Татьяна Гаврилова
Д.т.н., профессор Санкт-Петербургского Государственного Технического Университета, консультант компаний "БАЛТ АУДИТ
ЭКСПЕРТ" и БИГ, автор корпоративного тренинга "Школа аналитика". Имеет более 100 публикаций, 6 монографий, среди которых первый российский учебник по инженерии знаний.

Лев Григорьев
Генеральный директор Консалтинговой группы "БИГ-СПб", автор более 100 публикаций, руководитель проекта по созданию инструментария для бизнес-моделирования ОРГ-Мастер. Имеет успешный опыт руководства крупных проектов по организационному и процессному бизнес-моделированию и созданию корпоративных информационных систем управления предприятиям. С ним можно связаться по адресу spbbig@infopro.spb.ru.

Дмитрий Кудрявцев
Специалист Консалтинговой группы "БИГ-СПб" по стратегическому менеджменту. Имеет успешный опыт реализации проектов по стратегическому моделированию, MBAE (Master of Business Administration and Engineering), университет г. Будо (Норвегия) по специальности: "Проблемы внедрения ERP в России". С ним можно связаться по адресу dk@big.spb.ru.

Конкурентная борьба между компаниями постепенно делает интеллектуальный капитал каждой из них стратегическим ресурсом, пользоваться которым большинство компаний не может, потому что не умеет. "Бизнес держится на знаниях" - лозунг из нашей статьи - сегодня не является метафорой. Ядро интеллектуального капитала - знания, и их надо рассматривать как сложный объект управления, а не с позиций здравого смысла, как считает большинство топ-менеджеров. Ответы на вопрос: "ЧТО делать или КАКИЕ же задачи должны решаться в области управления знаниями?" и составляет основное содержание данной статьи.

Наиболее зрелые российские компании (например, Северсталь, "Адмиралтейские верфи" и др.) уже осознали важность управление знаниями и выделили специальные подразделения и сотрудников, деятельность которых связана с обработкой знаний. Однако не просто расставить приоритеты задач управление знаниями и сконцентрировать усилия немногочисленных сотрудников на действительно критических направлениях. Традиционной ошибкой российских компаний является технократический уклон с акцентом на информационные технологии, которые сами по себе бессильны и похожи на водопровод, по которому не течет вода. В чем же специфика знаний как объекта управления? Новая наука и новая ветвь менеджмента - управление знаниями - пытается найти ответ на этот вопрос.

Знания, являясь ресурсом организации, должны отвечать тем же требованиям, что предъявляются к другим ресурсам (материальными, финансовыми, человеческими), т.е сотрудники службы управление знаниями обеспечвают остальных сотрудников компании:

  • Необходимыми знаниями,
  • В требуемом количестве,
  • В нужном месте,
  • В установленное время,
  • Требуемого качества,
  • По приемлемой цене.

Для того, чтобы обеспечить выполнение этих требований топ-менеджмент компании вынужден четко сформулировать основные задачи.

Многообразие возможных задач управления знаниями

В этот момент и возникают проблемы: при всей очевидности целей управления знаниями спектр задач, которые предлагают решать различные авторы публикаций и консультанты по управлению знаниями, очень многообразен и неоднозначен. Примеры различных подходов к формулировке задач управления знаниями, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Подходы к определению задач управления знаниями.

Karl Wiig, Robert de Hoog, Rob van der Spek Методология Excalibur Technologies Подход PWC
  1. Диагностика и оценка деятельности
  2. Диагностика и анализ знаний
  3. Выбор и планирование действий
  4. Действия
    a. Развитие знаний
    b. Распространение знаний
    c. Комбинирование знаний
    d. Интеграция знаний
  1. Доступ/поиск
  2. Совместная работа
  3. Нововведение
  4. Создание
  5. Внедрение
  6. Оценка
  7. Усовершенствование
  8. Хранение

Тактические процессы

  1. Получение знаний
  2. Использование знаний
  3. Обучение
  4. Распространение знаний

Стратегические процессы

  1. Оценка интеллектуального капитала (ИК)
  2. Создание и поддержание ИК
  3. Ликвидация активов знаний

Задачи управления знаниями, выделяемые всеми авторами, образуют некие циклы, представленные в таблице 1. Эти циклы кажутся вполне логичными, если рассматривать их отдельно, но почему тогда возникают такие различия как в формулировках задач, так и в содержании работ. Какой из предлагаемых циклов наиболее полно и точно отражает задачи стоящие в предметной области? Для ответа на этот вопрос имеет смысл обратить внимание на объект управления, на который направлены задачи, решаемые в рамках представленных циклов.

Есть задачи, которые непосредственно направлены на работу с информацией - поиск, получение, распространение знаний. Однако другие задачи направлены на объекты, отличающиеся от знаний и информации: обучение и совместная работа персонала, оценка интеллектуального капитала/деятельности компании. Но можно ли утверждать, что такие задачи не относятся к области управления знаниями? Наверное, нет. Такой ответ, как и само многообразие задач, объясняется междисциплинарным положением управления знаниями.

Три грани управления знаниями

Управление знаниями - это область, находящаяся на пересечениии трех дисциплин (см. рис 1):

1. Управление бизнесом, область, с точки зрения управления знаниями отвечающая на вопросы "Как создавать добавленную стоимость и обеспечивать конкурентное преимущество на основе знаний?". Главным объектом управления в данной области является компания как открытая социально-экономическая система.

2. Науки об информации, которые с точки зрения управления знаниями отвечают на вопрос "Как эффективно работать с информацией?". Соответственно названию наук, главным объектом изучения и управления в данной области является информация.

3. Гуманитарные науки, которые с точки зрения управления знаниями отвечают на вопрос "Как обеспечить необходимое поведение людей?". Главным объектом изучения в данной области является человек.

Таким образом, эти три грани управления знаниями заставляют по-разному рассматривать и формулировать задачи в области управления знаниями с учетом рассматриваемого объекта. При этом все выделенной взаимодействуют между собой.

Взаимосвязь объектов триады в управлении знаниями

Рассмотрим взаимосвязи внутри триады на рис.1., а также попытаемся определить ресурсы или компоненты поддержки, необходимые для эффективного взаимодействия объектов триады (см. рис. 2.).

С позиции объекта "Информация" можно выделить следующие связи:

1. "Информация - Компания": Компания является получателем ценности от знаний, которые позволяют ей создавать продукты и услуги и обеспечивают ей конкурентное преимущество в отношениях с заинтересованными сторонами, поэтому компания (или олицетворяющее ее руководство) формулирует требования к содержанию знаний.

2. "Информация - Человек": С одной стороны человек использует информацию и знания, поэтому именно он уточняет требования к содержанию и формулирует требования к форме предоставления информации. С другой стороны человек создает знание и представляет его в определенной форме, которая определяет дальнейшие средства работы с этой информацией.

Главным компонентом поддержки связи информации и знаний с другими объектами управления знаниями являются информационные технологии, представляющие собой методы и инструменты обработки информации (например, нейронные сети), модели представления знаний (например, онтологии, фреймы), программные средства (например, порталы, ПО для групповой работы, системы электронного документооборота).

С позиции объекта "Человек" существуют следующие связи:

1. "Человек - Компания": компания создает условия для восприятия, обмена и использования знаний. Здесь можно прислушаться к высказыванию Ларри Прусака "нужно управлять средой, в которой находятся знания".

2. "Человек - Информация": получаемая информация и формализованные знания, форма их представления и передачи формируют неформализованные знания и опыт человека. Используемые знания и средства их представления могут формировать требования к людям, например, умение пользоваться редактором Word для поступления на работу.

Главным компонентом поддержки связи человека с другими объектами управления знаниями является культура, представляющая собой ценности, принципы, нормы, мотивационную систему, правила и методы работы, которая создается в первую очередь на основе психологии и социологии.

С позиции компании очевидны связи:

1. "Компания - Человек": человек выполняет действия в компании, через которые знания материализуются в продукты и услуги, то есть люди заставляют знания работать и приносить стоимость. Существующие знания людей, а также их способность обучаться (приобретать новые знания) определяют уровень процессов в компании и ее возможности в конкурентной борьбе.

2. "Компания - Информация": информация и формализованные знания, имеющиеся в компании, также как и человек, определяют уровень (качество) процессов в компании и ее возможности в конкурентной борьбе.

Главным компонентом поддержки связи компании с другими объектами управления знаниями является организация деятельности, представляющая собой процессы созданные в компании, организационную структуру, распределение функциональных обязанностей.

Задачи управления знаниями

Теперь уже проще сформулировать практические задачи управления знаниями с учетом специфики компонентов описанной выше триады (см. табл. 2.). Сложность постановки системы управление знаниями в компании связана как раз с этой тройственностью, следствием которой является факт, что разные задачи, как правило, попадают в сферу компетенции различных подразделений или сотрудников, что затрудняет координацию и управление процессом, так как возникает частичное дублирование функций.

Так для большинства российских предприятий:

  • "Компания" - это сфера компетенции ответственного за стратегическое планирование (развитие) в компании.
  • "Человек" - это сфера компетенции сотрудников отдела управления персоналом.
  • "Информация" - это сфера компетенции сотрудников отдела информационных технологий.

Естественно, что наличие департамента управления знаниями позитивно повлияет на распределение компетенций и снимет вынужденную избыточность и противоречивость любой распределенной системы.

В обобщенном жизненном цикле системы управления знаниями мы предлагаем выделить 4 стадии:

  1. диагностика и анализ;
  2. получение знаний;
  3. создание системы управления знаниями;
  4. использование системы.

В соответствии с этими стадиями основные задачи представлены в таблице 2. От уровня информационной зрелости компании зависит количество и качество решаемых в компании задач, представленных в таблице. Так компания KPMG в своем отчете (Knowledge Management Research Report) представила результаты анализа практики управления знаниями в 400 компаниях США и Европы. По своей методике Knowledge Journey компания KPMG разделяет организации на 5 уровней в соответствии с решаемыми и решенными в компании задачами управления знаниями: 1 - самый низкий уровень зрелости, а 5 - самый высокий уровень (заметим, что состав и способ структурирования задач в методологии Knowledge Journey отличается от представленного авторами). Результатом исследования стал следующий вывод: "43% компаний находятся на уровне 1, 32% на уровнях 2 или 3, около 10% на 4, только 1% находится на более высокой ступени развития. Это может объясняться дисбалансом стратегий управления знаниями либо в сторону технологий, либо в сторону персонала. Однако для того, чтобы стать компанией сконцентрированной на знаниях (стадия 5), необходимо развиваться по всем направлениям". В российских компаниях уровень управления знаниями, как правило, еще ниже.

Таблица 2. Обобщенный цикл и задачи управления знаниями

Диагностика и анализ знаний Получение знаний Создание системы управления знаниями Использование знаний
Задачи
Идентификация имеющихся формализованных и неформализованных знаний (Карты знаний) Содействие в поиске информации и осведомление о ее наличии Мотивация к обмену знаниями и опытом Поощрение нововведений / инноваций
Оценка интеллектуального капитала компании Обучение сотрудников, согласованное с деятельностью сотрудника Создание структуры организации, облегчающей обмен знаниями Организация командной работы и развитие сотрудничества
Определение потребности Компании в знаниях для выполнения стратегии и процессов Развитие ценностей обучающейся организации (системного мышления, мастерства самосовершенствования, работы с интеллектуальными моделями, формирование общего виденья и групповое обучение) Создание атмосферы доверия для обмена знаниями Создание условий для проведения экспериментов
Оценка и планирование системы управления знаниями в компании Автоматизированное приобретение знаний Структурирование знаний Создание структур и методов повторного использования знаний на основе баз данных, архивов и хранилищ
Способность определять потребность в информации Извлечение знаний Представление знаний в требуемой форме Поддержание и развитие систем поддержки работы групп
Анализ потребностей пользователей в знаниях Приобретение и покупка знаний Проектирование системы управления знаниями и распространение знаний Выявление и уничтожение устаревших знаний

Примечания:

Цветом в таблице выделены три основных объекта управления.
"желтый" - Компания
"зеленый" - Человек
"голубой" - Информация

Таким образом, большая часть из представленных в таблице задач требует решения. В результате любая компания, решившая начать постановку системы управления знаниями сталкивается с вопросом: "С чего начать?". Наиболее распространенное и ошибочное начало управления знаниями - это преждевременные инвестиции в технологические решения, ведущие к разочарованию в этой многообещающей области. Можно предложить простой алгоритм определения приоритетности и последовательности первых шагов становления системы управление знаниями в организации. Алгоритм переработан из методики компании PriceWaterhouseCoopers и основан на оценке важности задач и готовности компании (см. табл. 3).

Таблица 3. Расстановка приоритетов между задачами

Вопрос Общая оценка задачи Шкала оценки
Насколько данная задача/проблема важна для Вашей организации? Важность 1 - не важна,
2 - важна, но не слишком,
3 - очень важна.
Способна ли Ваша организация решить данную задачу/проблему? Способность 1 - не способна,
2 - отчасти способна, но есть сомнения,
3 - способна.
  Важность х Способность==Приоритет решения проблемы  

Необходимо последовательно ответить на два простых вопроса из таблицы 3, адресованных к каждой задаче из таблицы 2, а затем сравнив полученные числовые оценки, выбрать задачи с максимальным приоритетом. Понимание стоящих перед компанией задач и последовательности их решения позволит сделать шаг к реальным действиям и начать управлять интеллектуальным капиталом компании, превращая знания в прибыль.

Литература:

1. Букович У., Уильямс Р. "Управление знаниями: руководство к действию", Инфра-М, 2002.
2. Гаврилова Т., Хорошевский В., "Базы знаний интеллектуальных систем", Питер, 2000
3. Нонака И., Такеучи Х., "Компания - создатель знаний", Олимп-Бизнес, 2003.
4. David Parlby, Knowledge Management Research Report, KPMG Consulting (www.kpmg.co.uk)
5. Karl Wiig, Robert de Hoog, Rob van der Spek, Supporting knowledge management: a selection of methods and techniques, 2002