Об основных направлениях обеспечения безопасности и о том, какую роль в их развитии могут и должны играть инструменты информационных и коммуникационных технологий, рассказывает Ирина Анатольевна Яровая, председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции
Intelligent Enterprise: Какие основные направления в работе комитета вы бы выделили?
Ирина Яровая: Во-первых, отмечу, что наш комитет, появившийся в Думе шестого созыва, призван не только обеспечивать безопасность страны, но и противодействовать коррупции. Это еще один шаг на пути к построению системной государственной политики в данном направлении.
Что касается обеспечения безопасности государства и его граждан, то сфера эта, безусловно, очень широка. Сюда входит и экономическая безопасность, и построение осмысленной и грамотной социальной политики, межнациональных отношений. Несмотря на столь широкий спектр вопросов, вполне можно выделить ряд первоочередных направлений работы, в том числе и нашего комитета. Среди них в первую очередь назову проблему оборота оружия (в том числе легального оборота травматического оружия) и оборота наркотиков. Здесь, я считаю, назрела необходимость ввести ряд новых законодательных ограничений, потому что сегодня именно их отсутствие приводит к систематическому возникновению совершенно недопустимых инцидентов.
Обеспечение безопасности дорожного движения тоже явно нуждается в законодательной корректировке. Например, пора отменить саму возможность примирения сторон, когда речь идет о дорожно-транспортных происшествиях со смертельным исходом. Заметных успехов в сфере безопасности дорожного движения можно достигнуть и техническими мерами.
Одна из самых важных проблем, по мнению комитета, — это розыск пропавших детей. В ее решении могут помочь современные технические инструменты и средства связи.
Видимо, в решении только что обозначенных приоритетных задач комитета значительную роль должны играть информационные технологии самой широкой гаммы — от разнообразных средств контроля и мониторинга до инструментов автоматизации анализа информации. Каковы, на ваш взгляд, перспективы применения всего этого арсенала в решении задач обеспечения безопасности?
Да, это важный инструмент, и мы намерены не только активно способствовать внедрению инфокоммуникационных технологий для повышения эффективности мер по обеспечению безопасности, но и постоянно изучать вопрос о перспективах их применения. Хотя данные средства можно и нужно применять уже сейчас, я не исключаю, что существуют новейшие продукты и технологии, которые пока даже не задействованы в наших планах. Это уже не говоря о том, что информатизация жизни общества, как известно, активно развивается.
Системы контроля и мониторинга, безусловно, необходимы, прежде всего в таких областях, как обеспечение безопасности дорожного движения, поиск пропавших детей, о которой я уже сказала, или, скажем, в решении проблемы идентификации личности. Данные технологии чрезвычайно разнообразны, очень сильно дифференцированы в зависимости от тех задач, на решение которых они направлены, и поэтому вряд ли удастся рассказать о них в рамках этого разговора. К тому же применение технологий автоматизации в области безопасности отнюдь не ограничивается мониторингом объектов или действий тех или иных лиц.
Все более важен для нас оперативный анализ больших объемов сложной информации, и здесь без информационных систем обойтись уже непросто. Тем более что такой анализ во многом позволяет сместить акценты на упреждение еще не произошедших инцидентов, а важность этого просто трудно переоценить.
Существует, скажем, задача оказания помощи несовершеннолетним, подвергшимся насилию. Надо сказать, что это очень тонкий вопрос, далеко выходящий за рамки формального выделения необходимых ресурсов на реабилитацию или профилактику. Как минимум необходимо создание единого банка данных о детях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Информация в нем должна быть подробной, хорошо подобранной и структурированной, что позволит нам работать не только по факту, когда ребенок становится жертвой преступника, но и «на опережение». В одном случае необходимо решение жилищных и социальных вопросов, во втором — помощь в трудоустройстве родителей, в третьем — адресная медицинская помощь, в четвертом — анализ влияния неблагополучных подростков на их сверстников. Словом, какое бы количество сценариев ни приходилось рассматривать, все оказывается очень индивидуально.
Другой хороший пример — миграционная политика. Все мы знаем, что нелегальная миграция и вопросы безопасности населения граждан Российской Федерации — проблемы тесно сопряженные. Сейчас, как известно, идет речь об ужесточении мер за нарушения миграционного законодательства, о квотах на рабочие визы для иностранных граждан. Но при всей правильности этих действий существует другая сторона решения данного вопроса. Мы должны обеспечить прибытие мигрантов, предполагаемый род деятельности которых соответствует реальной потребности на той или иной территории. При этом мы не должны сужать возможности для собственных граждан, побуждая их тем самым стать мигрантами в других государствах. Все это непростые вопросы, часто требующие объединения информационных ресурсов различных ведомств и тщательного анализа находящихся в них данных.
Вы отметили борьбу с коррупцией как новое направление работы комитета. Какие технические решения применяются в данной области?
Конечно, проще доказать факт получения взятки, если, скажем, чиновника в момент ее получения надежно зафиксировала видеокамера. Но этого недостаточно.
Контролировать доходы и расходы чиновников, выявлять конфликты интересов, злоупотребления при совершении сделок в сфере государственных и муниципальных закупок, недобросовестное поведение юридических лиц и подкуп, совершаемый в этих случаях, — все это можно делать с помощью системы информационного анализа.
Сейчас растет количество информации, так или иначе относящейся к проблеме коррупции в государственных структурах. По итогам прошлого года до суда дошло более 8 тыс. уголовных дел по фактам совершения коррупционных преступлений, направлено более 30 тыс. исков по фактам коррупционного поведения. За подобными цифрами как таковыми, разумеется, никто не гонится. Однако у нас появляется норма, согласно которой некоторые категории госслужащих (речь идет о судейском корпусе) обязаны сообщать о фактах коррупционного поведения. Подобная информация реально поступает, и ее необходимо обрабатывать.
В последнее время Интернет и различные инструменты работы, предлагаемые в этой сети, становятся чуть ли не единственным видом информационных технологий, который активно проникает буквально во все сферы жизнедеятельности современного общества. Что такое проникновение означает для вас?
Абсолютно согласна, что в Интернете сегодня оставляют свой след большинство людей и организаций. Инструменты работы с информацией во Всемирной сети есть фактически на любой вкус. В этой ситуации мы прежде всего должны осознавать, что Интернет — это мощный инструмент в работе по обеспечению безопасности, в том числе инструмент, помогающий предотвращать противоправные действия, выявлять совершенные преступления. Действовать здесь целесообразно на основе профессионального взаимодействия между различными ведомствами. Очень важно, что МВД Российской Федерации уже реализует такие форматы и готово работать во взаимодействии дальше.
Стоит сказать и о развитии оказания различных госуслуг в электронной форме. Обычно данное направление оценивают с точки зрения создания для граждан более комфортного взаимодействия с государственными и муниципальными организациями, а также снижения затрат, связанных с организацией этого взаимодействия. И это действительно так. Однако использование подобных технологий прямо способствует и соблюдению регламентных процедур. В таких условиях вариативность действий чиновника сводится к минимуму, если не исключается вовсе. А ведь часто именно возможность действовать вариативно становится благодатной почвой для изобретения и реализации различных коррупционных схем. Таким образом, оказание услуги в электронной форме — реальное средство контроля и мера по противодействию коррупции.