Формирование системы управления знаниями является задачей, где пользоваться какими-либо готовыми шаблонами как в области методических разработок, так и в сфере информационной поддержки крайне рискованно. Поэтому каждая компания в значительной степени вынуждена идти своим собственным путем. О своем понимании термина «управление знаниями» и о пути, по которому идет госкорпорация «Росатом» в решении этой задачи, рассказывает Светлана Шевелева, начальник Управления интеллектуальной собственности и систем управления знаниями.
Intelligent Enterprise: Расскажите, пожалуйста, как всё начиналось.
Светлана Шевелёва: Прежде вcего следует сказать, что в каждой компании модель управления знаниями формируется очень индивидуально. Она зависит от многих факторов — от целей, которые преследует компания при построении такой системы, от вида ее основной деятельности, от культуры ведения бизнеса…
Можно выделить два основных подхода к построению систем управления знаниями: традиционный и инновационный.
Традиционный подход основан на сохранении и накоплении создаваемых в компании знаний, которые используются в ее внутренней производственной деятельности и передаются новым сотрудникам. Такой подход характерен для организаций, которые используют корпоративные знания для совершенствования изготавливаемой ими продукции и процессов ее производства. При этом сами знания не становятся самостоятельным, по сути отчуждаемым от этой продукции активом. Подход же инновационный отличается тем, что перечисленные задачи остаются, но к ним добавляются новые, связанные с коммерциализацией опыта и знаний. Инновационный подход подразумевает управление результатами интеллектуальной деятельности, которая ведётся в компаниях. Если компания ставит перед собой задачу получать из своих знаний (именно из знаний, а не из продукта) коммерческую выгоду, то необходимо оформлять права на интеллектуальную собственность для организации трансферта технологий и экспансии на международные рынки. Решение этих задач изменяет стратегию управления знаниями.
Но наряду со сложностями можно говорить и о преимуществах. Если посмотреть на капитализацию некоторых крупных и известных на рынке компаний, то мы увидим, что те из них, для которых товаром наряду с основной продукцией является интеллектуальная собственность, имеют в среднем почти в два раза более высокие показатели, чем те, которые также могут производить технически сложную продукцию, но при этом не капитализируют корпоративные знания как таковые.
«Росатом» — компания инновационная, поэтому свою систему управления знаниями мы изначально строили исходя из полного жизненного цикла этого специфического актива — от зарождения идеи до ее коммерциализации.
Хотелось бы более четко выделить задачи, поставленные в проекте, равно как и этапы деятельности по выявлению, систематизации знаний и дальнейшей работе с ними, раз уж речь идет об управлении знаниями по всему их жизненному циклу…
Первый этап жизненного цикла знаний связан с зарождением идей у экспертов, что в свою очередь является результатом их индивидуальной или коллективной работы. Следующий этап — это формализация знаний. И наконец, на третьем этапе из формализованного знания выбираются те его компоненты, к которым можно, а зачастую и нужно применять правовую охрану. Соответственно здесь речь идет об оформлении авторских прав на результат интеллектуальной собственности, после чего уже можно говорить о коммерциализации знаний.
С каждым из этих этапов можно однозначно сопоставить определенные цели и задачи. На первом преследуются цели интенсификации инновационной активности сотрудников госкорпорации и ее организаций. Решаемые в данном случае задачи связаны с созданием условий для генерации новых знаний. Здесь мы говорим о создании благоприятных условий для развития научно-технических компетенций, о построении площадок для обмена опытом и знаниями в среде специалистов, работающих в «Росатоме».
Далее, на этапе формализации, получаемые знания неким образом материализуются в форме конкретных информационных ресурсов, работа с которыми в дальнейшем должна быть максимально удобна и эффективна.
И наконец на третьем этапе в явной форме появляется такое понятие, как результат интеллектуальной деятельности (РИД). Соответственно речь идет об управлении правами на РИД, направленном на их коммерциализацию.
Программа формирования системы управления корпоративными знаниями в «Росатоме» была утверждена в апреле и рассчитана на четыре года. В 2012—2013-м мы разрабатываем типовые решения, а в 2014—2015-м планируем распространять их на предприятия нашей отрасли.
Какие конкретные проекты уже ведутся или же намечены для выполнения на обозначенный период?
В рамках деятельности по управлению научно-техническим сообществом мы ведём проект по подготовке и реализации программ обучения сотрудников, направленный на управление развитием научно-технических компетенций. Помимо собственно обучения (в том числе и дистанционного) здесь подразумевается вовлечение специалистов госкорпорации в инновационную активность. Большое значение имеет развитие грамотных схем мотивации. Мы проводим конкурсы среди талантливых людей — например, «десять инновационных задач» или «кабинет ученого».
Отдельный проект у нас посвящен внедрению социальной сети для сообщества практиков по отдельным направлениям деятельности.
К теме управления научно-техническим сообществом относится и еще один самостоятельный проект, посвященный внедрению методологии сохранения критически важных знаний.
Два проекта мы ведем в рамках деятельности по управлению научно-техническим контентом. Первый связан с решением весьма важной задачи оцифровки данных, хранящихся на бумажных носителях.
Второй проект заключается в создании портала научно-технической информации «Росатома», доступ к которому должен быть обеспечен для всех сотрудников наших организаций. Решая задачу структурирования информации, размещаемой на данном ресурсе, мы сформировали десять самостоятельных блоков (или, в нашей внутренней терминологии, коллекций), соответствующих отельным типам информационных источников. Среди них — такие, как «объекты интеллектуальной собственности», «публикации», «материалы научно-технических мероприятий», «сводный каталог научно-технических библиотек», «научные исследования и разработки, готовые к коммерческой реализации» и некоторые другие.
Третий этап, как я уже отмечала, тесно связан с понятием результатов интеллектуальной деятельности и соответственно с обеспечением их учета и мониторинга за движением РИД, со сбором и представлением органам государственной власти информации о РИД и реализацией процессов управления правами на РИД. Этим задачам посвящен наш проект «Создание отраслевой базы данных РИД».
Кроме этого нами инициированы еще два проекта, связанные с оформлением прав на результаты интеллектуальной деятельности и их коммерциализацией. Это «Регламентация процедур управления правами на РИД» и «Формирование портфеля прав на вновь создаваемые технологии».
Надо сказать, что еще одним важным направлением работы, которое нам удается развивать, является создание системы «Антиплагиат». Данная система позволяет выявлять заимствования из ранее выполненных работ. Таким образом мы стремимся повысить качество научно-технических разработок.
Какие основные сложности организационного и методологического характера, с которыми вам уже довелось столкнуться в ходе выполнения этих проектов, вы могли бы отметить?
Управление знаниями — это по сути один из процессов, которые существуют в компании. В данном случае необходимо выстраивать единую логику работы с информационным контентом со стороны внутренних и, возможно, внешних пользователей, которая была бы максимально эффективной и минимизировала затраты человеческих и финансовых ресурсов.
В этом плане весьма непростой и не имеющей очевидного решения является проблема оцифровки контента. Много вопросов возникает с классификацией информации, с ее маркированием, с организацией быстрого поиска уже оцифрованных источников. В решении данной проблемы мы, в частности, используем опыт Государственной библиотеки имени Ленина. Однако в нашем случае задача существенно осложнятся тем, что мы работаем с информацией, сильно различающейся по степени конфиденциальности. Соответственно встает задача сертификации наших информационных систем для разных уровней безопасности. Это весьма нетривиальная задача, требующая к тому же больших временных ресурсов.
В поиске оптимальных методических решений (например, в области сохранения критически важных знаний) мы опираемся на рекомендации Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Одним из важных нюансов построения системы управления знаниями на предприятии, занимающемся научно-техническими разработками, я считаю, является необходимость четко отделять деятельность в области обеспечения релевантными информационными ресурсами внутреннего научно-технического сообщества в целом от процедур подбора информационных источников, необходимых для выполнения конкретного исследования.
Сбор и анализ информации по теме того или иного исследования — задача тех сотрудников, которые непосредственно этим вопросом занимаются. Эту работу они выполняют глубоко. Делать ее автоматически в рамках системы управления знаниями не имеет смысла.
Какова с вашей точки зрения оптимальная стратегия формирования информационной поддержки системы управления знаниями?
Я не случайно начала с того, что универсальных моделей управления знаниями, а значит, и универсальных информационных систем не существует. Об этом по крайней мере говорит наш опыт. Каждая компания такую модель и адекватную ей систему информационной поддержки формирует сама. В зависимости от стоящих задач она может использовать различные инструменты автоматизации.
Примеров здесь можно приводить немало, поэтому скажу лишь о некоторых. В рамках задач по управлению научно-техническими сообществами, например, существует потребность в использовании ИТ-решений, поддерживающих популярную в сегодняшней деловой среде концепцию краудсорсинга. Для решения задачи сохранения критически важных знаний нами разработаны мультимедийные продукты, содержательно представляющие собой мастер-классы экспертов. Обозначенная мною группа методических задач организации работы с результатами интеллектуальной деятельности тесно связана с такими важными функциями информационной поддержки, как разграничение прав доступа к информации и обеспечение безопасности информационных ресурсов. Критически важными технологиями информационной поддержки управления знаниями являются поиск информации и формирование метаданных.
Конечно, если не всё информационное решение целиком, то по крайней мере отдельные его компоненты можно брать с рынка, хотя и здесь далеко не так просто. Например, это вполне могло бы относиться к упомянутым решениям в области краудсорсинга, хотя конкретные продукты, имеющиеся на рынке, нам представляются не идеальными в отношении их практического использования.
Очень важная для нас задача внедрения внутренних социальных сетей с целью формализации неявных знаний тоже, судя по анализу предложений, должна решаться существующими на рынке ИТ-продуктами, но, к сожалению, успешной практики их реализации именно внутри компаний очень мало, и в этом смысле, кстати, мы явно ощущаем потребность в обмене мнениями с другими компаниями.