В одном из московских офисов объединенной компании «Сибирский алюминий» (http://www.sibal.ru), известной теперь, пожалуй, во всем мире, в маленькой комнатке площадью не более 12 м2, день и ночь мигают зеленые индикаторы коммуникационного оборудования. Это — центр коммутации компании. Мой собеседник — начальник управления автоматизацией группы «Сибирский алюминий» Александр Семенов.

Объединенная компания «Сибирский алюминий»
входит в первую десятку лидирующих мировых алюминиевых компаний. Годовой объем реализации продукции компании превышает 1,1 млрд. долл. Суммарный объем инвестиций на территории СНГ — свыше 240 млн. долларов. Предприятия компании расположены в различных регионах России: в Хакасии, Восточной Сибири, Самаре, Москве и Московской области, общее число сотрудников около 22 тыс. человек. Компания имеет свою собственную структурированную сеть сбыта, включающую в себя торговые офисы в США, Великобритании, Германии и сеть представительств в Восточной Европе, Азии и на Ближнем Востоке.

По его словам, только в последнее время компания начала систематически тратить деньги на информационные технологии. Ранее они шли на развитие других направлений. А обороты «Сибирского алюминия» исчисляются, по крайней мере, сотнями миллионов долларов.

Начинался проект с этой самой АТС Ericsson Business Phone 250, обслуживающей несколько московских офисов, промышленную инфраструктуру в Самаре и Саяногорске, где сосредоточено производство, а также зарубежные представительства компании. В свое время Ericsson выиграла тендер на ее поставку.

Проблема номер один — связь. Поначалу надо было решать проблему с телефонными переговорами внутри холдинга. Цены за трафик достигали 20 тыс. долл. в месяц, не в последнюю очередь благодаря дублированию факсимильных и телефонных сообщений. Качество связи при этом оставляло желать лучшего — после пересылки факса оператору приходилось еще долго объяснять по телефону его содержание. Ну а о серьезном обмене данными по электронной почте без собственной инфраструктуры связи речь и вовсе не шла.

Для начала у компании «Сеть-Сервис», оператора спутниковой связи, был взят в аренду канал с фиксированной арендной платой и динамическим распределением трафика «голос/данные» — в основном для работы по междугородней связи. Эта мера существенно снизила общую стоимость телефонных переговоров, а ввод электронной почты в значительной степени уменьшил нагрузку на факсы. Таким образом, «Сеть-Сервис» взяла на себя региональный трафик.

Но развиваться надо было дальше. Трафик по Москве у холдинга весьма значительный, да и с зарубежными представительствами компании тоже нужно было поддерживать надежную связь. Были сформулированы новые задачи, и, по словам г-на Семенова, на предмет их решения проводились переговоры почти со всеми работающими на рынке операторами связи. Этот тендер удалось выиграть компании «МТУ-Информ» (http://www.mtu.ru) — прежде всего за счет лучших цен и значительной беспроцентной рассрочки.

Компания «МТУ-Информ»
Один из ведущих операторов связи Москвы. Компания имеет лицензии на предоставление услуг местной, междугородней и внутризоновой телефонной связи, передачи данных и телематических служб, кабельного и сотового телевидения. Волоконно-оптическая транспортная сеть SDH компании охватывает всю территорию Москвы и является крупнейшей в столице.

Сыграл роль и широкий спектр услуг, предоставляемых «МТУ-Информ». «Сибирский алюминий» пользуется почти всем, что может предоставить оператор: местной, междугородней и международной телефонией, услугами доступа в Интернет и выделенными каналами передачи данных. «Для того чтобы связаться с коллегой из другого города, достаточно набрать четыре цифры, — говорит г-н Семенов. — Сотрудники уже привыкли к хорошему сервису. Малейший сбой или перерыв уже может вызвать негодование». Значительно улучшилось и качество связи.

Стоит отметить, что маршрутизацию телефонного трафика частично взяла на себя «МТУ-Информ». Такое решение в конкретных условиях работы холдинга представляется руководству оптимальным на сегодняшний день.

Организация передачи данных традиционно доставляет больше хлопот, и прежде всего потому, что их надо защищать и обрабатывать. И тут руководство холдинга приняло решение не пускать никого (в том числе оператора) дальше стоящих в офисе мультиплексоров — иными словами, дальше порога собственного дома. Доступ в Интернет также строго централизован в одном московском офисе. Здесь же поступающие данные проверяются и защищаются. «МТУ-Информ» предоставляет нам только выделенный канал и понятия не имеет, что мы дальше с ним вытворяем», — говорит г-н Семенов. По его словам, в день имеют место 3–5 целенаправленных попыток нелегального проникновения во внутреннюю сеть «Сибирского алюминия».

В корпоративной сети установлено около двух десятков серверов, работающих под Windows NT, использующихся в настоящее время в качестве серверов электронной почты Microsoft Exchange, и около десяти UNIX-серверов (в основном FreeBSD и Sun Solaris), традиционно задействованных под задачи маршрутизации. Как UNIX, так и Windows NT используются также в качестве серверов баз данных (Oracle и Microsoft SQL Server, соответственно).

Интересно, что в одном из зарубежных офисов «Сибирского алюминия» установлен Linux, о возможности применения которого в корпоративных структурах не перестают спорить уже в течение почти двух лет. Традиционный для компании FreeBSD, который, кстати, как и Linux, распространяется на условиях лицензии OSS (open source software), так и не смог обнаружить в компьютере ISDN-адаптер — ключевой компонент для связи с местным офисом. В результате местным специалистам пришлось оперативно установить Linux. Пока все работает нормально. Данный пример хорошо иллюстрирует, что такое локальный эксперимент и свобода принятия решений...

Не связью единой

«Сибирский алюминий» обеспечивает полный цикл производства: от сырья и первичного металла до полуфабрикатов и готовой продукции. Она также имеет собственную структурированную сеть сбыта в России и за рубежом. А еще она обладает мощной коммуникационной инфраструктурой с выходом в Интернет.

Вывод из этого напрашивается сам собой — необходимо управление всем производственным циклом предприятий холдинга. Необходимая база для решения этой задачи уже существует. Сейчас «Сибирский алюминий» ведет переговоры со всеми ведущими поставщиками ERP-систем. Александр Семенов считает, что в России работают четыре поставщика, которые в принципе могли бы удовлетворить потребности такого гиганта, как «Сибалюминий». Это SAP, BAAN, J.D.Edwards и Oracle. Стоит добавить, что на крупных предприятиях наряду с системой класса R/3 может присутствовать еще несколько вполне солидных систем управления как западного, так и отечественного производства, не говоря уже об узкоспециализированных модулях. И в случае приобретения АТС, и в случае выбора оператора связи, и теперь, при рассмотрении потенциального поставщика корпоративной системы управления, выбор идет по максимальному количеству возможных вариантов с выбором лучшего.

Не секрет, что зарубежные системы класса ERP, о которых мы уже завели разговор, активно врастают в Интернет, одновременно побуждая своих клиентов использовать ее ресурсы в собственных целях. В нашем случае первый эксперимент уже проводится в Самаре. Именно здесь силами местных менеджеров и разработчиков в настоящее время развертывается система электронного бизнеса по типу B2B (business-to-business). B2B ориентирован на организацию электронного обмена информацией в процессе коммерческой деятельности между двумя или несколькими предприятиями. Именно этот вид бизнеса, по мнению ведущих российских экспертов, в целом значительно отстает от направления электронной коммерции, связанной в основном с индивидуальным покупателем, а также с продажей и продвижением товаров через Интернет. В данном случае имеется в виду формирование и отслеживание заказов, сделанных через Интернет, а также различные способы связи с поставщиками посредством Сети.

По поводу состояния автоматизации холдинга на сегодняшний день в целом г-н Семенов говорит следующее: «И в Самаре, и в Саяногорске имеются очень мощные разработки. Некоторые из них существуют еще с советских времен, много написано за последнее время. Завод не может обходиться без них и ждать каких-либо внешних внедрений, задачи ставятся постоянно». Естественно возникает вопрос о предстоящем сведении двух миров в единую систему координат. Необходимо будет интегрировать ERP, внедрение которой уже не за горами, и собственные, накопившиеся в изрядном количестве, программы. По мнению г-на Семенова, «процесс под контролем». «Представители регионов имеют достаточно самостоятельности в решении внутризаводских задач, однако все они участвуют в выборе будущей системы ERP и полностью в курсе событий», — продолжает он.

На самом деле проблема так называемых унаследованных (иными словами, давно работающих на предприятии) информационных систем, встающая как при внедрении современных ERP, так и при модернизации парка компьютерной техники, вполне типична для западных компаний и является одной из основных. Процесс синтеза никогда не протекает гладко, каждая ситуация уникальна и одновременно, при существующем на рынке разнообразии программных средств, в принципе разрешима. Для российского рынка проблема унаследованных систем куда менее типична, хотя и существует.

В планах компании — организация корпоративного Интернет-портала. По словам главы департамента автоматизации, существует специальная рабочая группа, которая занимается только этим вопросом. Сегодня крупные промышленные производители, такие как американские автомобильные компании (General Motors, Ford), настолько активны в плане организации бизнес-порталов, что создают альянсы с поставщиками ПО электронной коммерции и провайдерами Интернет-услуг.

«Алюминиевые» деньги счет любят

Проследим снова всю цепочку, по которой развивались работы с самого начала. На проект по созданию корпоративной системы связи, к которому были привлечены компании «Сеть-Сервис» и «МТУ-Информ», было израсходовано около 200 тыс. долл. Срок окупаемости по проекту с «МТУ-Информ» оценивается в 8–9 месяцев и осуществляется, естественно, за счет экономии на услугах связи. Деньги не очень большие, и выгода достаточно очевидна. Что же дальше, с системами корпоративного управления? Александр Семенов говорит: «Полное внедрение ERP-системы в холдинге, включая консалтинг, должно занять 3–5 лет, а затраты могут составить 15–25 млн. долл. Выделение 1,5–3% от оборота компании ежегодно, как это принято на Западе, может сделать процесс внедрения ERP-систем значительно менее болезненным. Очень важно, чтобы руководство это понимало». Надо отметить, что тема финансирования IT всегда была животрепещущей, и цифры необходимых средств часто выражают в процентах от оборота. Нередко можно встретить оценку, составляющую 4–5%, а то и более.

Дальнейшее развитие сети «Сибирского алюминия» потребует и нового оборудования, и новых финансовых схем. «Проект будет расширяться за счет вовлечения в него новых регионов. Пока мы не использовали лизинг. Однако в дальнейшем оборудование будет обязательно предоставляться в лизинг либо непосредственно от поставщика, либо через системного интегратора», — утверждает г-н Семенов. Для этого специально создана лизинговая компания.