Не так давно в компании «РусГидро» был завершен проект по оптимизации работы корпоративного центра обработки данных (ЦОД). Такая практика, как нам кажется, не слишком типична: обычно ИТ-службы предпочитают менять оборудование, а не модернизировать то, что есть. О том, как проходили работы, рассказывает начальник Управления развития инфраструктуры Департамента информационных технологий «РусГидро» Александр Кирдяйкин.
Intelligent Enterprise: Пожалуйста, опишите кратко предысторию проекта.
Александр Кирдяйкин: Наше предприятие за 11 лет своего существования (если считать с момента создания управляющей компании «Волжский гидроэнергетический каскад») значительно увеличилось как по количеству охватываемых объектов, так и по их географии.
Мы начинали с небольшой серверной на три шкафа с оборудованием и кроссом СКС, которая была расположена в приспособленной для этого кухне с установленным в ней кондиционером и щитом электропитания. Полагаю, так же начинали почти все вновь созданные генерирующие компании.
Со временем, с увеличением количества площадок в Москве и с учетом регулярных переездов головного офиса, было принято решение вывести основные серверные мощности в выделенный центр обработки данных, размещенный на арендованной площадке. Таким образом мы существенно снизили требования к площадям серверных помещений в наших офисах, переложив вопросы бесперебойного электроснабжения и обеспечения необходимых климатических условий на плечи специализированой организации. Предусмотрев, конечно же, необходимое резервирование по каналам связи. Это позволило сконцентрировать основные серверные мощности на независимой от местоположения головного офиса площадке, сократив собственные инвестиции в инженерные системы жизнеобеспечения и одновременно повысив надёжность функционирования оборудования.
Помимо этого к единому ЦОДу мы подключаем площадки по Москве, которых в настоящее время более десяти, а также филиалы и дочерние компании по арендованным каналам.
Какие ещё проекты выполнялись раньше?
Несколько лет назад мы провели работы по виртуализации серверных мощностей по базе решений VMware. Это позволило нам при том же парке серверного оборудования существенно расширить его функциональность как по количеству разворачиваемых приложений за счет консолидации серверных мощностей под управлением единого гипервизора, так и по обеспечению его надежности.
Время простоя приложения в случае аппаратного сбоя сервера при этом сократилось до времени его загрузки на другом сервере кластера.
Кроме того, в течение 2010—2011 годов была проведена масштабная реконструкция серверных мощностей в филиалах. В рамках данного проекта мы унифицировали парк серверного оборудования, реализовав типовые технические решения, а на объектах внедрили виртуальную серверную среду, в которую была переведена значительная часть приложений в филиалах.
Что представляет собой ЦОД «РусГидро»? Какие приложения в нем развернуты и насколько они критичны?
В настоящее время ЦОД «РусГидро» представляет собой двенадцать серверных стоек, расположенных на внешней площадке, в которых сосредоточено серверное и сетевое оборудование и системы хранения данных, преимущественно производства Cisco и HP. В частности, две серверные стойки HP Integrity SuperDome, системы хранения HP StorageWorks XP24000 Disk Array и HP StorageWorks EVA6300 Disk Array, шесть корзин HP BladeSystem c7000 с серверами HP ProLiant DL480c, четыре сервера HP ProLiant DL980 G7. Ядро сети организовано на коммутаторах Cisco серии 6500.
На базе серверного оборудования развернута среда виртуальных машин VMware vSphere 5. На текущий момент общее число виртуальных серверов — более двухсот.
Данный ЦОД предоставляет сервисы, используемые офисами «РусГидро» в Москве, филиалами и дочерними структурами компании. ЦОД «РусГидро» обеспечивает функционирование множества различных приложений, среди которых можно отметить ряд особо критичных информационных систем: комплексную систему документооборота, систему коммерческой диспетчеризации, корпоративный портал, приложения SAP, систему электронной почты.
Чем перестала устраивать работа ЦОДа? Появились какие-то «узкие места»? Чем они были чреваты?
С началом 2011 года в связи с широкомасштабным внедрением ряда новых информационных систем образовался дефицит вычислительных мощностей и, главное, дискового пространства. Данный факт приводил не только к большим ограничениям при развертывании новых информационных систем, но и всю работу ставил под угрозу остановки. Основной целью проекта было скорейшее устранение этого дефицита.
Как появилась идея не модернизировать оборудование, как это обычно делается, а оптимизировать работу того, что есть?
Масштабируемость ранее реализованного решения позволила существенно расширить вычислительные мощности путем установки дополнительных процессоров, модулей памяти и расширения дисковых массивов на существующем оборудовании.
Кроме этого, как я уже отмечал, в связи со значительным ростом количества приложений было решено оптимизировать используемые вычислительные ресурсы посредством применения технологий виртуализации. В результате были решены задачи организации избытка вычислительных мощностей и дискового пространства за счет консолидации вычислительных мощностей и систем хранения данных, повышения отказоустойчивости с помощью технологий VMware HA; с внедрением VMware VCenter Server были значительно упрощены управляемость и учет серверов.
Как проходили работы по проекту? Были ли в их ходе какие-либо трудности технического или организационного плана?
Дефицит вычислительных ресурсов к началу проекта достиг такой степени, что одним из основных требований стало его выполнение в сжатые сроки. Для решения данной задачи были проведены успешные переговоры с производителями оборудования и интегратором «Астерос», который был подрядчиком по данному проекту, на предмет сокращения сроков поставки оборудования и исполнения работ. Учитывая ранее заложенную масштабируемость решения, технических сложностей при его реализации не возникло.
Останавливались ли системы в ходе работ?
Одним из важных требований было обеспечить модернизацию с минимальными сроками простоя сервисов, укладывающимися в нормы принятых в компании соглашений об уровне услуг. Данные требования были выполнены в полном объеме. В большинстве случаев благодаря применению технологии VMware vMotion останавливать системы не было необходимости.
Насколько работы по проекту сказались на функционировании ИТ-систем?
В ряде случаев в результате переноса приложений на более современные вычислительные ресурсы наблюдалось увеличение производительности, снижение времени отклика и как следствие повышалась удовлетворенность конечных пользователей.
Немного об экономике проекта. Насколько выше были бы затраты, если бы пришлось заменять оборудование?
Проведенный нами анализ показал, что улучшение характеристик имевшегося оборудования позволило сэкономить до 50% стоимости проекта и направить эти средства на закупку новой, более производительной и современной техники.
Были ли достигнуты цели, поставленные перед проектом?
Безусловно. В настоящее время мы располагаем необходимыми ресурсами для внедрения и развития информационных систем, а также для сопровождения уже существующих.