Республика Бурятия по многим показателям, характеризующим уровень общественной безопасности, всегда заметно выделялась среди соседних регионов. Объясняется это в том числе и тем, что в республике используются самые современные технические средства, которые облегчают многие аспекты работы правоохранительных органов. Данная тема и стала предметом нашей беседы с председателем Комитета информационных технологий и документальной связи Республики Бурятия Валерием Андроновым.
Intelligent Enterprise: Какие технические решения используются для обеспечения безопасности в вашей республике? Насколько ситуация отличается от соседних регионов и от страны в целом?
Валерий Андронов: Здесь прежде всего надо сказать об аппаратно-программном комплексе [АПК] «Безопасный город», выведенном на систему управления нарядами дежурной части Управления МВД России по г. Улан-Удэ. В его состав входят система видеонаблюдения за местами массового пребывания граждан, состоящая из 110 камер, система экстренной связи «гражданин — полиция», включающая 23 пункта связи, и мобильные комплекты навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
Кроме того, в 2012 году в АПК «Безопасный город» был включён Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД МВД, который осуществляет сбор и обработку информации об административных правонарушениях в Улан-Удэ, получаемой с помощью комплексов фото- и видеофиксации. Всего используется 17 таких комплексов, в том числе восемь передвижных фоторадарных систем измерения скорости движения транспортных средств «Крис-П», пять передвижных систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения «Арена» и четыре стационарных комплекса измерения скорости «Арена-1,5».
Ведомственная сеть МВД Бурятии проложена с помощью оптоволоконного кабеля на опорах городской инфраструктуры — МУП «Управление трамвая», «Улан-Удэ Энерго» и МУП «Горсвет».
Если говорить о системах «Безопасный город», то такие системы есть практически во всех крупных городах республики.
Когда эти системы были внедрены? Как они обновлялись?
В конце 2006 года началась установка видеокамер на территории Улан-Удэ.
МВД по Республике Бурятия при поддержке Народного Хурала, Главы и Правительства республики включило мероприятия по развитию и внедрению технических средств с целью охраны общественного порядка в Республиканскую целевую программу [РЦП] профилактики правонарушений с необходимым финансированием из средств республиканского бюджета.
На подготовительном этапе была разработана документация, подобрано и отремонтировано здание под диспетчерский центр, произведена установка и введены в эксплуатацию системы правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия «Концепция развития аппаратно-программного комплекса “Безопасный город” в Республике Бурятия на 2012—2016 годы».
В пределах выделяемых министерству средств мы приобретали и подключали дополнительное оборудование, линии связи. В 2013 году на развитие АПК «Безопасный город» в рамках РЦП «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009—2013 годы» предусмотрено финансирование в размере 10,9 млн. руб. На эти средства кроме обновления уже имеющихся планируется дополнительно приобрести и установить 50 видеокамер.
Помимо этого запланировано также приобретение десяти стационарных комплексов фиксации нарушений ПДД. На эти цели в РЦП предусмотрено финансирование в размере 18 млн. руб.
Насколько сложным был процесс внедрения?
Внедрение — всегда довольно сложный процесс, ведь всего учесть невозможно. Так, недавнее изменение законодательства потребовало изменить и организационную структуру управления системой АПК «Безопасный город».
Постановлением Правительства Республики Бурятия №275 от 14.05.2012 принято решение наделить государственное бюджетное учреждение «Центр информационных технологий Республики Бурятия» [ГБУ «ЦИТ РБ»] полномочиями по обслуживанию, содержанию и развитию АПК «Безопасный город» и систем автоматической фиксации нарушений ПДД.
За 11 месяцев 2012 года с использованием системы видеонаблюдения выявлено 4296 административных правонарушений (в том числе тринадцать — с помощью системы экстренной связи «гражданин — полиция»).
С момента ввода в действие (в октябре 2012 года) комплексов фото- и видеофиксации административных правонарушений в Улан-Удэ выявлено 41 370 нарушений правил дорожного движения водителями автотранспортных средств. Сумма наложенных штрафов составила свыше 10,8 млн. рублей. Ежедневно в адрес собственников транспортных средств направляется более 1500 постановлений о нарушении ПДД.
Насколько координируется внедрение этих технических средств в территориальных подразделениях разных ведомств (МВД, МЧС и др.)?
В рамках заключенного между республиканским МВД и ГБУ «ЦИТ РБ» соглашения Управление Министерства внутренних дел России по г. Улан-Удэ эксплуатирует программное обеспечение и ведёт мониторинг территории города на базе центра управления, в который поступает информация со всех видеокамер и пунктов вызова полиции. ГБУ «ЦИТ РБ» в свою очередь обеспечивает бесперебойную работу оборудования: техническое обслуживание, ремонт, устранение неисправностей.
Для обслуживания, содержания и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и систем автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения в штате ГБУ «ЦИТ РБ» выделено десять специалистов.
Есть ли стыковка с ведомственными системами, которые используются на предприятиях транспорта (аэропорты, вокзалы), промышленности, энергетики? Насколько сложно организовать этот процесс, в том числе с точки зрения ИТ?
Информация от всех систем, входящих в состав АПК «Безопасный город», по телекоммуникационным каналам связи поступает в диспетчерский пункт и обрабатывается в системе управления нарядами дежурной части Управления МВД России по г. Улан-Удэ. Система управления нарядами в своей работе взаимодействует с Центром управления в кризисных ситуациях МЧС России по Республике Бурятия, а также с Единой дежурно-диспетчерской службой г. Улан-Удэ.
Безусловно, трудности по организации взаимодействия всегда были, и, наверное, решение этой задачи является наиболее сложным.
Есть ли надежда на то, что СМЭВ [система межведомственного электронного взаимодействия] эти проблемы решит? Каковы тут подводные камни?
СМЭВ создавалась для обмена информацией при оказании государственных и муниципальных услуг гражданам. Такой обмен осуществляется при оказании конкретной услуги конкретному гражданину. Только в этом случае СМЭВ обеспечивает взаимодействие.
В рамках организации региональной СМЭВ Республика Бурятия ввела в работу два запроса к электронным сервисам МВД: во-первых, «Сведения о получении, назначении, неполучении пенсии и о прекращении выплат» для услуги, оказываемой Министерством социальной защиты населения республики, и во-вторых, «Сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске» для услуг, оказываемых Министерством социальной защиты населения РБ, Республиканским агентством по делам семьи и детей и Бурприроднадзором. Кроме того, введено два запроса к электронным сервисам МЧС: «Акт о пожаре» для услуг, оказываемых Министерством социальной защиты населения РБ и органами местного самоуправления в РБ, и «Предоставление заключений органа ГПН о соблюдении на объектах лицензии требований пожарной безопасности» для услуги, оказываемой Министерством образования и науки Республики Бурятия.