Intelligent Enterprise: Каковы были основные цели при внедрении НСИ и на какие основные этапы можно разбить решение этой задачи?
Олег Апанасик: В основе принятого к реализации решения лежит опыт работы наших сотрудников по управлению нормативно-справочной информацией. Всё началось с того, что возникла необходимость централизовать управление справочником основных материалов и комплектующих на двух производственных площадках и в управляющей компании. У нас было разработано два стандарта предприятия и несколько рабочих инструкций, но каждый раз в информационных системах появлялись материалы, заведенные не в соответствии с нормативными документами, или дубли уже существующих записей.
И в конце 2014 года мы инициировали проект по оптимизации работы с нормативно-справочной информацией. В его рамках были разработаны методики по нормализации нескольких основных групп справочников — «Номенклатура», «Контрагенты», «Сотрудники», «Финансовые» и «Технологические», — а также методики по их управлению.
В организационные рамки проекта вошло головное предприятие нашей компании, расположенное в городе Колпино, и два филиала — «Петрозаводскмаш» и «Атоммаш» из Волгодонска.
В контур проекта было включено большое количество систем, которые вполне целесообразно разбить на отдельные группы.
В первую очередь речь идет о целом спектре прикладных бизнес-систем универсального назначения. Это два решения по управлению ресурсами предприятия — SAP ERP и «1С:УПП» и два по управлению персоналом — SAP HR и «1С:ЗУП». Сюда же следует отнести электронный документооборот на базе «1С:Документооборота», продукт «1С:Консолидация», а также разработку для учета расходов на мобильную связь «1С:Мобильная связь». Кроме того, контур захватывал специализированные для нашей производственной деятельности продукты: TeamCenter (Siemens PLM Software), ответственный за конструкторскую и технологическую подготовку производства, систему ведения архива технической документации предприятия и управления данными об изделиях Search компании «Интермех», справочно-информационную систему управления базой данных IMBASE того же производителя и систему управления доступом и его контроля Perco. Задействованными оказались и инфраструктурные продукты — контроллер домена ActiveDirectory и корпоративный портал MS SharePoint.
Какие универсальные методы обработки информации использовались для решения поставленных задач — скажем, очистка данных, текстовой поиск, иерархическая или иная классификация, параметризация данных, что-либо другое? Всё, что вы сейчас перечислили, относится к техническим способам проверки корректности формирования записей справочников на соответствие с заранее согласованными правилами. Речь здесь идет о так называемой «защите от дурака», и на необходимом для работы с системой НСИ уровне это можно реализовать в любой учетной системе. Гораздо сложнее договориться о правилах ведения справочников. Например, для номенклатуры важно, чтобы наименование соответствовало нормативному документу, и это эффективно, когда мы работаем по ГОСТ, ОСТ или ТУ. А вот если заказчик просит использовать материалы по стандартам, прекратившим действие на территории страны, или по каталогам производителей, в том числе и иностранных, то возникают спорные моменты, которые следует описать заранее. Набор этих правил лежит в основе методик и стандартов по управлению НСИ.
Интересно было бы услышать и про методологические акценты в работе с нормативно-справочной информацией…
Для успешной эксплуатации системы управления НСИ важно провести самый, на мой взгляд, длительный этап в проекте — нормализацию данных. Прежде чем стартовал проект внедрения управления мастер-данными (МДМ-системы), основной функцией которой собственно и является управление НСИ, в компании долгие годы использовались различные учетные, производственные решения, а также системы проектирования, по которым у нас хранится гигантское количество различной справочной информации. И естественным нашим желанием было сохранить и использовать накопленные данные, но в соответствии со вновь разработанной методикой. Для этого нормализация данных и была необходима.
Назову основные цели, к которым мы при этом стремились.
Во-первых, каждая запись справочника должна относиться к конкретному классу основного классификатора, причём так, чтобы для этих записей вносились значения обязательных характеристик данного класса.
Во-вторых, каждой записи присваивается унифицированное наименование.
В-третьих, значения атрибутов каждой записи справочника вносятся в соответствии с утвержденной методикой управления.
В-четвёртых, в справочнике не должно быть дублирующих записей.
И наконец, в-пятых, необходимо, чтобы каждая запись справочника имела уникальный код, однозначно понимаемый всеми пользователями и прикладными системами, которые обращаются к справочнику.
Сам процесс нормализации также делится на несколько этапов.
На этапе подготовительных работ проводится настройка классификаторов и определяются правила обработки «сырых» данных.
Загрузка «сырых» данных состоит в том, что в MDM-систему загружаются все переданные из систем- подписчиков файлы, формат которых согласован с данными справочников. В ходе загрузки обработка и анализ данных не выполняются.
На этапе предварительной обработки «сырых» данных формируются наборы данных, «сырые» данные распределяются между экспертами, отрабатываются правила их обработки, строятся базы обучения.
Классификация «сырых» записей выполняется в два этапа: сырую запись относят к тому или иному классу и для каждого выбранного класса определяется значение характеристик.
Формирование эталонной записи: после классификации проводится поиск эталонной записи по значению класса и набору значений характеристик, и если запись найдена, то «сырая» запись относится к ней. Если же эталонная запись не найдена, то она создается с указанным значением класса и характеристик.
Обработка данных МДМ-системы в системе-подписчике — на этом этапе обновляются существующие записи объектов НСИ в системе-подписчике либо добавляются новые.
Отмечу, что сердцем МДМ-системы является сервер «Онтологии» (разработка российской компании AXELOT), который выполняет функцию интелектуального помощника эксперта НСИ. На этапе классификации он предлагает эксперту выбрать адекватный для той или иной ситуации класс и для выбранного класса подсказывает значения характеристик.
А вот за обмен данными с системами-подписчиками отвечает интеграционная шина, которая связывает объекты в различных системах по кодам МДМ.
Существует ли специфика построения системы управления НСИ для крупных машиностроительных предприятий и в чем она заключается?
Особенность такого построения заключается не в масштабах предприятия, а в количестве информационных систем, эксплуатируемых в компании, и в объеме используемых справочников. На работу с системой влияет также тип производства. Если речь идет о производстве продукции в единичных экземплярах, то новые записи в справочник материалов или оснастки вводятся чаще, чем при серийном, и соответственно правила формирования записей должны быть жестко регламентированы. У нас в компании только в справочник «Номенклатура» ежемесячно вводится до тысячи новых записей, поэтому у специалистов НСИ нет времени на дополнительное обсуждение корректности наименования материалов.
Каких элементов в данном случае касается выстроенная вами система НСИ — материалов, инструмента, операций, квалификации персонала, поставщиков или других компонентов ?
В нашем проекте была разработана методология ведения целого ряда справочников, разбитых на пять групп: номенклатура, контрагенты, сотрудники, финансовые и технологические. Если говорить о составляющих эти группы справочниках, то они действительно описывают те компоненты, о которых вы только что сказали, а также многие другие. К примеру, в разделе «Номенклатура» есть такие справочники, как «Основные материалы», «Инструмент», «Оснастка и инвентарь», «Продукция». В соответствующих группах есть справочники под названием «Контрагенты», «Сотрудники», «Штатные должности», «Рабочие центры» или, скажем, «Статьи движения денежных средств». Словом, справочников у нас более двадцати, и они весьма подробно охватывают все стороны деятельности компании «АЭМ-Технологии», будь то финансовая, производственная активность или же управление персоналом. При этом в случае работы со справочниками номенклатуры — источником данных выступает МДМ-система, а подписчиками — учетные системы и системы проектирования. А вот при работе со справочником «Сотрудники» источником является система управления персоналом, а МДМ-система играет роль системы-подписчика и интеграционной шины для учетных систем.
Традиционно для крупных предприятий машиностроения имеют значение прочные и устойчивые связи с поставщиками материалов и комплектующих, информационные в том числе. Есть ли потребность в некой гармонизации системы НСИ с аналогичными системами ваших партнеров?
Задачи интеграции с системами поставщиков мы перед собой не ставили. Да и пройдя весь путь по нормализации данных на трех площадках в нашей компании, я думаю, это маловероятно. Для нас важно, чтобы единожды указанная в материальной ведомости номенклатура попадала в техническое задание на поставку, из него — в спецификацию договора и далее была указана в приходных документах, соответственно поступая к нам на склад, и была списана на конкретный производственный заказ. На всех этапах такая номенклатура должна быть однозначно идентифицирована вне зависимости от того, на какой площадке была подготовлена материальная ведомость, кто занимался закупкой и где ведётся производство.
Что представляет собой ИТ-поддержка НСИ, какие функции здесь являются ключевыми и как это целесообразно реализовывать в продуктовом и организационном плане?
Безусловно, с внедрением новой информационной системы для ИТ-подразделения добавляется функция ее поддержки. Но здесь нет ничего нового: обеспечение бесперебойной работы, резервирование данных, обучение пользователей, разработка регламентов и рабочих инструкций, доработка по заявкам пользователей существующего функционала и документирование. Некоторую сложность представляет интеграция данных, работа с которыми изначально не заклыдывалась в проект.. Но здесь мы тесно сотрудничаем с нашими подрядчиками.
Если о продуктовой и организационной стороне вопроса говорить коротко, то в качестве ключевого продукта ИТ-поддержки у нас выступали «1С:MDM Управление нормативно-справочной информацией», а также Axelot Datareon ESB. Компания Axelot являлась основным партнером по внедрению.
В развитии системы нормативно-справочной информации всегда заинтересованы многие службы компании. Как эту заинтересованность лучше учитывать в структуре управлениЯ проектами?
Особую роль как в проекте внедрения, так и при последующей эксплуатации МДМ-системы выполняют эксперты НСИ. От их лояльности, трудоспособности и профессиональных компетенций на 80% зависит успех проекта. Именно они определяют правила работы с информацией. Причем это сотрудники из различных областей: для группы справочников «Номенклатура» и «Технологические» это техническая дирекция, для группы «Контрагенты» — канцелярия, для справочников «Финансовые» — бухгалтерия и финансисты, для «Сотрудников» — дирекция по управлению персоналом. Роль ИТ-службы в развитии проекта — помочь собрать или сформулировать требования, собранные данные согласовать со всеми участниками бизнес-процесса, обеспечить техническую реализацию и дальнейшее сопровождение инструмента по ведению справочников. А вот владельцем процесса управления НСИ является бизнес, и только от бизнес-заказчиков зависит, будет этот процесс развиваться или нет.
С Олегом Апанасиком беседовал ведущий эксперт Intelligent Enterprise Сергей Костяков