Концерн Schneider Electric провёл интеграцию всех своих структур и сформировал комплексное предложение для каждого фокусного сектора рынка, одним из которых является финансовый. О работе концерна с финансовыми учреждениями рассказывает Николай Харитонов, директор департамента развития партнерской сети и финансового сектора подразделения IT Business Schneider Electric.
Intelligent Enterprise: С чем связано решение выделить финансовый сектор в обособленную структуру в концерне?
Николай Харитонов: В последние годы, особенно после слияния с компанией APC, концерн Schneider Electric проводил полноценную интеграцию всех структур, в результате чего внутри корпорации были выделены департаменты для работы с фокусными сегментами рынка. Выбор решения был сделан по принципу инвестиционной привлекательности и наличия предложений в продуктовом и сервисном портфеле Schneider Electric. Естественно, в число таких сегментов вошел и финансовый сектор.
Ведь в каждом банке, например, есть собственный дата¬центр, и практически в каждом банковском ЦОДе используется оборудование Schneider Electric.
У российских банков десятки тысяч небольших, средних и крупных отделений и офисов по всей стране. И банки любого размера активно используют наши энергоэффективные решения на всех этапах доставки электроэнергии — от подстанции к ИТ-оборудованию. Речь идет об эффективной системе комплексного управления не только электропитанием, но и климатом, освещением и т. д. При столь внушительном количестве подразделений эти меры ведут к значительному снижению расходов по всей филиальной сети финансового учреждения.
Есть ли у финансовых учреждений интерес к проектам полного цикла, где Schneider Electric мог бы поучаствовать всеми сторонами своего бизнеса?
Во взаимоотношениях с рынком корпорация Schneider Electric сегодня позиционирует себя на качественно новом уровне — не как производитель «коробочных решений», а с точки зрения того комплексного продуктового портфеля, который наш концерн может предложить финансовому сектору. В целом предложение Schneider Electric способно покрыть до 70 % потребностей заказчика при строительстве инженерной инфраструктуры не только на уровне ЦОДа, но и по всему зданию в целом.
В номенклатуре предложения Schneider Electric имеются различные комплексные системы распределения низкого и среднего напряжения, решения по автоматизации управления электроэнергией начиная от подстанции и заканчивая конечным потребителем, а также полный цикл услуг — от аудита объектов и проектирования систем до монтажа и обслуживания всей инженерной инфраструктуры эффективного предприятия.
Особый класс решений составляют системы по управлению всей инфраструктурой и её мониторингу, и за последнее время предложение Schneider Electric в этой части качественно расширилось. Теперь речь идет о проактивном мониторинге. Комплексная система управления инженерной инфраструктурой уже внедрена во многих российских банках, в том числе в десяти ведущих. Среди них, например, Альфа-банк, где задействовано не только оборудование Schneider Electric, но и софт.
Комплексный характер наших решений позволяет финансовой организации наиболее эффективно распоряжаться своими ресурсами и грамотно распределять задачи между отдельными подразделениями.
Спрос на комплексные решения неминуемо повышает интерес к форме и содержанию сервисных услуг компании-поставщика.
Сервисная политика Schneider Electric хорошо сбалансирована: сервис может быть предоставлен как напрямую, так и через партнеров. В индустрии, связанной с построением инженерной инфраструктуры, концерн имеет самую крупную партнерскую сеть, а также использует собственную разветвленную сеть сервисных центров, которые есть в каждом федеральном округе.
Входит ли в число приоритетов заказчиков из финансовой сферы энергоэффективность?
Да, безусловно. И поэтому при создании новых продуктов Schneider Electric внимательно изучает спрос на рынке и предлагает решения, которые позволяют конкурировать не только по капитальным затратам, но и по операционным расходам. Ведь стоимость энергоресурсов растет. А за счет потребления энергоэффективных технологий расходы можно снизить процентов на тридцать, так что в масштабах всего предприятия получается весомая экономия.
Ради каких бизнес-целей финансовые учреждения сейчас реализуют проекты по созданию или модернизации инженерной инфраструктуры?
За последние два-три года наблюдается новый тренд — банки, например, активно выходят в онлайн сервисы. Онлайн-банкинг позволяет потребителю гибко управлять своим аккаунтом, перебрасывать платежи со счета на счет, осуществлять конвертацию и прочие функции. Всё это требует уверенной доступности сервиса, а значит — серьезного подхода к выбору инженерной инфраструктуры, с использованием принципа резервирования всех ключевых подсистем.
Какие тенденции способствуют развитию рынка дата-центров в банковской сфере?
В течение последних лет практически все крупные игроки банковского рынка развивают свои ИТ-инфраструктуры путем консолидации банковских приложений на единой площадке. Приобретение новых активов, объединение и поглощение различных структур — эти процессы постоянно идут в крупных банковских организациях. Яркие тому примеры — Сбербанк и Группа ВТБ, о деятельности которых в сфере консолидации инфраструктуры известно очень хорошо.
Помимо консолидации в банках наблюдается и другая тенденция: после весьма настороженного отношения, имевшего место в течение некоторого периода времени, они постепенно начинают примерять модель аутсорсинга, используют коммерческие дата-центры. Сегодня в России до 60 % клиентов коммерческих ЦОДов — это банки и ритейл.
Весной 2012 года Schneider Electric вывел на рынок услугу комплексной оценки ЦОДов. Насколько востребованы эти сервисы в финансовом сегменте?
Финансовые учреждения сейчас задумываются прежде всего об оптимизации ИТ-инфраструктуры. Это видно по той заинтересованности, которую они проявляют к услуге аудита инфраструктуры дата-центра. Такой аудит позволяет выявить проблемные места в инфраструктуре ЦОДа и выработать перечень мероприятий по устранению проблем. Результатом аудита является отчет, каждое положение которого аргументируется конкретными цифрами и фактами. Выполнение рекомендаций, которые клиент получает по итогам аудита, позволяет существенно повысить надежность, улучшить показатель допустимого времени простоя, сократить время отклика на запросы пользователей, сэкономить ресурсы.
Помимо оптимизации инфраструктуры дата-центра финансовые организации стали проявлять повышенный интерес к сокращению операционных расходов, достичь которого помогает оптимальная структура эксплуатации дата-центра. Речь идет не столько о системах, установленных в ЦОДе, сколько об организации эффективных процессов эксплуатации.
Недавно мы предложили на рынок новую услугу по проведению операционного аудита. С помощью этих рекомендаций клиент может реализовать всю операционную деятельность по обслуживанию инженерной инфраструктуры предприятия в соответствии с мировыми стандартами и лучшими практиками. Выполнение рекомендаций операционного аудита позволяет, например, точно рассчитать количество персонала, необходимого для эксплуатации ЦОДа. Это важно, потому что человеческие ресурсы дороги.
В целом услуга по аудиту операционной устойчивости дает существенное сокращение операционных расходов. Рекомендации, которые получает заказчик, позволяют детально прописать должностные обязанности всех специалистов. А когда каждый участник эксплуатационной команды четко знает, в какое время ему следует приступить к работе, что он должен делать и как действовать по инструкции в критических ситуациях, — эффективность работы повышается. А благодаря этому улучшаются доступность и эффективность сервисов, а соответственно снижаются расходы на обслуживание инженерной инфраструктуры предприятия.