Сейчас мобильные устройства существенно расширяют сферу применения. Этот класс оборудования часто оснащается дополнительными средствами, позволяющими использовать устройства в том числе и в качестве специализированных комплексов сбора и обработки данных.
Однако по ряду причин потенциал мобильных устройств используется далеко не в полной мере. Все это и стало предметом нашего разговора с Саймоном Бейкером, руководителем программы исследований IDC по рынку мобильных телефонов в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.
Intelligent Enterprise: Какие новые ниши можно обозначить для мобильных устройств, в том числе тех, которые по классификации IDC относятся к мобильным телефонам?
Саймон Бейкер: Производители только еще пытаются их выработать. Отсюда эксперименты с форм-фактором устройств. Типичным примером таких экспериментов стали устройства, называемые в российской прессе «пересмартфонами». Они представляют собой планшет с малой диагональю экрана и оснащены модулем мобильной связи. И с этим возникает масса проблем, по крайней мере, за пределами зарубежного Дальнего Востока, где такой форм-фактор давно привычен.
Необходимо посмотреть на этот вопрос с обратной стороны. Проблема не в том, чтобы предлагать какие-то программные или программно-аппаратные решения для той или иной ниши. Нужно заинтересовать в этом крупных вендоров, в том числе больше известных на потребительском рынке. У производителей с их мощной маркетинговой машиной больше шансов найти эти новые ниши.
Сейчас мобильные устройства штатно оснащаются компонентами, которые раньше были только опциями, часто дорогими. Так открывается целый ряд новых возможностей. Насколько этот потенциал используется?
Да, производители хотят привлекать подобные вещи. В итоге практически любой смартфон можно использовать в качестве навигатора, что избавляет от необходимости приобретать специализированное устройство. И эта область применения будет только расширяться. То же самое относится и к гироскопам, применяемым в качестве датчика поворота, и к фото- и видеокамерам.
Однако в целом опции станут предлагать лишь для того, чтобы привлечь массового потребителя. И основной упор будет делаться на разработку приложений, позволяющих раскрыть потенциал устройств. Такие приложения начинают появляться, в том числе и курьезные на первый взгляд. Например, для iOS и Android уже довольно давно существует программа, позволяющая определять спелость арбуза по звуку, который он издает при постукивании. Бывают и более серьезные приложения, в том числе ориентированные на корпоративного потребителя и профессиональные применения. Так, среди них есть такие, которые позволяют превратить массовый коммуникатор в терминал сбора данных или средство для автоматизации работы различных категорий сотрудников. И все они используют стандартную функциональность устройств.
Конечно, всяческие опциональные компоненты, например различные датчики, тоже будут предлагаться. Но это очень специализированный и узкий рынок, где малые объемы и высокие цены. А в повышении цен на устройства массовый производитель не заинтересован. Те или иные компоненты потому и стали массовыми, что предлагаются в больших объемах по низким ценам. На рынке мобильных устройств, где ценовые войны производителей никогда не прекращались, прибыль можно получить лишь за счет больших объемов. Маржа у всех производителей, кроме Apple, крайне мала.
Джеймс Гослинг, один из создателей языка JAVA, еще в 2006 г. сетовал на то, что возможности даже не смартфонов, а обычных мобильных телефонов используются далеко не в полной мере. Как вы можете прокомментировать его слова?
С этим можно только согласиться. Хотя сейчас немало сервисов для развивающихся рынков, в частности многих стран Африки, разрабатывается с использованием SMS-технологий. С их помощью удалось реализовать и многие функции доступа к ресурсам Интернета и интрасетей. Но вообще в создание аппаратной базы и системного ПО интеллектуальных устройств вкладывается намного больше, чем в прикладное использование.
Однако ситуация начинает меняться. Особенно в бедных странах, где используется максимально дешевое оборудование, потенциал которого необходимо использовать настолько, насколько это вообще возможно. В результате та же Африка или Индия остаются рынком, где господствуют стандартные мобильные телефоны. Причем те, кто создает ПО и прикладные сервисы для телефонов, далеко не всегда аффилированы с их производителями. Это локальные компании, которые создаются из небольших стартапов. Таков тренд на ближайшие несколько лет. Ведь со стандартным телефоном, если подумать, можно сделать массу неординарных вещей, в том числе и для автоматизации бизнеса. При этом фактор цены является определяющим, особенно для потребительского рынка и малого бизнеса.
Хотя России, где потенциальные потребители готовы потратить больше на мобильное устройство, данная тенденция все же не касается. Мы это видим по тому количеству смартфонов, которые уже продаются, причем сохраняется тенденция к росту. Но, конечно, высокий уровень социального неравенства вносит свои коррективы. Есть те, кто часто обновляет устройства, ориентируясь на модные веяния. Немало и тех, кто продолжает ориентироваться на стандартные телефоны.
Как повлияло на рынок то, что с него фактически самоустранилась Microsoft, позиции которой были весьма сильны в сегментах профессиональных программно-аппаратных комплексов (терминалов сбора данных и т. д.)? Что делать потребителям этой продукции?
Ключевой вопрос для Microsoft сейчас — обеспечить взаимосвязь программно-аппаратных средств на разных платформах, включая Windows 8 для ПК, ноутбуков и планшетов, а также Windows Phone. Перед Microsoft, таким образом, стоит несколько сложных технологических задач.
Могу сказать, что рынок мобильных устройств меняется очень быстро. Тон на нем задают три платформы: iOS, Android и Winows Phone. На что-то другое в России я бы лично не ставил. В Северной Америке доля Windows Phone на корпоративном рынке крайне мала, но сильны позиции RiM Blackberry. При этом RiM выпускает программные средства, позволяющие интегрировать и смартфоны на других платформах в уже выстроенную инфраструктуру. И в целом рынок средств, ориентированных на использование устройств на разных платформах, неплохо развит.
Каковы перспективы Windows 8 RT для платформы ARM? На нее многие возлагают довольно большие надежды, оправданны ли они?
Преимущества, лежащие на поверхности, заключаются в том, что эта платформа может объединить преимущества ARM с ее высокой энергоэффективностью, привычностью среды Windows и большим багажом прикладного ПО. При этом энергоэффективность, а значит, длительная работа от батарей, является одним из главных приоритетов, и тут ARM пока вне конкуренции. Это важно при переходе к сетям LTE, которые повышают требования к мощности аккумуляторов. Однако если Intel удастся создать конкурентоспособную альтернативу ARM, известную под кодовым названием Medfield (как показывают тесты, в этом сомнений мало), то вопрос перспектив Windows 8 RT будет оставаться открытым.
Что можно сказать о перспективах платформ, базирующихся на Linux? Причем не только Linux как таковой, но и систем вроде Samsung Bada или HP WebOS?
У Linux для ARM будут шансы, если удастся заинтересовать большое количество производителей. Смартфоны — массовый продукт, и для нишевых игроков здесь просто нет места. Операционных систем это также касается. У нишевых ОС, ориентированных на узкий круг пользователей, нет шансов. Но операционные системы также находятся в процессе эволюции, на очередном витке которой система на базе Linux вполне может добиться успеха. В Китае и Индии, например, уже сейчас Linux довольно популярен. А там просто гигантская пользовательская база. Так что успех вполне может оказаться локальным, а не глобальным. Правда, речь должна идти о больших странах.
Возлагаются надежды и на то, что системы на базе Linux позволят продлить жизнь устаревших устройств. Действительно, в среднем срок жизни смартфона составляет около двух лет. Однако, с моей точки зрения, о такой возможности лучше забыть. Производитель не заинтересован в долгой жизни устройств. Он контролирует и то, что касается системного ПО. Раньше эти возможности были более ограниченными, да и сроки выхода новых версий платформ — более долгими. В таких условиях мне лично остается присоединиться к рекомендациям использовать для корпоративных потребителей лизинг или аренду оборудования, по крайней мере если речь идет о больших объемах.
Можно ли говорить о том, что устройства на разных программно-аппаратных платформах (iOS, Android, RiM, Windows Phone) прочно заняли свои ниши, которые практически не пересекаются? Или все же имеет место, что называется, боевое соприкосновение?
Отчасти это так. Например, устройства RiM рассчитаны на использование в корпоративной сети. Да, там реализованы функции, востребованные на потребительском рынке, но они не являются главными. Однако устройства на iOS и Android на большинстве рынков конкурируют, пытаясь занять одни и те же рыночные ниши на массовом рынке. Хотя есть некоторые нюансы. Например, в Европе (и России в том числе) iPhone предпочитают топ-менеджеры, в то время как линейный персонал пользуется оборудованием на Symbian, Android и Windows Phone. При этом Windows Phone будет пытаться занять ту нишу, которую занимала Symbian.
При этом во многом конкуренция платформ сведется к конкуренции брендов. Nokia будет конкурировать с Samsung, LG. И в этих условиях я не уверен в том, что выживут нишевые игроки на рынке смартфонов, такие, например, как HTC.
Какие перспективы у рынка периферии и аксессуаров для мобильных устройств?
Тут следует разделить тему. Так, например, мобильные устройства вполне могут использовать массовые принтеры, и необходимость в каком-либо специализированном оборудовании для печати отсутствует. Да и цены на принтеры упали до крайне низкого уровня. Многие модели продаются ниже себестоимости. И выходить на этот бизнес никто не будет, он не слишком привлекателен, но «плата за вход» при этом велика. Что-то возможно на некоторых локальных развивающихся рынках, но, как мне кажется, переход от ПК к планшету способствует к падению потребностей в печати. Тем более что речь идет о странах, где имеются серьезные проблемы с доступом к электроэнергии. Не будет забывать, что те же планшеты вполне могут работать без доступа к розетке довольно долгое время. Впрочем, принтеры с питанием от батарей тоже существуют, причем разных видов. Большая часть смартфонов оборудована фотокамерами, которые вполне могут заменить сканер, в том числе штрихкодов. Вопрос лишь в ПО, а оно для всех распространенных платформ имеется.
Ситуация на рынке других устройств, включая POS-терминалы, оборудования для работы с платежными картами, совсем другая. Это нишевые устройства с узкой областью применения.
Однако бизнес, касающийся мобильных устройств, меняется так быстро, что необходимо четко сфокусироваться. Есть определенное преимущество в присутствии на смежных рынках. Например, у LG и Samsung — наличие собственного производства экранов. Да и в целом это большой бренд, охватывающих широкий спектр продуктов. Для других компаний диверсификация на разные продукты может оказаться сложной, и они проявляют осторожность, так как это чревато серьезными негативными последствиями.