проходившая под девизом “Вся электронная Россия”, оказалась необычной во многих отношениях. Выставка была организована межрегиональным консультационно-аналитическим центром “Согласие”, компанией “Формоза” и объединенным павильоном ВВЦ “Наука и образование”. Генеральным информационным спонсором выступил Издательский дом “СК Пресс”. Основной целью выставки, из 40 участников которой 30 — российские компании, по замыслу организаторов, была демонстрация достижений и потенциала российского компьютерного рынка различным категориям пользователей. С реализации этой идеи, собственно, и начиналось своеобразие форума.
Мы уже привыкли делить выставки по ориентации на потребительский и корпоративный рынок. По мере созревания отечественного ИТ-рынка такое деление действительно проявлялось все сильнее, но одновременно с этим корпоративные мероприятия обставлялись все большим количеством рекламной атрибутики, напоминая тем самым выставки, обращенные к потребительской аудитории. В данном же случае возможные внутренние противоречия между деловым и рекламным направлениями были учтены изначально. Рассчитанная на активное привлечение посетителей часть располагалась в одном крыле Манежа и была отделена от другой буферной зоной в виде пресс-центра, обеспечивающего работу журналистов. И уже за пресс-центром, полностью экранированная от пестрой толпы посетителей, работала секция, допуск в которую был открыт только специалистам.
Особенностью выставки стало то, что в целом она не носила ни ярко выраженного корпоративного характера, ни потребительской направленности, а лишь выполняла свою цель, о которой говорилось выше. Компактно расположенные стенды компаний в общедоступном секторе размещались не случайным образом. По крайней мере, стенд одного из организаторов форума — компании “Формоза” не выглядел оторванным от других. Расположенные совсем рядом выставочные площади Samsung, APC, Lexmark, Intel, “Белого Ветра”, “МедиаЛингвы” и других компаний создавали впечатление некоторой перспективы. Рядовые потребители, для которых (что, кстати, тоже сделано впервые) организаторы выставки предусмотрели экскурсии, могли наглядно и объемно представить себе, что такое информационные технологии в целом. Ведь кроме компьютера есть еще разнообразная периферия, есть каналы распространения, есть программное обеспечение, есть, наконец, многочисленная компьютерная пресса (также богато представленная на форуме), которая обо всем этом пишет.
Деловая часть выставки также не была явно нацелена на корпоративного клиента в том смысле, как принято это понимать. По крайней мере классических лидеров программного, сетевого и прочих секторов на IT-Format не было, и было хорошо заметно, что доминирующие в экспозиции российские участники без давления со стороны зарубежных вендоров определяли те направления работы форума, которые им казались наиболее важными. Внимание, пожалуй, было сфокусировано на по сути точечных (хотя очень важных и объемных) проблемах, на которых должного акцента в ходе традиционных мероприятий, как правило, не делается. К таким вопросам безусловно можно отнести тему поддержки российского образования. Концепция федеральных программ “Электронная Россия на 2002—2010 годы”, презентация которой состоялась в первый день форума и обсуждение которой уже началось в печати, настолько важна, что ее следует рассматривать отдельно.
Еще одной отличительной особенностью IT-Format 2001, лишний раз подчеркивающей основную ее цель, стало внимание к ней со стороны властных структур. Выставку успели посетить работники Администрации Президента РФ, сотрудники аппарата Правительства России, Государственной Думы, Федерального собрания и Правительства Москвы.
Деятельность пресс-центра была действительно организована прекрасно и в выгодную сторону отличалась от того, что до сих пор приходилось видеть у нас в стране. И за это организаторам огромное спасибо. Отдельные помещения для переговоров, компьютерная техника с доступом в Интернет позволяли работать прямо на форуме в достаточно комфортных условиях. Впервые примененная для подобных мероприятий технология регистрации при помощи пластиковых карточек в конечном счете позволила набрать очень подробную и точную статистику о посетителях. Всего же из 20 с лишним тысяч человек, посетивших выставку за четыре дня, свыше шести тысяч оказались специалистами в области ИТ-технологий, а 120 человек — журналистами. По количеству примененных инноваций выставка оказалась просто выдающейся. Может быть, отчасти поэтому около трети ее участников уже выразили желание принять участие в IT-Forum 2002.