Фрэнк Дженс занимается исследованиями информационных технологий вот уже более 25 лет. Больше половины этого срока он проработал в IDC, возглавляя различные подразделения компании, в том числе подразделения, отвечающие за исследования Интернета и потребительских рынков. Является главным идеологом проекта IDC Predictions – ежегодного прогноза IDC, посвященного анализу ключевых изменений в мире ИТ, их влиянию на дальнейшее развитие отрасли и бизнеса в целом.
Он был одним из ключевых докладчиков на IDC Security Roadshow, где наш корреспондент попросил ответить его на ряд вопросов, касающихся разных аспектов развития облачных технологий.
Как реальное развитие рынка облачных технологий соотносится с прогнозами? Отличается ли ситуация на развитых и развивающихся рынках, и если да, то чем?
Мы отслеживаем рынок облачных технологий с 2008 г.; наши прогнозы все время были очень консервативными и в целом оправдываются. Реальный объем продаж, может быть, чуть выше предсказанного, но очень близок к нему и все еще невелик по сравнению с рынком традиционных ИТ. Даже такие облачные приложения как Gmail или Microsoft Office 365, составляют, по оценке, 15% рынка ПО в своих сегментах. В инфраструктуре это скорее
На развитых рынках, прежде всего в США Западной Европе, облака продвигаются быстрее, чем во всем остальном мире, включая Россию. По нашим оценкам, 70% продаж облачных сервисов приходится на США, еще 18% — на Западную Европу, так что на долю всех прочих стран остается лишь 12%. Интересно, что Япония несколько отстает во внедрении услуг публичного облака, хотя японский ИТ-рынок — второй по объему в мире и очень зрелый. Отчасти в этом, по-видимому, проявляется консерватизм японских CIO, которые неохотно помещают свои ИТ-ресурсы у внешних провайдеров. Китай, наоборот, показывает хорошие темпы развития облачных технологий, отчасти потому, что их очень активно продвигает правительство. В
Что видится основным драйвером роста, а что основным препятствием?
Есть две главных причины, чтобы любить облака. Первая та, что облачные сервисы очень быстро развертываются и настраиваются, вторая — та, что они экономичны с точки зрения затрат. А почему люди сомневаются и опасаются? Первая причина — они не уверены в безопасности совместно используемых ресурсов, вторая — не уверены в их достаточной производительности и доступности. Для частных облаков опасений меньше, и, как показывают результатам нашего опроса ИТ-подразделений, частные облака более популярны, чем публичные, и интерес к ним довольно высок. Наконец, независимо от типа облака — публичное или частное, оно обеспечивает самообслуживание клиентов. Это нечто новое и удивительное для ИТ-службы: не выделять пользователям ресурсы по их запросу, а предоставить им возможность получать ресурсы прямо из облака, без посредников-специалистов. Проблемы здесь нет, но есть отличие, есть новый способ взаимодействия с вычислительными ресурсами, к которому необходимо привыкнуть.
Пожалуй, это тоже можно считать своего рода препятствием — ведь люди внутренне сопротивляются любым изменениям, — но я думаю, что реально самообслуживание — это благо и для ИТ, и для конечных пользователей. Переход к новой модели действительно труден, зато и польза от него огромна: предложить конечным пользователям самообслуживание — поистине великая вещь. Пользователям нравится, что можно быстро получить ресурс, а у ИТ-специалистов снижается нагрузка. Что касается сложности перехода от одной модели к другой, то я не считаю их слишком серьезными, но новой модели нужно научиться, а это требует времени и определенных усилий.
Насколько быстро осознается тот факт, что подходы и методы к информационной безопасности и обеспечению непрерывности бизнеса в традиционных и облачных ИТ отличаются? Чем чревато то, что это осознание не приходит вообще или приходит слишком поздно?
Задача обеспечения безопасности стоит и в традиционной инфраструктуре, а облака поднимают ее на новый уровень сложности, поскольку на другом конце облачной инфраструктуры — мобильные устройства. Кроме того, если вы используете внешний облачный сервис, вам необходимо как-то связать безопасность этого сервиса и свою. Например, у вашего сотрудника в учетной записи прописаны такие-то права — а что им соответствует в облаке? Поддержка взаимосвязанных каталогов аутентификации и авторизации — сложное дело.
Интересно, что в сфере непрерывности бизнеса облака, наоборот, упрощают задачу, поскольку здесь открывается возможность получить у внешнего провайдера дешевое резервное копирование и восстановление. Многие компании изучают эту возможность.
Приходится слышать, что внедрение облачных технологий ведет к тому, что предпочтение отдается более лояльным специалистам, а не более квалифицированным. Так ли это, и если да, то как с этим бороться?
Я согласен, что компаниям, переходящим на облачную инфраструктуру, иногда становятся ненужными ИТ-специалисты с определенными навыками. Но это относится больше к навыкам по поддержке стандартных систем, таких как электронная почта или CRM, которые компании переводят в облако в первую очередь, а значит, ИТ-персонал может направить высвободившиеся силы на развитие уникальных систем, которые дифференцируют компанию на рынке и создают ее конкурентные преимущества. Для этого ИТ-персонал должен быть высококвалифицированным. Так что я думаю, облако дает компании шанс сделать свою ИТ-организацию более полезной, сфокусировать ее не на том, что можно сделать и в облаке, а на задачах, представляющих высокую ценность для бизнеса.