Intelligent Enterprise: В чём состоит специфика автоматизации кинотеатрального бизнеса?
Нестор Болквадзе: В кинотеатрах приходится автоматизировать не только реализацию билетов, но и все сопутствующие процессы — продажи в кинобаре, складской учет, а также и сам кинопоказ. Сейчас у нас идёт работа по замене сложившейся системы продаж на продукты компании UCS — это «Премьера», R-Keeper и StoreHouse для билетной, барной продажи и складского учета соответственно.
Чем автоматизация продажи кинобилетов отличается от автоматизации в других видах розницы?
Сначала по каждому фильму заключается договор с дистрибьютором, в котором всё прописано — в какие даты мы можем показывать фильм, в каких городах и в каких залах. Когда договор заключен, он попадает в нашу автоматизированную систему, а затем — в систему составления расписаний.
Так строго регламентируется — даже в каких залах?
Дело в том, что в крупных сетях кинопоказа уже не осталось залов, оснащенных пленочными проекторами, всё оцифровано. Так вот, на каждый проектор для каждого фильма формируется цифровой ключ шифрования, который позволяет проигрывать копию только на конкретном проекторе и в определенное время. Проиграть данную фильмокопию на другом проекторе не удастся.
Новая система автоматизирует составление расписаний, она централизована: расписание создается репертуарным отделом в центральном офисе, в результате каждый фильм привязывается к конкретным кинотеатрам и конкретным залам. Меняется оно очень часто, как минимум раз в неделю, потому что каждый четверг выходят новые фильмы. В течение недели возможны изменения по разным причинам, начиная от технического срыва сеанса и заканчивая финансовыми показателями, в зависимости от которых надо увеличить количество сеансов на одни фильмы и уменьшить на другие.
А как система отчитывается о продажах?
Сначала данные о фильме появляются для продажи в кассе, на сайте кинотеатра и у внешних агентов, таких как «Рамблер-Касса» или «Киноход». Покупатель заходит на любой сайт и выбирает там места, которые в нашей системе помечаются как «захваченные», так что никто уже не может продать билеты на них, если они не освободятся. Затем клиент проходит процедуру оплаты, мы получаем информацию об этом, и «захваченное» место меняет статус на «оплаченное».
Согласно информации о проданных билетах формируется система отчетов, которой пользуются все, начиная от бухгалтерии и заканчивая финансистами. Кинотеатры каждый день отчитываются перед дистрибьюторами о количестве людей, посетивших фильм. Кроме того, согласно законодательству мы обязаны ежечасно информировать о проданных билетах ГИВЦ Министерства культуры. В наших системах всё это проходит автоматически.
Как можно проконтролировать, что никто не сел на те места, которые остались свободными?
Для этого в каждом зале установлены камеры видеонаблюдения, и мы визуально контролируем общее состояние мест, а также порядок в зале и отсутствие фактов видеопиратства. У нас были попытки внедрить какую-нибудь автоматизированную систему подсчета зрителей в зале: устанавливали датчики в креслах, камеры, разрабатывали специальный алгоритм подсчета входящих и выходящих людей. Но ни один из этих вариантов не показал ни эффективности, ни точности. И на данный момент посещаемость залов контролируется только визуально.
Расскажите, как проходит внедрение «UCS-Премьеры».
Этим мы занимаемся совместно с разработчиком — компанией UCS. С помощью этого решения мы приводим ИТ-инфраструктуру и систему в целом в соответствие с нашими бизнес-требованиями. Внедрение охватило весь персонал, работающий в кинотеатрах, все проходят обучение, потому что в кинотеатрах меняются бизнес-процессы и штатное расписание.
В первую очередь мы установили систему в главном офисе — это центральная система и база данных, которая агрегирует в себе все филиалы и интегрирована с нашим финансовым решением на базе Microsoft Dynamics AX. Подготовительная работа после подписания договора в конце сентября 2015-го и до момента пилотного внедрения заняла два месяца. В ноябре мы запустили пилотный проект в кинотеатре «Октябрьское поле», декабрь отработали уже на «пилоте» и вошли с ним в Новый год, т. е. в сезонный пик продаж, который пройден более или менее благополучно. Были небольшие проблемы, но мы тогда же их увидели и частично сразу исправили. Теперь внедряем систему с универсальной кассой, которая может продавать как билеты, так и всё остальное — напитки и попкорн — в одной точке продаж. Таким образом мы пытаемся еще и клиента приучить сразу покупать не только билеты, но и попкорн, экономя при этом время. Все эти вещи мы опробуем, обкатываем, то есть в процессе развертывания у нас получается несколько «пилотов».
Надо сказать, что новая система более требовательна к ресурсам. Поэтому в 15 кинотеатрах мы заменили серверы продаж на новые серверы Fujitsu, а в остальных модернизировали существующие. На кассах установлены компьютеры Fujitsu, около 150 рабочих станций. Пришлось также расширить ЦОД центрального офиса четырьмя мощными серверами Fujitsu, два из которых, на операционной системе Windows Server 2012 Datacenter, будут обеспечивать виртуализацию всех внешних продаж: сайт, мобильные приложения, терминалы.
А как проходит собственно кинопоказ?
После отказа от пленки техническое оснащение кинопоказа все сильнее напоминает ИТ-оборудование — это цифровой кинопроектор, звуковая аппаратура, комплекс серверов и сетевых устройств. Какие-то серверы отвечают непосредственно за кинопоказ и декодирование звука, а какие-то — за цифровую дистрибуцию фильмокопий, т. е. вместо сложной логистики пленки и жёстких дисков фильмы доставляются по каналам связи.
А киномеханики еще существуют?
Да, пока они есть, хотя весь бизнес грезит о том времени, когда их не будет вообще. И действительно, ведь уже не нужно вручную запускать каждый кинопроектор, ставить фильмы и рекламные ролики, достаточно заранее запрограммировать расписание. Правда, сегодня приходится еще иногда менять лампы в кинопроекторах и проводить профилактические работы, но уже многое можно контролировать удаленно.
Спасибо вам за интересную беседу!
С Нестором Болквадзе беседовал главный редактор Intelligent Enterprise Камилл Ахметов