«Эффективный ИТ-отдел»Часть 1 (IE № 18 за 2004): Симптомы неэффективности ИТ.Часть 2 (IE № 19 за 2004): Категоризация проблем ИТ-службы. Основные направления улучшения работы ИТ-отдела. Часть 3 (IE № 20 за 2004): Как просчитать затраты на ИТ? Часть 4 (IE № 21 за 2004): Как распределить время ИТ-директора? Часть 5 (IE № 22 за 2004): Как правильно выбрать вендора. Шаг 1. Часть 6 (IE № 23 за 2004): Как правильно выбрать вендора. Шаг 2. Оценка затрат и прибылей и предварительный анализ вендоров. |
RFP (Request For Proposal) представляет собой устоявшийся подход, в рамках которого компания позволяет вендорам продемонстрировать их возможности. RFP, как правило, покрывает достаточно большое поле информации о вендоре: описание продукции, техническая архитектура, структура и финансы компании, квалификация, тренинги, техническая поддержка и так далее.
Причины использования RFP
Как показало время, наиболее важные причины, которые вновь и вновь приводят предприятие к использованию RFP, таковы:
- RFP переключает задачу сбора данных на самих вендоров, в результате чего силы команды выбора в компании освобождаются для других важных процессов;
- RFP позволяет избежать предвзятости в анализе и оценке различных вендоров;
- RFP вносит элемент естественного отбора в процесс выбора вендора - поставщики, которые не способны грамотно справиться с RFP, по всей вероятности, не смогут быть надежными и долгосрочными партнерами; отсутствие опечаток, четкость в формулировании ответов, организация материала могут быть хорошими показателями качества вендора;
- анализ и информация, полученная от высококвалифицированных вендоров, может вскрыть недостатки в аналитических раскладах, сделанных командой отбора вендора;
- RFP позволяет вендорам самостоятельно выйти из игры, если показывает, что они не соответствуют ключевым запросам компании.
Если команда затрудняется создать качественный RFP, это означает, что масштабы проекта и критерии выбора не были заданы четко. Качественный RFP не только снижает усилия команды, но и вовлекает вендоров в процесс.
Не всегда используются все подэтапы RFP-процесса, определенные фазы можно пропускать. Иногда команда отказывается от долгого провождения каждого вендора через полный процесс RFP. Так часто бывает, если число вендоров невелико и можно сразу перейти к следующему шагу - детальной проработке каждого вендора. Или если в результате предыдущей стадии было получено достаточно информации для того, чтобы сделать выбор в пользу того или иного вендора. Или, наконец, просто потому, что окончательное решение надо принимать быстро, а времени для полномасштабного RFP недостаточно.
Обзорная часть RFP
Грамотно созданный RFP состоит из двух частей. Первая - обзор проекта, который предоставляет вендорам информацию о том, что собой представляет компания и проект. Вторая часть представляет собой список вопросов, на которые вендоры должны дать ответ. Первая часть RFP должна быть достаточно детальной, чтобы снять вопросы по поводу компании и проекту со стороны вендоров. Грамотно составленная, она способна сэкономить огромное количество времени, в особенности если RFP-процессу подвергается значительное количество вендоров. Немаловажно и то, что одна и та же информация показывается всем вендорам в одно и то же время. Такой подход демонстрирует вендорам, что они подвергаются объективному анализу.
Как правило, обзорная часть проекта состоит из трех частей: информации о компании, процессе и критериях отбора вендоров. В типичном случае эта часть отражает информацию, приведенную во врезке "Обзорная часть RFP".
Обзорная часть RFP должна быть создана так, чтобы помочь вендорам ответить на базовые вопросы, обычно интересующие вендоров. Вот список этих вопросов:
- соответствует ли запрос масштабу продукта, который я как вендор способен предоставить;
- в состоянии ли я выполнить данный запрос, или это чересчур "высоко" для меня;
- выделен ли бюджет под данный проект;
- кто в компании принимает решение по данному проекту;
- сколько продлится процесс оценки;
- кто из конкурентов принимает участие в процессе выбора;
- четко ли представляет заказчик, что ему нужно, насколько хорошо он понимает, как достичь своей цели.
Так как RFP содержит важную коммерческую информацию, компания может быть необходимо соглашение о конфиденциальности. Юридический отдел компании может потребовать от вендоров подписание простого документа о неразглашении еще до начала рассылки RFP.
Обзорная часть RFP1. Информация о компании:
2. Информация о проекте:
3. Информация о RFP-процессе:
|
Вопросы к вендору в RFP
Вторая часть RFP сфокусирована вокруг сбора детальной информации от вендоров. Типичные категории информации, которые должны быть собраны, следующие.
Вендор: информация о компании вендора - размер, стабильность, ресурсы.
Функциональное покрытие: насколько требуемое функциональное поле покрывается возможностями вендорских продуктов или услуг.
Техническая архитектура: информация, воздействующая на техническое внедрение продукта, включая аппаратное обеспечение, операционные системы и платформы баз данных.
Подходы к внедрению: предварительная информация от вендора по поводу их подходов к внедрению продуктов и временные рамки.
Мнения клиентов: рекомендации от существующих компаний, у которых были подобные проекты.
Экономика: порядок выплат, кредиты и другие экономические вопросы.
Создать список вопросов для вендоров и задать их весовые характеристики - задача довольно сложная. Как правило, наиболее весомой бывает категория "функциональное покрытие". Остальные получают вес в зависимости от важности для данной компании. Вес категорий "техническая архитектура" и "подходы к внедрению", как правило, самый низкий, так как большинством вендоров поддерживаются практически все существующие на рынке технологии и методологии ведения проектов. Примеры вопросов к вендорам, которые обычно включаются в RFP, приведены во врезке "Вопросы к вендорам в RFP". Кроме того, полезно попросить у вендора информацию об любых наградах и призах, а также о любых имеющих отношение к делу промышленных сертификациях (ISO, SEI, CMM).
Важный момент - опыт показывает, что в RFP надо включить абзац, недвусмысленно подтверждающий, что отвечать на RFP не обязательно и что RFP никак не обязывает запрашивающую компанию ни к каким действиям после RFP-процесса. Этим снимается любая возможность неверного истолкования ситуации, а обе стороны получают возможность отдельно обсудить вступление в отношения.
Вопросы к вендорам в RFP1. Информация о вендоре:
2. Функциональное покрытие:
3. Техническая сторона:
4. Подходы к внедрению:
5. Примеры и мнения клиентов:
Хороший способ получить конкретный ответ от вендора по этому пункту - требование заполнить специальную таблицу "Клиенты вендора, имеющие близкие характеристики". 6. Экономика:
|
RFP-встреча
После того как RFP создан, его надо распространить среди вендоров. Обычно это делается как в бумажном, так и в электронном виде. Опыт показывает: в команде необходимо назначить сотрудника, который убедился бы, что все намеченные вендоры получили RFP. Процесс получения ответов может занимать от одной до четырех недель в зависимости от сложности продукта, глубины вопросов RFP и других факторов.
Для того чтобы подогреть интерес к RFP, а также для того, чтобы дать возможность всем вендорам задать вопросы "живьем", некоторые компании собирают специальную встречу через одну-две недели после рассылки RFP. Этого срока достаточно для того, чтобы вендоры ознакомились с информацией и пришли на встречу с готовыми вопросами. Количество приглашенных от каждой компании не должно превышать трех человек.
Распорядок встречи будет простым. Менеджер команды выбора вендора должен представить членов своей команды и дать короткое описание и пояснение к RFP, уделяя особое внимание ожидаемым преимуществам и критериям отбора. Короткое пояснение, как создавался список вендоров, приглашенных на встречу, тоже может быть уместен.
Затем идет сессия вопросов и ответов. Список заданных вопросов и ответов на них должен быть задокументирован. Если команде задается вопрос, на который пока нет ответа, вопрос документально фиксируется, и ответ на него высылается позже. В некоторых случаях допускается не давать ответа на вопрос. Вся встреча не должна длиться более 90 минут независимо от сложности RFP и числа приглашенных. В течение нескольких дней полный список вопросов и ответов на встрече, а также ответы и дискуссионные вопросы должны быть высланы по электронной почте всем представителям вендоров.
Эта встреча полезна по многим причинам. Как правило, она выносит на поверхность дополнительное количество информации, которое потом приходится обрабатывать. Во-первых, встреча покажет реальный интерес к данному проекту. Если число вендоров, не посетивших конференцию, достаточно велико, то, возможно, есть расхождение между масштабом проекта и возможностями вендора или просто даже ошибка в формулировке целей проекта. Второе - на основе вопросов вендоров команда может найти недочеты в масштабе проекта, сборе требований, RFP-вопросах или в самом RFP-процессе. В этом случае надо пересмотреть любые спорные моменты, приняв соответствующие меры. Ошибки возможны. Не надо забывать, что вендоры чаще всего накопили достаточно большой опыт, это не первый RFP, на который они отвечают, у них ушло много часов на то, чтобы подготовиться к подобного рода встречам. Онлайновый форум для вендоров с ограничением и разделением доступа тоже может быть эффективной формой работы с вендорами в течение RFP-процесса.
И встреча и онлайновый форум в RFP-процессе преследуют одну важнейшую цель - максимальную открытость. Общее и частое заблуждение состоит в том, что сокрытие информации или нечеткие общие ответы ставят команду выбора вендора в более выигрышное положение за столом переговоров. Это не так. Если команда не верит в то, что вендор хочет выиграть процесс и предложить наилучший продукт для их запросов, - ей не следует работать с ним. Все такие вендоры должны отпасть на предыдущем шаге процесса выбора. Часто колебания в команде выбора по поводу того, открывать какую-то часть информации или нет, является признаком неуверенности. На этапе RFP рекомендуется режим максимальной открытости. Обмен подлинной информацией облегчает процесс и увеличивает шансы на выбор по-настоящему качественного продукта. На этапе RFP можно скрывать только отдельные детали, например, общий бюджет проекта. И то не всегда, поскольку иногда подобная информация может подвигнуть вендора к скидкам.
Оценка ответов на RFP
А вот процесс оценки ответов на RFP должен быть максимально закрытым. В этот период вендоры не должны контактировать с командой по выбору под угрозой возможного исключения из процесса выбора. Без этого условия большинство вендоров будут вести себя очень агрессивно, задавать много вопросов, проверять свой текущий статус и требовать дополнительной информации. В отдельных случаях команда выбора может прийти к необходимости задать вендорам дополнительные блоки вопросов. Тогда эти дополнительные вопросы должны быть собраны и распространены всем вендорам по е-mail с указанием определенного периода времени, в течение которого ожидается получение ответа.
Сам процесс оценки состоит в том, что ответы на RFP от разных вендоров оцениваются на основе требований и их весовых категорий, специфицированных до начала RFP. После того как каждый вендор оценен в каждой категории и получена его средняя оценка, команда должна провести раунд проверки оценок и согласия всех членов команды с результатами количественного анализа. После чего команда должна прийти к заключению, кого из вендоров двигать на следующую ступень отбора. На этом этапе должно остаться не более двух-трех вендоров. Как и во всех предыдущих шагах процесса выбора, команда должна показать результаты ответственным менеджерам в компании и заручиться их подписями, чтобы можно было продвинуть процесс на следующий этап.
И последнее. После того как результаты получены и заверены, команда должна в письменной форме оповестить всех вендоров о результатах этого этапа. В письме должна быть выражена благодарность за участие и приведены контакты на случай, если вендору понадобятся ответы на вопросы. Как правило, ни полученная оценка, ни список финалистов не приводятся. Грамотно составленное письмо не только является залогом дальнейшей работы с вендорами, но и создает компании хорошую репутацию. Если время позволяет, то какие-то комментарии проигравшим вендорам надо дать. Им будет интересно, почему они не прошли по конкурсу. Хорошим менеджерам по продажам это поможет более квалифицированно строить свою работу.
Таблица. Клиенты вендора, имеющие близкие характеристики.
Клиент А | Клиент B | Клиент C | Клиент D | |
Аналогичный рынок или бизнес-модель | x | x | ||
Аналогичный продукт или услуга | X | x | ||
Аналогичная техническая платформа | X | x | ||
Аналогичный размер | x | x | ||
Аналогичные географические данные | X | x | ||
Аналогичные объемы продаж или бизнес-партнеры | x | X | x | |
Аналогичный размер/масштаб внедрения продукта | x | x | x | |
Аналогичные специфические требования (интерфейс с другими системами, унаследованные данные и т. д.) | x | x |