Intelligent Enterprise: Как давно «Кидзания» работает в России? Насколько влияет на неё специфика нашей страны? Есть ли принципиальные отличия от подходов, которые используются в других странах?
Илья Спевак: «Кидзания» — это парк игрового обучения для детей, мини-город профессий, где есть все необходимые для настоящего города инфраструктурные объекты: клиника, фабрики, театр, университет, аэропорт, телевизионный канал, салон красоты, рестораны и магазины. Здесь есть и своя система присвоения гражданства, свой язык и виртуальная валюта кидзо, за которую, однако, можно приобрести вполне реальные товары, например, игрушки, сувениры или сладости. В «Кидзании» дети могут приобщиться к взрослой жизни и попробовать себя в сотне с лишним различных профессий. У юных посетителей есть возможность понять, как функционирует экономика, каким образом формируются цены и заработная плата, почему нужно платить налоги.
«Кидзания» существует с 1999 года, когда парк открылся в Мексике, но очень быстро данный концепт вышел за пределы этой страны. Я думаю, главным образом потому, что сама идея парка полезна. Вне зависимости от национальности и менталитета родители думают о том, что ребенку нужно социализироваться, получать основы финансовой грамотности, делать свои первые взрослые самостоятельные шаги. Сегодня «Кидзания» является самым быстрорастущим брендом в области игрового обучения, на данный момент открыто 24 парка в 19 странах.
В России «Кидзания» открылась в январе 2016 года на территории торгово-развлекательного комплекса «Авиапарк» в Москве. К моменту нашего открытия в столице уже работало несколько детских центров с похожей концепцией.
Как развивалась информатизация компании? Применяются ли решения, внедренные в глобальном масштабе, и в России?
Деятельность парков управляется общей для всех филиалов информационной системой KidZoft. Это собственная разработка компании на платформе MS SQL. Надо сказать, что в работе системы есть нюансы и она требует к себе повышенного внимания. Поэтому возник вопрос, как максимально эффективно построить работу у нас.
И таким образом вы перешли на российское решение? Когда назрела такая необходимость?
Полностью отказаться от KidZoft невозможно, так как это одно из условий франшизы и несколько корневых бизнес-процессов реализовано только в нём. Российские реалии формируют дополнительные требования к учетным и управленческим системам, например, функции, связанные с бухгалтерским, кадровым, налоговым учетом там полностью отсутствуют. В итоге задача выбора учетной системы стояла на очень ранней стадии нашего развития.
И мы остановились на продуктах «1С». Тут мы не были оригинальными: нас прежде всего привлекали общераспространенность, большое количество специалистов по сопровождению, расценки на лицензии, быстрая адаптация под изменения нормативно-правовой базы. Для помощи по внедрению систем мы привлекли сотрудников компании «1С-Рарус».
Работы по внедрению продолжались три месяца. В единую информационную систему были объединены решения «1C: Управление торговлей», «1С: Бухгалтерия», «1С: Зарплата и управление персоналом» и «1С: Документооборот». Точки продаж оснастили торговым оборудованием. И наконец был организован процесс обмена данными с KidZoft.
Внесенные в систему доработки позволяют оперативно отслеживать статистику и динамику посещений и таким образом определять популярность игровых зон парка. Кроме того, необходимо было упорядочить использование расходных материалов. Ну и оборот нашей виртуальной валюты кидзо также требовал учета и автоматизации. Весьма непросто было автоматизировать маркетинговые программы, которые мы запускаем совместно с большим количеством партнеров, под чьими брендами работают игровые зоны. Соответствующие доработки также были внесены специалистами «1С-Раруса».
Для работы этого ПО пришлось приобрести серверное оборудование. Впрочем, компания мы небольшая, наши запросы не очень велики, и обошлось использованием нескольких систем довольно скромного уровня, запуск которых не потребовал длительного времени. Но и на таких серверах мы активно используем виртуализацию. Все лицензии на ПО также полностью на нашем балансе. Хотя на самой ранней стадии развития какую-то часть лицензий мы позаимствовали у материнской компании.
Были ли сложности в ходе внедрения новых решений для автоматизации бизнес-процессов? Как вы справлялись с ними?
Да, их было немало. Во-первых, по большому счету мы стартап, а это значит, что бизнес-процессы у нас постоянно менялись, а иногда рождались и новые по ходу развития. В результате приходилось довольно существенно донастраивать или перенастраивать системы. Во-вторых, парк открылся в конце января, и нужно было представить отчетность за предшествующий год и за первый квартал.
Серьезным источником беспокойств стала также организация обмена данными с KidZoft. Эту задачу приходилось решать потому, что достаточно много данных для отчётных систем можно получить только из неё, а это усложнялось отсутствием актуальной документации.
Немало сложностей добавили недоработки, связанные с организацией многоязычной поддержки в продуктах Microsoft. Головной офис использует версии ОС и СУБД на испанском языке, мы, естественно, на русском, и из-за этого тексты зачастую перекодировались в нечто нечитаемое. Бывало и так, что мы просили выдать одно, а получали совсем другое.
Примерно в это же время вышло обновление механизма обмена данными между программными продуктами «1С». Переход на новую технологию зачастую можно сравнить с пожаром или ещё каким-нибудь стихийным бедствием. Мы некоторое время были вынуждены тратить бóльшую часть усилий на стабилизацию обменов между информационными системами и проверку качества данных. Сейчас мы вспоминаем об этом с улыбкой, а тогда было не до смеха. Но мы, при поддержке специалистов из «1С-Раруса», все сложности устранили с помощью разного рода манипуляций, подчас, по крайней мере для непосвященных, граничивших с шаманством.
Были и объективные сложности. Так, например, у нас многие сотрудники заняты неполную рабочую неделю. Да и в целом загрузка персонала крайне неравномерна. При этом «Кидзания» открыта в праздничные и выходные дни, и данный момент также необходимо учитывать. В таких условиях создание системы кадрового учета является довольно непростой задачей. Равно как и прогнозирование потребности в персонале в тех случаях, когда ожидаются пики загрузки, что еще больше усложнило и без того непростую задачу составления расписаний. Но такую очень трудную задачу эксперты из «1С-Раруса» успешно решили, часто проводя для этого у нас буквально сутки напролет.
Насколько ценным активом являются клиентские данные? Для кого они представляют интерес?
Мы собираем не так уж много данных. От тех, кто приходит «с улицы», спрашиваем только пол и возраст, от тех, кто записался через Интернет, — еще и адрес электронной почты, причем скорее всего кого-то из родителей. Все эти данные аккумулируются в KidZoft.
Месяц назад мы запустили свою программу лояльности «Будь кидзанийцем». Это история получения гражданства. Приобретая паспорт, юный кидзаниец получает определенное количество бонусов в парке. В дальнейшем эта история выйдет за рамки парка, и по паспорту будут доступны различные привилегии у наших партнеров. Для получения паспорта мы просим представить нам уже несколько больше данных — в целом всё точно так же, как при оформлении любой другой скидочной карты: имя, дату рождения, номер телефона.
Хотелось бы отметить, что у «Кидзании» три уровня гражданства: «признанное», «заслуженное» и «почетное». Каждый из таких уровней позволяет добиваться большего количества преимуществ, в частности, у достигшего его ребёнка повышается заработная плата. «Почетное» гражданство, например, повышает ее на шесть кидзo. Чтобы добиться следующего, нужно собрать определенное количество штампов, а для этого — пройти какое-то число активностей. Помимо «паспорта» мы выдаем и другие документы, такие как «права» и «дипломы», их можно будет получить в местном аналоге МФЦ. И эти «дипломы» также дают прибавку к заработной плате. Причём оплата «налогов» будет означать, что получить данные документы можно быстрее. Но это пока только планы на будущее.
Данные о наших пользователях — ресурс довольно ценный, и не только для нас. Другое дело, что пока мы не полностью проработали вопрос их применения.
Каковы ваши ближайшие планы по развитию бизнеса и его поддержке со стороны ИТ-департамента?
Перед нами стоит задача завершить оцифровку бизнес-процессов парка и более глубоко анализировать данные, которые мы уже собираем. Сейчас идет процесс внедрения системы бизнес-аналитики, скорее всего она будет на основе Microsoft PowerBI. Мы только начинаем ее осваивать, и доступ к ней имеют всего несколько человек. До запуска в реальный «боевой» режим пока еще далеко. Мы пытаемся анализировать имеющиеся у нас данные в разных разрезах. Возможно, будем подгружать и какие-то внешние, например, о погоде или акциях наших соседей по торговому центру, чтобы выявлять зависимости и делать прогнозы. Ведь задача оптимизации загрузки разных активностей имеет для нас чрезвычайное значение.
Не исключено, что со временем мы придем к использованию систем, построенных на парадигме разбора «больших данных», поскольку внешней информации действительно много и найти неочевидные на первый взгляд зависимости, которые позволили бы решить те или иные бизнес-задачи, очень важно для нас. Это будет скоро, но не прямо сейчас.
С Ильёй Спеваком беседовал научный редактор Intelligent Enterprise Яков Шпунт