Д.т.н., профессор Санкт-Петербургского Государственного Технического Университета, консультант компаний "БАЛТ АУДИТ
ЭКСПЕРТ" и БИГ, автор корпоративного тренинга "Школа аналитика". Имеет более 100 публикаций, 6 монографий, среди которых первый российский учебник по инженерии знаний.
Лев Григорьев
Генеральный директор Консалтинговой группы "БИГ-СПб", автор более
100 публикаций, руководитель проекта по созданию инструментария для бизнес-моделирования
ОРГ-Мастер. Имеет успешный опыт руководства крупных проектов по организационному
и процессному бизнес-моделированию и созданию корпоративных информационных систем
управления предприятиям. С ним можно связаться по адресу spbbig@infopro.spb.ru.
Дмитрий Кудрявцев
Специалист Консалтинговой группы "БИГ-СПб" по стратегическому менеджменту.
Имеет успешный опыт реализации проектов по стратегическому моделированию, MBAE
(Master of Business Administration and Engineering), университет г. Будо (Норвегия)
по специальности: "Проблемы внедрения ERP в России". С ним можно связаться
по адресу dk@big.spb.ru.
Конкурентная борьба между компаниями постепенно делает интеллектуальный капитал каждой из них стратегическим ресурсом, пользоваться которым большинство компаний не может, потому что не умеет. "Бизнес держится на знаниях" - лозунг из нашей статьи - сегодня не является метафорой. Ядро интеллектуального капитала - знания, и их надо рассматривать как сложный объект управления, а не с позиций здравого смысла, как считает большинство топ-менеджеров. Ответы на вопрос: "ЧТО делать или КАКИЕ же задачи должны решаться в области управления знаниями?" и составляет основное содержание данной статьи.
Наиболее зрелые российские компании (например, Северсталь, "Адмиралтейские верфи" и др.) уже осознали важность управление знаниями и выделили специальные подразделения и сотрудников, деятельность которых связана с обработкой знаний. Однако не просто расставить приоритеты задач управление знаниями и сконцентрировать усилия немногочисленных сотрудников на действительно критических направлениях. Традиционной ошибкой российских компаний является технократический уклон с акцентом на информационные технологии, которые сами по себе бессильны и похожи на водопровод, по которому не течет вода. В чем же специфика знаний как объекта управления? Новая наука и новая ветвь менеджмента - управление знаниями - пытается найти ответ на этот вопрос.
Знания, являясь ресурсом организации, должны отвечать тем же требованиям, что предъявляются к другим ресурсам (материальными, финансовыми, человеческими), т.е сотрудники службы управление знаниями обеспечвают остальных сотрудников компании:
- Необходимыми знаниями,
- В требуемом количестве,
- В нужном месте,
- В установленное время,
- Требуемого качества,
- По приемлемой цене.
Для того, чтобы обеспечить выполнение этих требований топ-менеджмент компании вынужден четко сформулировать основные задачи.
Многообразие возможных задач управления знаниями
В этот момент и возникают проблемы: при всей очевидности целей управления знаниями спектр задач, которые предлагают решать различные авторы публикаций и консультанты по управлению знаниями, очень многообразен и неоднозначен. Примеры различных подходов к формулировке задач управления знаниями, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Подходы к определению задач управления знаниями.
Karl Wiig, Robert de Hoog, Rob van der Spek | Методология Excalibur Technologies | Подход PWC |
|
|
Тактические процессы
Стратегические процессы
|
Задачи управления знаниями, выделяемые всеми авторами, образуют некие циклы, представленные в таблице 1. Эти циклы кажутся вполне логичными, если рассматривать их отдельно, но почему тогда возникают такие различия как в формулировках задач, так и в содержании работ. Какой из предлагаемых циклов наиболее полно и точно отражает задачи стоящие в предметной области? Для ответа на этот вопрос имеет смысл обратить внимание на объект управления, на который направлены задачи, решаемые в рамках представленных циклов.
Есть задачи, которые непосредственно направлены на работу с информацией - поиск, получение, распространение знаний. Однако другие задачи направлены на объекты, отличающиеся от знаний и информации: обучение и совместная работа персонала, оценка интеллектуального капитала/деятельности компании. Но можно ли утверждать, что такие задачи не относятся к области управления знаниями? Наверное, нет. Такой ответ, как и само многообразие задач, объясняется междисциплинарным положением управления знаниями.
Три грани управления знаниями
Управление знаниями - это область, находящаяся на пересечениии трех дисциплин (см. рис 1):
1. Управление бизнесом, область, с точки зрения управления знаниями отвечающая на вопросы "Как создавать добавленную стоимость и обеспечивать конкурентное преимущество на основе знаний?". Главным объектом управления в данной области является компания как открытая социально-экономическая система.
2. Науки об информации, которые с точки зрения управления знаниями отвечают на вопрос "Как эффективно работать с информацией?". Соответственно названию наук, главным объектом изучения и управления в данной области является информация.
3. Гуманитарные науки, которые с точки зрения управления знаниями отвечают на вопрос "Как обеспечить необходимое поведение людей?". Главным объектом изучения в данной области является человек.
Таким образом, эти три грани управления знаниями заставляют по-разному рассматривать и формулировать задачи в области управления знаниями с учетом рассматриваемого объекта. При этом все выделенной взаимодействуют между собой.
Взаимосвязь объектов триады в управлении знаниями
Рассмотрим взаимосвязи внутри триады на рис.1., а также попытаемся определить ресурсы или компоненты поддержки, необходимые для эффективного взаимодействия объектов триады (см. рис. 2.).
С позиции объекта "Информация" можно выделить следующие связи:
1. "Информация - Компания": Компания является получателем ценности от знаний, которые позволяют ей создавать продукты и услуги и обеспечивают ей конкурентное преимущество в отношениях с заинтересованными сторонами, поэтому компания (или олицетворяющее ее руководство) формулирует требования к содержанию знаний.
2. "Информация - Человек": С одной стороны человек использует информацию и знания, поэтому именно он уточняет требования к содержанию и формулирует требования к форме предоставления информации. С другой стороны человек создает знание и представляет его в определенной форме, которая определяет дальнейшие средства работы с этой информацией.
Главным компонентом поддержки связи информации и знаний с другими объектами управления знаниями являются информационные технологии, представляющие собой методы и инструменты обработки информации (например, нейронные сети), модели представления знаний (например, онтологии, фреймы), программные средства (например, порталы, ПО для групповой работы, системы электронного документооборота).
С позиции объекта "Человек" существуют следующие связи:
1. "Человек - Компания": компания создает условия для восприятия, обмена и использования знаний. Здесь можно прислушаться к высказыванию Ларри Прусака "нужно управлять средой, в которой находятся знания".
2. "Человек - Информация": получаемая информация и формализованные
знания, форма их представления и передачи формируют неформализованные знания
и опыт человека. Используемые знания и средства их представления могут формировать
требования к людям, например, умение пользоваться редактором Word для поступления
на работу.
Главным компонентом поддержки связи человека с другими объектами управления знаниями является культура, представляющая собой ценности, принципы, нормы, мотивационную систему, правила и методы работы, которая создается в первую очередь на основе психологии и социологии.
С позиции компании очевидны связи:
1. "Компания - Человек": человек выполняет действия в компании, через которые знания материализуются в продукты и услуги, то есть люди заставляют знания работать и приносить стоимость. Существующие знания людей, а также их способность обучаться (приобретать новые знания) определяют уровень процессов в компании и ее возможности в конкурентной борьбе.
2. "Компания - Информация": информация и формализованные знания, имеющиеся в компании, также как и человек, определяют уровень (качество) процессов в компании и ее возможности в конкурентной борьбе.
Главным компонентом поддержки связи компании с другими объектами управления знаниями является организация деятельности, представляющая собой процессы созданные в компании, организационную структуру, распределение функциональных обязанностей.
Задачи управления знаниями
Теперь уже проще сформулировать практические задачи управления знаниями с учетом специфики компонентов описанной выше триады (см. табл. 2.). Сложность постановки системы управление знаниями в компании связана как раз с этой тройственностью, следствием которой является факт, что разные задачи, как правило, попадают в сферу компетенции различных подразделений или сотрудников, что затрудняет координацию и управление процессом, так как возникает частичное дублирование функций.
Так для большинства российских предприятий:
- "Компания" - это сфера компетенции ответственного за стратегическое планирование (развитие) в компании.
- "Человек" - это сфера компетенции сотрудников отдела управления персоналом.
- "Информация" - это сфера компетенции сотрудников отдела информационных технологий.
Естественно, что наличие департамента управления знаниями позитивно повлияет на распределение компетенций и снимет вынужденную избыточность и противоречивость любой распределенной системы.
В обобщенном жизненном цикле системы управления знаниями мы предлагаем выделить 4 стадии:
- диагностика и анализ;
- получение знаний;
- создание системы управления знаниями;
- использование системы.
В соответствии с этими стадиями основные задачи представлены в таблице 2. От
уровня информационной зрелости компании зависит количество и качество решаемых
в компании задач, представленных в таблице. Так компания KPMG в своем отчете
(Knowledge Management Research Report) представила результаты анализа практики
управления знаниями в 400 компаниях США и Европы. По своей методике Knowledge
Journey компания KPMG разделяет организации на 5 уровней в соответствии с решаемыми
и решенными в компании задачами управления знаниями: 1 - самый низкий уровень
зрелости, а 5 - самый высокий уровень (заметим, что состав и способ структурирования
задач в методологии Knowledge Journey отличается от представленного авторами).
Результатом исследования стал следующий вывод: "43% компаний находятся
на уровне 1, 32% на уровнях 2 или 3, около 10% на 4, только 1% находится на
более высокой ступени развития. Это может объясняться дисбалансом стратегий
управления знаниями либо в сторону технологий, либо в сторону персонала. Однако
для того, чтобы стать компанией сконцентрированной на знаниях (стадия 5), необходимо
развиваться по всем направлениям". В российских компаниях уровень управления
знаниями, как правило, еще ниже.
Таблица 2. Обобщенный цикл и задачи управления знаниями
Диагностика и анализ знаний | Получение знаний | Создание системы управления знаниями | Использование знаний |
Задачи
|
|||
Идентификация имеющихся формализованных и неформализованных знаний (Карты знаний) | Содействие в поиске информации и осведомление о ее наличии | Мотивация к обмену знаниями и опытом | Поощрение нововведений / инноваций |
Оценка интеллектуального капитала компании | Обучение сотрудников, согласованное с деятельностью сотрудника | Создание структуры организации, облегчающей обмен знаниями | Организация командной работы и развитие сотрудничества |
Определение потребности Компании в знаниях для выполнения стратегии и процессов | Развитие ценностей обучающейся организации (системного мышления, мастерства самосовершенствования, работы с интеллектуальными моделями, формирование общего виденья и групповое обучение) | Создание атмосферы доверия для обмена знаниями | Создание условий для проведения экспериментов |
Оценка и планирование системы управления знаниями в компании | Автоматизированное приобретение знаний | Структурирование знаний | Создание структур и методов повторного использования знаний на основе баз данных, архивов и хранилищ |
Способность определять потребность в информации | Извлечение знаний | Представление знаний в требуемой форме | Поддержание и развитие систем поддержки работы групп |
Анализ потребностей пользователей в знаниях | Приобретение и покупка знаний | Проектирование системы управления знаниями и распространение знаний | Выявление и уничтожение устаревших знаний |
Примечания: Цветом в таблице выделены три основных объекта управления. |
Таким образом, большая часть из представленных в таблице задач требует решения. В результате любая компания, решившая начать постановку системы управления знаниями сталкивается с вопросом: "С чего начать?". Наиболее распространенное и ошибочное начало управления знаниями - это преждевременные инвестиции в технологические решения, ведущие к разочарованию в этой многообещающей области. Можно предложить простой алгоритм определения приоритетности и последовательности первых шагов становления системы управление знаниями в организации. Алгоритм переработан из методики компании PriceWaterhouseCoopers и основан на оценке важности задач и готовности компании (см. табл. 3).
Таблица 3. Расстановка приоритетов между задачами
Вопрос | Общая оценка задачи | Шкала оценки |
Насколько данная задача/проблема важна для Вашей организации? | Важность | 1 - не важна, 2 - важна, но не слишком, 3 - очень важна. |
Способна ли Ваша организация решить данную задачу/проблему? | Способность | 1 - не способна, 2 - отчасти способна, но есть сомнения, 3 - способна. |
Важность х Способность==Приоритет решения проблемы |
Необходимо последовательно ответить на два простых вопроса из таблицы 3, адресованных к каждой задаче из таблицы 2, а затем сравнив полученные числовые оценки, выбрать задачи с максимальным приоритетом. Понимание стоящих перед компанией задач и последовательности их решения позволит сделать шаг к реальным действиям и начать управлять интеллектуальным капиталом компании, превращая знания в прибыль.
Литература:1. Букович У., Уильямс Р. "Управление знаниями: руководство к действию", Инфра-М, 2002.2. Гаврилова Т., Хорошевский В., "Базы знаний интеллектуальных систем", Питер, 2000 3. Нонака И., Такеучи Х., "Компания - создатель знаний", Олимп-Бизнес, 2003. 4. David Parlby, Knowledge Management Research Report, KPMG Consulting (www.kpmg.co.uk) 5. Karl Wiig, Robert de Hoog, Rob van der Spek, Supporting knowledge management: a selection of methods and techniques, 2002 |