Intelligent Enterprise: Ваша должность по сути предполагает ответственность сразу за три направления — промышленность, инновации и информационные технологии. Почему возникло именно такое сочетание? Связано ли оно со спецификой деятельности вашего региона или с особенностями задач, решаемых именно сейчас?
Михаил Пронин: Такое сочетание ответственности в структуре регионального управления в нашем случае представляется вполне логичным, и подоплека тут следующая. Рязанская область, как, я думаю, известно многим, это промышленный регион. Более того, у нас сосредоточено большое количество предприятий ВПК, функционирование которых сопряжено с использованием сложного оборудования и далеко не самых элементарных технологических и бизнес-процессов. Эти предприятия, стремясь сохранять конкурентоспособность на рынке, остро нуждаются в инновациях, и их автоматизация также требует дополнительных интеллектуальных усилий. Речь здесь уже не идет о неком «стандартом наборе» средств корпоративной ИТ-поддержки, которые часто внедряются по принципу «чем проще в эксплуатации и более стандартно по функциям, тем лучше». Стремясь не просто остаться на плаву, а сохранить конкурентоспособность, производственные компании вынуждены заниматься глубокой автоматизацией производственных процессов по принципу «от цехового оборудования до кабинета генерального директора», а такая автоматизация вряд ли вообще бывает простой и стандартной. Ну а в случае сложных производств ВПК тем более.
Надо сказать, что именно эти производства могли стать и действительно стали в настоящее время основными точками роста экономики нашего региона. Собственно, это и есть те главные причины, по которым такие направления, как промышленность, инновации и автоматизация, были объединены в рамках одного блока исполнительной власти Рязанской области.
А чтобы картина стала более объемной, скажу, что наряду с промышленностью наше министерство занимается еще двумя по сути самостоятельными направлениями. Это наукоемкие технологии, а также связь и ИТ. Последнее покрывает собой известные сферы, активно развиваемые сейчас как на федеральном, так и на региональном уровнях, — межведомственное электронное взаимодействие, электронное правительство и традиционные технологии связи.
Отмечу, что инновациями и повышением эффективности региональных предприятий за счет автоматизации мы, конечно, занимаемся не только в промышленности. Но, повторю, связь автоматизации и инноваций с промышленностью для развития экономики нашего региона особенно важна, и мы этого не скрываем.
Однако связка «промышленность — инновации — ИТ» далеко не универсальна. На промышленных предприятиях может использоваться различное оборудование, присутствовать разные технологии. Немалые различия существуют и в управленческой культуре, и наконец сложность и научно-технический уровень выпускаемой продукции тоже могут быть совсем не одинаковыми. И всем этим параметрам, видимо, должен соответствовать вполне определенный уровень автоматизации, равно как и реальная потребность во внедрении инноваций…
Если опять-таки говорить о промышленности, то предприятия традиционно принято разделять на те, которые фактически строились и развивались уже в условиях новейшей истории России, и те, что функционируют еще с советских времен. Считается также, что в сфере ВПК доля предприятий второй категории выше и сама специфика их работы сильно тяготеет к консерватизму, не очень способствуя внедрению инноваций и принятию современных технологий управления вообще. В принципе я согласен, что такая классификация имеет право на существование, конечно же доля правды в этом есть. Но говорить о ней как единственно возможной или даже основной я бы не стал. По линии федерального Министерства промышленности и торговли сейчас идут очень масштабные проекты, направленные как раз на техническое перевооружение предприятий. Это далеко не в последнюю очередь касается и предприятий ВПК Рязанской области. Поставки современного оборудования — не самоцель и не изолированная тенденция. Вместе с тем на предприятия приходят новые технологии, появляются новые процессы, а также технические и управленческие компетенции. То есть это системный и в то же время массовый процесс. Таким образом, сейчас (по сути начиная с совсем недавнего времени) региональные предприятия ВПК во многом перестают соответствовать традиционно сложившемуся мнению о них.
С другой стороны, конечно же и у нас есть откровенно отстающие предприятия, которые, впрочем, совсем не ассоциируются со степенью их принадлежности к ВПК. Их сегодняшнее положение может быть связано, например, с недостаточными компетенцией и инициативой собственников, с не слишком удачно складывающейся конъюнктурой спроса на продукцию или с объективными просчетами в принятии стратегических решений. Условно говоря, имея в виду скорее качественную оценку, я определил бы их количество в десять процентов от всех промышленных предприятий Рязанской области. То есть их число, с одной стороны, вполне заметно, а с другой — таковых явное меньшинство.
Что касается их автоматизации, подчеркну еще раз, что мы говорим о соответствующих технологиях, способных обеспечить конкурентоспособность. Вкладываться в этом смысле в откровенно отстающие предприятия сегодня вряд ли имеет смысл. Для остальных же (будь то ВПК-предприятия или нет) надо смотреть, насколько уровень вложений в автоматизацию соответствует культуре производства, технологической зрелости и технической оснащенности. Да, далеко не везде технологии автоматизации востребованы на уровне, скажем, роботизированных цеховых складов. Часто это не является необходимым да и невозможно реализовать технически. В таких случаях целесообразно развивать более традиционные подходы к информационной поддержке, но при этом они могут оказаться не менее важными, чем самые передовые.
Однако в целом в настоящее время связь между научно-техническим уровнем продукции, ее востребованностью на рынке, технической и управленческой культурой промышленных предприятий и их автоматизацией прослеживается рельефно. Этим соответствием мы, собственно, и призваны управлять.
По каким принципам вы работаете с предприятиями региона? Надо полагать, что какието вопросы информатизации прорабатывает ваше министерство, а какие-то остаются в ведении конкретных предприятий…
Отвечая на этот вопрос, хотелось бы привести конкретный пример рязанского радиозавода. У руководства есть четкое понимание и структуры спроса, и производственных задач, и возникающих в связи с этим потребностей в автоматизации и инновациях. Что же касается нашего участия как органа исполнительной власти, то, с одной стороны, мы готовы оказывать подобным предприятиям поддержку в различных её формах так, чтобы уровень автоматизации в целом соответствовал уровню решаемых производственных задач и не был при этом ни недостаточным, ни излишним. Тут, кстати, еще раз можно подчеркнуть значимость соответствия уровня решения задач производственных и задач автоматизации, о чем мы уже говорили. И такую помощь (как информационную и консультационную, так, в случае необходимости, и финансовую) радиозаводу и другим предприятиям региона мы, безусловно, оказываем.
Но с другой стороны, мы не считаем правильным детально вмешиваться в политику автоматизации предприятий, както влиять на выстаиваемую ими архитектуру ИТ-поддержки или акценты, которые делаются на конкретных направлениях. Нас как представителя государственной власти на самом деле интересуют такие вещи, как занятость людей на предприятии, условия труда, получаемая им прибыль (поскольку от этого зависят собираемые с предприятия налоги) и стабильность развития производства на некоторую перспективу. Известно, что автоматизация косвенно влияет на все перечисленные мною параметры, но как-то объективно измерить всё это, показать, что использование того или иного продукта или технологии помогает достичь более высоких показателей, мы (да и вообще никто на сегодняшний день) не можем.
Хотелось бы, чтобы вы рассказали о политике поддержки инновационной деятельности на региональном уровне. Нам представляется, что здесь можно говорить как о сотрудничестве с существующими региональными и федеральными структурами, имеющими то или иное отношение к инновационной деятельности, так и о поддержке инфраструктуры вновь создаваемых инновационных компаний.
Подобная поддержка очень важна, но она не может быть строго региональной задачей или являться задачей исключительно нашего ведомства. Так, формирование структуры инновационных предприятий в нашем понимании неотделимо от проблемы развития образования в регионе. Безусловно, инновационная экономика во многом зиждется на энтузиазме отдельных предпринимателей, но все равно она нуждается в поддержке. И эту особую категорию предпринимателей необходимо выделять и начинать её поддержку задолго до того, когда они смогут развернуть полноценный инновационный бизнес. То есть зачастую прямо со школьной скамьи. Для этого у нас в регионе выстроена многоступенчатая система стимулирования молодых и даже совсем юных талантов, склонных к инновационной деятельности. Она как раз и ориентирована на своего рода «выращивание» предпринимательства под нужды региона.
Все начинается с организации региональных конкурсов для старшеклассников, где может быть отобрано несколько десятков работ. Когда сквозь дальнейшие этапы пробивается уже меньшее количество предложений, требования для поддержки со стороны правительства становятся уже более серьезными — здесь мы уж точно говорим о коммерциализации идей. Зато и в самой поддержке теперь могут быть задействованы финансовые инструменты стимулирования, которые не применяются на более ранних этапах.
Что касается взаимодействия с существующими структурами по вопросу разработки и применения инноваций, то мы, например, тесно сотрудничаем с Российским фондом фундаментальных исследований. Но такая практика, я думаю, не уникальна для нашего региона.