Intelligent Enterprise: Прежде всего хотелось бы спросить об изучении организационного опыта в сфере автоматизации деятельности разных городов мира и управления их развитием.
Андрей Белозёров: Мы смотрим мировой опыт по трем основным направлениям. Во-первых, организационные аспекты развития ключевых сфер автоматизации современного мегаполиса. Ярким примером тут могут служить ЦОДы. Без них сегодня точно не может обойтись ни один крупный город, всерьез занимающийся информатизацией. Другое дело, что организовать их работу можно по-разному.
В каких-то городах датацентры арендуются властями, в каких-то строятся за счет городского бюджета и находятся на его балансе. Формы услуг, которые эти ЦОДы предоставляют, тоже разные. Где-то это по большей части collocation, где-то акценты делаются на использование облачных моделей PaaS или SaaS. Различно и количество персонала, обслуживающего ЦОД, и эти различия могут быть весьма существенными. Например, соответствующие цифры для Барселоны и Нью-Йорка различаются почти в два раза.
Очень важно, каким образом строится модель разработки и внедрения информационных систем в крупных городах. Тут тоже существует несколько основных путей. Некоторые города создают собственные и при этом довольно крупные центры разработки. В той же Барселоне есть муниципальный центр информационных технологий, в котором работает несколько сот человек, и большинство систем они пишут сами. А в Сан-Франциско власти заказывают разработки, организуя соответствующие конкурсы.
Все эти практики нам, конечно, следует тщательно изучать, вырабатывая оптимальные решения для развития нашего города. Иногда приходится даже переосмысливать уже сложившиеся в Москве формы организационной работы и отчасти трансформировать их.
Второй очень важный аспект нашей работы — выстраивание взаимодействия с бизнесом. Здесь есть более традиционные и, как правило, более простые формы — госзаказ, конкурсы или контракты. А есть более сложные и реже применяемые — концессионные модели, государственно-частное партнерство или, например, модель взаимодействия по принципу предоставления API.
И наконец, третье направление в изучении зарубежного опыта связано с тем, что ИТ сегодня имеют абсолютно прикладное значение. Они нигде не существуют сами по себе и в каждом конкретном случае неотделимы от отраслевых задач — ЖКХ, медицины, транспорта и т. д. Поэтому нам, московскому департаменту ИТ, крайне важно понимать, как в различных городах мира выстраиваются бизнес-процессы в той или иной отрасли.
Среди обозначенных вами трех направлений хотелось бы чуть подробнее выделить модели взаимодействия с бизнесом. Ведь через это по сути можно не только поддерживать важную для современной экономики отечественную ИТ-индустрию, но и поощрять развитие ИТ-инноваций.
Тут тоже, наверное, можно говорить о разных направлениях, по меньшей мере о двух. Управление информационными технологиями в Москве построено по продуктовому признаку с обязательным учетом всего жизненного цикла планируемой к внедрению разработки. Это, в свою очередь, предполагает постановку определенной бизнес-задачи, выделение потенциальных бенефициаров системы, проработку долгосрочных перспектив развития того или иного направления автоматизации, а также оценку возможного масштабирования уже в процессе эксплуатации. Тут уже начинают прорисовываться контуры взаимодействия города с бизнесом. Хорошим примером в этом плане как раз является ситуация с видеонаблюдением в столице. В данном случае город работает с бизнесом по сервисной модели: видеокамеры в городе мы не устанавливаем и не обслуживаем. Это делают коммерческие компании, а мы получаем конечный продукт — картинку или видеозапись. При такой модели мы решаем поставленные задачи и при необходимости обеспечиваем масштабируемость, бизнес же имеет четко обрисованные задачи на перспективу, а значит, возможности для собственного развития.
Проработка задачи на глубину означает, что получаемый видеоконтент необходимо обрабатывать, то есть, например, автоматически фиксировать нарушения на дорогах, отправлять штрафы владельцу в электронном виде, при необходимости вести ИТ-поддержку претензионной работы и так далее. То есть мы имеем весьма значительное поле для информационных разработок, которые тоже, возможно, будут выполнять коммерческие компании.
Второе направление взаимодействия с бизнесом обусловлено тем, что ДИТ Москвы не только заказывает проектирование ИТ-систем коммерческому сектору. Одной из важных его функций является поддержка московской отрасли информационных технологий как таковой. Осуществлять её можно разными методами, и один из важнейших — предоставление программных интерфейсов городских информационных ресурсов и сервисов. Опять-таки очень хороший пример такой схемы взаимодействия являет собой приложение «Яндекс. Парковка». По сути оно коммерческое (создано коммерческой компанией для коммерческих целей), но основой для его создания послужила возможность пользоваться нашим API, то есть доступом разработчиков из «Яндекса» к электронным данным, относящимся к московскому парковочному пространству. При такой схеме перед компаниями открывается большое поле для инициативы, и место для инновационных разработок тут, безусловно, есть.
Когда речь заходит о системах автоматизации муниципального или федерального масштаба, мы часто говорим о возможности законодательного стимулирования новых разработок. Насколько это актуально для задач городского масштаба?
Все мы знаем, что законодательное регулирование любой деятельности бывает ограничительным, а бывает, наоборот, стимулирующим. Наша особенность, пожалуй, в том, что даже многие ограничительные меры для ИТ-индустрии, можно сказать, все равно являются стимулирующими. Достаточно напомнить, насколько бурно сейчас развивается направление информационной безопасности, в частности, в области инновационных разработок.
Это происходит в том числе благодаря регулирующим мерам государства, таким как требования к обеспечению безопасности персональных данных.
Что касается стимулирующих мер в отношении работы ИТ-отрасли, то они тоже должны быть, в том числе и на муниципальном уровне. Например, сейчас мы совместно с городским департаментом экономической политики прорабатываем предложения по оптимизации патентной системы для ИТ-специалистов, работающих в частном порядке. И рассчитываем, что это даст эффект.
Хотелось бы понять, какие ориентиры вы даете разработчикам в результате изучения международного опыта. Ведь можно ориентировать их на вполне определенные ИТ-системы известных производителей, которые, скажем, предполагается широко использовать в целях автоматизации городского управления. А можно давать ориентиры на уровне приоритетных идей обработки данных, которые не делают обязательным применение даже технологических платформ, не говоря уже о прикладных системах.
Начну с того, что у нас есть подразделение Smart city Lab, то есть Лаборатория «умного города», которая занимается мониторингом новейших технологий с прицелом на их использование для автоматизации управления городом. Там изучение действительно начинается не с прикладного софта и даже не с базовых технологических платформ, а с математики, с фундаментальных алгоритмов обработки данных. Именно на фундаментальном уровне мы разбираемся с такими концепциями, как, например, блокчейн, Big Data, Machine Learning, Internet of Things и некоторые другие. О них говорят и пишут очень много, но некоторые из них (хотя бы тот же блокчейн), несмотря на очевидную перспективность, для целей городского управления в боевом режиме нигде пока не используются. Если мы понимаем, что какие-то алгоритмы действительно подходят для решения наших задач, мы переходим на другой уровень исследовательской работы и начинаем смотреть связанные с этой концепцией платформы и продукты. И при этом пытаемся понять, каким образом они могут быть установлены в наших ЦОДах, каких данных из тех, которыми мы располагаем или которые в принципе можем получить, эти продукты могут потребовать, где эти данные хранить, сколько все это может стоить. В этих оценках помимо ДИТ, естественно, могут принимать участие другие подразделения московского правительства — например, уже упомянутый департамент экономической политики.
Далее встает задача проверки технологии, то есть организации пилотного проекта. И тут обстановку уже нельзя назвать лабораторной. Пилотной площадкой может быть городское бюджетное учреждение, например, школа или центр госуслуг «Мои документы». Когда «пилот» пройдёт во всех структурах, вовлеченных в проект, опять-таки проводится оценка, и может быть принято решение о тиражировании.
Надо сказать, что таким образом в нашу практику начали постепенно входить открытые решения корпоративного уровня наподобие базы данных MongoDB, которую мы активно используем для задач реального времени, или, скажем, продукты Hadoop-стека. Отмечу, что они связаны с совершенно иной культурой автоматизации в сравнении с той, к которой большинство пользователей уже привыкли. Эта среда больше открыта для внешних инновационных разработок.
В продолжение темы открытого ПО — насколько важно собирать и обобщать методологический опыт в сфере создания информационных решений? Многие методические концепции вроде DevOps, Continuous Development или Open Data во многом связаны именно с продуктами Open source, а теперь в тех случаях, когда нужно быстро разработать сложные и высоконадежные ИТ-системы, ими живо интересуются и крупный бизнес, и государственные структуры…
Сегодня в «словаре» нашего департамента появился новый термин — контракт жизненного цикла. Это означает, что у нас оформляется такой метод работы, когда проектированием, разработкой, эксплуатацией, а если нужно, то и модернизацией системы занимается один подрядчик, с которым и может быть заключен соответствующий контракт. Вот здесь-то оказываются востребованными такие методологии, как DevOps или Continuous Development. С их помощью можно оптимально консолидировать работу разных специалистов (не только самих разработчиков) на разных этапах развития информационной системы, модернизировать её без ущерба качеству текущей эксплуатации и решать еще целый ряд важнейших задач. Поэтому с данными методологиями мы начали работать уже давно и довольно плотно. По поводу Open Data могу сказать, что Москва вообще была первым в России городом, запустившим портал открытых данных, и здесь действительно главным вопросом является не столько сам факт открытости того или иного ИТ-ресурса для внешних пользователей, сколько обеспечение технологичной работы с ними через программные интерфейсы.
С приходом новых технологий, инновационных разработок возникают и новые компетенции, а вместе с ними — новые профессии, так или иначе связанные с ИТ. Мы видим, что в США и других технологически развитых странах появляются дата-архитекторы, исследователи данных, инженеры по искусственному интеллекту и т. п. Общий вектор состоит в том, что от этапа активного внедрения различных информационных систем, как правило, тесно связанных с автоматизацией тех или иных аспектов бизнеса или государственного управления, мы переходим к задаче оптимального использования накопленных и продолжающих накапливаться в результате их эксплуатации данных. Потенциальная эффективность сейчас все больше аккумулируется в этом ресурсе, и важно правильно раскрыть этот потенциал. Ситуация в Москве не является исключением из этого правила. Мы уже утвердили первую версию стандарта по управлению данными в системах правительства Москвы, с ним можно ознакомиться на нашем сайте.
Категорий специалистов, которые я только что назвал, в официальной номенклатуре должностных позиций у нас пока нет. Мы по-прежнему называем их традиционно — программистами, администраторами, аналитиками и инженерами. Но по содержанию их работы мы идем в ногу с мировыми тенденциями.
С Андреем Белозёровым беседовал ведущий эксперт Intelligent Enterprise Сергей Костяков