Обеспечение безопасности в любом аэропорту, даже относительно небольшом, представляет собой весьма непростую задачу. Задача эта требует решения целого комплекса проблем, и без взаимодействия с другими службами это зачастую невозможно. Чем тут могут помочь современные технологии? Об этом мы беседовали с заместителем генерального директора по безопасности и режиму аэропорта Толмачево Вадимом Калмыковым.
Intelligent Enterprise: Многие стандарты по обеспечению безопасности и непрерывности бизнеса подразумевают комплекс мер, направленный на постоянное улучшение процедур. В вашей области можно говорить об этом? И если да, то каким образом можно достичь такого улучшения?
Вадим Калмыков: Я занимаюсь вопросами авиационной безопасности уже 25 лет. И эта деятельность четко регламентирована. Данные нормативы и регламенты разрабатываются на уровне межправительственных соглашений, требований и норм ИКАО (Международной организации гражданской авиации), а также в соответствующих ведомствах нашей страны. Да, эти нормы со временем корректируются, но, к сожалению, систему внесения изменений и дополнений нельзя назвать гибкой. В итоге в документы, выпущенные 10—15 лет назад, практически не было внесено изменений. Но эти нормы действуют и имеют силу закона. Это, прежде всего, сертификационные требования. Сертификаты на виды деятельности, связанные с обеспечением авиационной безопасности и аварийно-спасательных работ, выдаются Росавиацией. Требования это абсолютно внятные и вопросов не вызывают. Мы их выполняем в полной мере, для чего у нас достаточно ресурсов, как материальных, так и людских. Хотя в других аэропортах здесь часто возникает проблема, причем большая и серьезная. Очень много вопросов связано с противодействием терроризму и диверсионной деятельности, особенно в малых аэропортах. Да и требования нормативов, в том числе связанных с аварийно-спасательными работами, весьма жесткие. Скорость прибытия расчета, например, не должна превышать 3 минут, и неисполнение этих требований означает неполучение сертификата. И тут какое-либо новаторство невозможно в принципе.
Дальнейшая деятельность соответствующих служб после получения сертификатов Росавации контролируется Ространснадзором. И если при этом выявляются какие-то недочеты, то они фиксируются, и мы их ликвидируем. В случае всяческих происшествий и инцидентов мы же, как оператор, несем и всю ответственность.
Еще раз повторюсь, система эта очень негибкая. Хотя некоторое оживление после террористического акта в Домодедово наступило. Были предложены поправки в закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и еще целый ряд документов, но большинство их оказалось, с моей точки зрения, мертворожденными. Они непригодны к применению и, по крайней мере, на воздушном транспорте не нужны. Достаточно тех документов, которые имеются и которыми мы руководствуемся.
Но в целом роль и место государства в обеспечении транспортной безопасности мне пока не очень понятна. Много говорят о создании какой-то новой структуры, которая будет курировать транспортную безопасность. Однако в новом законе «О полиции» МВД попыталось снять с себя обязательства по обеспечению безопасности, ограничив свою роль участием в мероприятиях по ее поддержанию и контролю. Аэропорт решает свои проблемы сам.
Часто приводят примеры из опыта Израиля, но он был выработан в стране, которая с момента своего создания живет в состоянии войны. И даже в этих условиях все равно имели место террористические акты, в том числе и связанные с гражданской авиацией. Не в последнюю очередь в связи с террористическим актом в аэропорту Лод (ныне Бен Гурион) и была создана международная система авиационной безопасности.
Есть ли стыковка по каким-либо параметрам? Имеется в виду, например, транспортная ситуация вокруг аэропортов, характеристики работы экстренных служб или энергетических компаний?
С другими видами транспорта — автомобильным, железнодорожным, речным, морским — ситуация существенно хуже. Там проблемами безопасности в том объеме, как в гражданской авиации, никогда не занимались. Какие-то меры предпринимались разве что железнодорожниками. Да и нигде, кроме железных дорог, нет материальных ресурсов. Подготовленных кадров там тоже нет. Иногда представители этих видов транспорта обращаются к нам за методологической помощью, но в целом наши интересы практически не пересекаются. У нас нет никакой технологии прямого взаимодействия, как нет и единой концепции обеспечения транспортной безопасности. И ее, скорее всего, не будет, поскольку разные виды транспорта уж очень между собой различаются.
Что касается различных форс-мажоров, например связанных с последствиями ледяного дождя в декабре 2010 г., то тут мое мнение совпадает с политикой наших европейских коллег: в таких случаях аэропорты просто закрываются. А шумиха вокруг ситуации в московском авиаузле была вызвана совсем другими мотивами, связанными с вопросами собственности.
Энергетические последствия того же ледяного дождя, прежде всего отключения электроэнергии, показали важность мероприятий, связанных с обеспечением резервных мощностей. Тем более что отключения электричества возможны и по другим причинам. В результате за соблюдением всего, что связано с соблюдением нормативов по обеспечению резервного питания, взялся такой серьезный орган, как транспортная прокуратура. И мы эти задачи решаем. Так, например, мы приобрели дизель-генератор. Идет еще ряд других проектов, в частности по созданию резервной кабельной системы.
Существуют ли какие-то стандарты или рекомендации в области обеспечения безопасности аэропортов, или, в более общем случае, стратегических объектов, связанных с пребыванием большого количества людей? Если таковые есть, насколько они помогают оценивать достижения и вырабатывать направления для дальнейшего совершенствования мер по обеспечению безопасности?
Внесены изменения в имеющиеся стандарты, связанные с обеспечением контроля на входе. Это было сделано еще до теракта в Домодедово. Насколько я помню, мы это делали всегда. Нельзя сказать, чтобы данные меры сильно препятствовали детяельности служб аэропорта. На качество и ритмичность работы они не влияют.
Правда, у нас не такой большой пассажиропоток. Мы перевезли за прошлый год немногим менее 3 млн пассажиров. Домодедово же перевозит более 22 млн. А при таком пассажиропотоке проблемы вполне возможны. К тому же эти меры не снижают вероятность террористического акта. Ведь исполнителю нет никакой разницы, где его организовывать, в здании аэровокзала или на входе в него. Да и аэропорт в любом случае несет дополнительные затраты. Требуется закупка дорогостоящего специализированного оборудования, расширение штата сотрудников. У нас, например, более 400 одних только видеокамер, изображение с которых выведено в круглосуточный пункт наблюдения.
Причем поддержание общественного порядка целиком зависит от того, насколько эффективно работает полиция. Это полностью их зона ответственности, и линейный отдел нашего аэропорта хорошо справляется со своими задачами.
К методикам же вроде модного сейчас профайлинга (речь идет о выработке неких шаблонов подозрительного поведения людей и возможности их отслеживания) я лично отношусь несколько скептически. Хорошо отработанной базы для оценки прогнозирования поведения человека и выявления потенциально опасных лиц, как мне кажется, не существует. Здесь не помогут и технические инструменты. Хотя у меня есть штатные психологи, которые работают с подозрительными лицами, выявленными службой авиационной безопасности в досмотровой зоне. Операторы видеонаблюдения, дежурящие круглосуточно, в состоянии оценить любую потенциально опасную ситуацию и отреагировать на нее. Все это у нас появилось.
Но системы, способные заменить операторов, пока остаются в области фантастики. Пока ничего реально работающего, к сожалению, не имеется. Есть лишь отдельные элементы. Например, уже сейчас существует ПО, которое подает сигнал тревоги, если обнаруживается бесхозный предмет, к которому в течение определенного времени не подходит владелец.
Что можно сказать о методиках, связанных с управлением безопасностью?
Нет, таких методик мы не используем. Это обратная сторона регламентов, которые регулируют нашу деятельность на всех уровнях, от рядового инспектора до руководителя службы. Есть некоторые варианты усиления службы, но все сводится к увеличению количества сотрудников.
Насколько востребовано применение ИТ в том, что касается обеспечения безопасности?
У нас есть центральный диспетчерский пункт. Именно туда стекается вся информация с систем видеонаблюдения, а также с всевозможных датчиков, в частности противопожарной системы. Конечно, о полнофункциональном ситуационном центре речи не идет, да он и не нужен в наших условиях. Все упирается в количество взлетов и посадок, а также пассажиропоток. При нынешнем объеме ничего более серьезного не нужно. У нас регулярно бывают представители от ИТ-компаний и предлагают нам приобрести те или иные решения, которые используются в других аэропортах, как правило, крупных, с пассажиропотоком в десятки миллионов человек. У нас же эта величина на порядок меньше, и серьезных проблем с управлением нет. То же самое касается и мер, направленных на обеспечение непрерывности. Того, что есть, пока достаточно.
Имеются весьма эффективные системы контроля периметра. Но, к сожалению, их стоимость чрезвычайно велика.
А вот в отношении систем автоматизированного контроля пассажиров и багажа мы оснащены даже лучше, чем большинство московских аэропортов. Мы применяем систему рентгеновского контроля, что создает минимум неудобств пассажирам. Она не требует раздеваться и разуваться, но при этом очень результативно выявляет запрещенные к перевозке предметы, в том числе внутриполостные контейнеры, широко используемые, например, при контрабанде наркотиков. Системы, использующие микроволновое излучение, столь популярные в США, действуют хуже.
Появления каких систем вы ждете больше всего?
Прежде всего, это средства надежной идентификации «свой/чужой» для людей и автомобилей, особенно в режимной зоне, где находятся сами самолеты. Система оповещает о появлении посторонних в этой зоне, и нарушителя сразу же забирает полиция. Но появления таких средств, особенно по приемлемой стоимости, боюсь, придется ждать еще долго.
Новые технологии безопасности в Домодедово
Московский аэропорт Домодедово вкладывает значительные средства в информационные технологии. Общий объем инвестиций, направленных на развитие и модернизацию ИТ-инфраструктуры аэропорта в 2011—2012 гг., составит более 2 млрд руб. Сейчас в Домодедово реализуется более 100 ИТ-проектов. Хотя наиболее интересные проекты еще не завершены, руководство аэропорта сочло возможным представить их публично. Это сделал 1 февраля ИТ-директор Домодедово Виктор Пономаренко. Важное место в его докладе занимали проекты, относящиеся к обеспечению безопасности. Перечислим их.
Усовершенствованная многопозиционная аэродромная система слежения за наземным движением и контроля движения (Advanced Surface Movement Guidance & Control System — A-SMGCS) — это программно-аппаратный комплекс, который обрабатывает информацию о перемещениях самолетов и автомобилей по летному полю. Поскольку система получает информацию от локатора обзора летного поля и установленных на аэродроме антенн, она действует при любых погодных условиях. Анализируя параметры транспортных средств и воздушных судов, система распознает опасные ситуации и предупреждает диспетчера о необходимости скорректировать траектории участников движения.
Система охраны периметра контролируемой зоны аэропорта Smart Fence позволяет предотвратить скрытое несанкционированное проникновение в контролируемую зону. Она получает информацию от датчиков движения и вибрации, камер телевизионного наблюдения и инфракрасной системы дальнего обнаружения. При срабатывании одного из датчиков на пульт оператора поступает сигнал о нарушении с указанием сектора, в котором оно произошло, и степени угрозы, а видеоизображение с камер и тепловизоров автоматически переключается на этот сектор. Аналитический блок идентифицирует нарушителя, определяет степень угрозы и в зависимости от нее предлагает оператору дальнейшие действия. К примеру, если нарушитель опознан как человек, на место вызывается мобильная группа службы безопасности. Если же это белка или лисичка, запутавшаяся в сетке, патруль не нужен — оператор может сбросить сигнал или вызвать ветеринарную службу, которая поможет зверьку. Общая протяженность периметра аэропорта — 20 километров, из них 10 километров на начало февраля уже были оборудованы датчиками Smart Fence.
Предмет особой гордости ИТ-отдела аэропорта — система видеонаблюдения высокой четкости, включающая 1500 камер. Ее планируется развернуть к середине 2012 г. Она станет самой масштабной в стране по количеству видеоканалов, а по техническим характеристикам и объему использования аналитических возможностей, вероятно, займет первое место в мире. Система должна анализировать сотни сценариев, описывающих самые разные типы ситуаций — не только опасных, но и просто нежелательных. Так, она адекватно среагирует и на пересечение охраняемого периметра, и на оставленные вещи, и на скопление пассажиров. В последнем случае — например, обнаружив очередь на проверку документов, — система автоматически сгенерирует заявку на открытие дополнительных кабинок паспортного контроля, и уполномоченное должностное лицо получит соответствующее уведомление (служба паспортного контроля не относится к аэропорту — это подразделение пограничных войск, но взаимодействие будет налажено).
Внедряется также интегрированная система управления доступом на перрон, основанная на анализе уникальной биометрической информации. В рамках проекта предполагается установить на всех выходах считыватели отпечатков пальцев, чтобы исключить несанкционированный доступ.
В рамках проекта «Киборг» планируется оснастить сотрудников службы безопасности аэропорта переносными видеокамерами для объективной фиксации событий. Привлечение видео- и аудиозаписей при разборе различных происшествий поможет улучшить анализ ситуаций и, как следствие, повысить качество обслуживания пассажиров.
Координацию работы этих и других систем аэропорта обеспечит единый ситуационный центр, который планируется создать в течение этого года. Такой центр, консолидирующий информацию важнейших баз данных аэропорта, поможет повысить эффективность всей управленческой деятельности аэропорта.