Мобильный бизнес — это не столько насыщение бизнеса новыми технологиями, сколько формирование нового профессионального менталитета. Об этих и других вопросах применения мобильных систем на российском рынке мы беседуем с Глебом Лигачевым, руководителем дирекции службы заказчика ИТ-услуг ОГК-2.
Intelligent Enterprise: Мобильные технологии и мобильные приложения, пожалуй, относятся к той категории информационных систем, которые явно имеют свои характерные особенности и могут нарушать годами сложившиеся традиции и методы использования информационных технологий в бизнесе. Каковы, по-вашему, наиболее существенные моменты, ограничивающие или, наоборот, способствующие применению мобильных технологий в отечественных компаниях?
Глеб Лигачев: Мне кажется, что в данном случае существенны два фактора. Во-первых, вопрос информационной безопасности. Начнем с того, что деятельность в области обеспечения информационной безопасности и развитие информационных систем с точки зрения их прикладного применения в компании обычно явно разделены между собой. Это во многом оправданно, потому что у руководителей этих направлений цели объективно разные, а иногда и взаимно конфликтующие. Но при этом менеджеры, курирующие направление безопасности, оказываются совершенно не мотивированы повышать эффективность использования ИТ в компании. В сфере же мобильных приложений эта проблема проявляется особенно остро. Мобильные технологии интересны крупным распределенным компаниям, но у них зачастую сфера ИТ-безопасности не выделена как часть информационной безопасности. В отличие от редкого случая, когда ИТ-безопасность находится непосредственно под CIO, в подавляющем большинстве компаний вся информбезопасность находится внутри службы безопасности. Соответственно сотрудники, занимающиеся вопросами ИТ-безопасности, слабо разбираются в технических нюансах защиты информации. Все это приводит к существенному ограничению или даже полному запрету онлайнового использования мобильных устройств. Применение же их исключительно в режиме офлайн ставит их в один ряд со стационарными устройствами и в целом уже сегодня выглядит бессмысленно.
Однако существуют и факторы, наоборот, скорее способствующие принятию мобильных приложений корпоративным рынком. Например, руководство российских компаний часто ездит к командировки по миру, и в таких поездках пользоваться соответствующими корпоративными мобильными приложениями гораздо удобнее, чем обходиться традиционными ИТ-системами или временно отказываться от связи с происходящим в компании. Такие потребности первых лиц служат стимулом для продвижения в компании мобильных решений.
Обсуждая второй важный фактор применения мобильных систем, необходимо забыть об ИТ и сосредоточиться на особенностях ведения бизнеса в России. Вопрос довольно тонкий, поэтому постараюсь пояснить подробно. Нам часто приходится слышать сетования властей и западных экспертов по поводу значений показателей производительности труда на отечественных предприятиях, которые заметно (в разы) меньше аналогичных показателей в развитых странах. Можно, конечно, полагать, что дело в техническом отставании бизнеса или в несовершенстве законодательства. Мои многолетние наблюдения говорят, что это не совсем так.
Не затрагивая причины возникновения и процветания болезни, сразу обрисую внешнее проявление: у нас в стране очень высокая скрытая безработица. То есть тот конечный продукт, который можно сделать впятером, у нас делают 40 человек. В идеальной компании каждый из них реально вкалывает как вол, причем вол профессиональный и специализированный. Но почти все результаты работы конкретного человека потребляются (или выбрасываются) внутри самой компании. Зачастую важность руководителя определяется количеством «работающих» сотрудников. Для поддержания статуса необходимо демонстрировать признаки работы в тесном контакте — постоянно ходить друг к другу в кабинеты, просиживать в приемных начальников, заказывать и готовить всевозможные отчеты, проводить очные длительные и многолюдные совещания и т. д. Использование же мобильных технологий и средств поддержки коллективной работы позволяет не быть привязанным к офису при решении практических задач. Достаточно ввести такие инновации в одном подразделении, чтобы породить ненависть в остальных. Так что опытные «руководители» стараются не высовываться из толпы.
Еще раз повторю — лично я считаю это одним из двух ключевых факторов, тормозящих развитие мобильных систем в бизнесе и вообще эффективное использование ИТ. Хотя он не столь очевиден, и о нем практически не говорят.
Значит, мобильные приложения вряд ли будут активно использоваться в отечественном бизнесе в обозримом будущем?
Нет, но я бы разделил вопрос перспектив развития мобильных систем в бизнесе на два сценария. Первый связан с автоматизацией работы рядовых сотрудников, профессиональные обязанности которых по определению предполагают мобильность. Это страховые агенты, обходчики, контролирующие состояние технических объектов, экспедиторы, доставляющие груз, складские работники и т. д. Здесь как раз все более или менее ясно. Обеспечить информационную поддержку их работы можно только мобильными приложениями и технологиями. Мы это видим на примере курьеров DHL и FedEx. Или не обеспечивать — как, например, проводников поездов дальнего следования. Грустно видеть в поездах интернет-доступ через Wi-Fi и при этом не иметь возможности сесть по электронному билету на промежуточной станции. Я уверен, что в этом сегменте все будет развиваться относительно динамично. Гораздо сложнее обстоят дела с информационной поддержкой высшего и среднего менеджмента, цель которой — повысить оперативность и качество принятия управленческих решений за счет использования мобильных систем. Факторы риска, о которых я говорил выше, относятся именно к этой сфере, и на их преодоление уйдут годы.
А что можно сказать о перспективах применения конкретных ИТ-систем в «мобильном исполнении»? При этом востребованность приложений в первом из отмеченных вами сценариев в общем понятна, хотя и сами эти приложения могут быть весьма специфическими. Однако вызывают интерес и потребности второй категории пользователей, несмотря на куда менее ясные перспективы ее оснащения мобильными системами.
Тут все зависит от уровня культуры управления. Если вы управляете не бизнес-процессами, у которых есть сформированные показатели, то ваше управление строится на докладах о событиях. В нашей стране это оформляется письмами и служебными записками. Тут будет логично внедрить систему электронного документооборота, которая позволяет не только «доставлять» любимые документы в любую точку мира, где находится руководитель, но и требовать оперативности реакции исполнителей, несмотря на командировку, болезнь или даже отпуск! Как бесплатный бонус — возможность устроить «разбор полетов» и поиск виновных в задержке/неисполнении поручения. Пустячок, а приятно… Автоматически формируемая статистика загрузки сотрудников будет невостребованной в силу фактора № 2, изложенного мною вначале. При подобной культуре управления может быть востребована также мобильная видеоконференцсвязь. Сначала для руководителя (а подчиненные сидят в офисе!), но позже решение может само разрастись и до рядовых сотрудников, если изначально реализуется не на дорогих аппаратных платформах.
Если же в компании есть реальное управление бизнес-процессами, то это открывает поле для переноса существующих аналитических решений на мобильные платформы. Плохие каналы связи, отсутствие Интернета в самолетах и поездах приводят к тому, что мобильные приложения не являются копиями стационарных, а имеют свою специфику. В компаниях с подобным уровнем развития менеджеров будут появляться и мобильные приложения, реализующие функции персонифицированных порталов, — когда на мобильном устройстве руководителя собирается необходимая аналитика о работе компании и процессов, а также отфильтрованные мировые новости и документы СЭД.
А что можно сказать о тех направлениях развития информационных технологий, которые, сами не будучи мобильными в прямом значении этого слова, должны развиваться в компаниях, где идет массовое развертывание мобильных устройств?
По сути, я уже начал отвечать на этот вопрос, перечисляя те мобильные приложения, которые могут быть востребованы менеджментом российских компаний. Поэтому могу сформулировать общие тезисы из приведенных примеров.
Важно понимать, что ни одно, даже универсально используемое в большинстве компаний, приложение фактически не переносится на мобильную платформу напрямую. И дело даже не в том, что у соответствующих устройств, как правило, совсем небольшой экран, на котором трудно выполнять привычные операции. Очень многое зависит от способа его использования, который предполагает частые, но обычно совсем непродолжительные сеансы работы. И из этих сеансов надо извлекать максимальную пользу для компании. В связи с применением названных выше корпоративных приложений (которые сами по себе, казалось бы, для бизнеса отнюдь не новы) могут возникать совершенно новые для компании задачи обработки и подготовки информации, дизайна интерфейса. Это и упомянутые уже средства подготовки отчетности для использования анализа именно на мобильных устройствах, и организация подтверждения тех или иных действий в системах документооборота, и инструменты индивидуальной подборки информационных дайджестов.
Гораздо важнее становится качественный дизайн интерфейса систем, вообще удобство его использования (usability). С учетом того, что инструменты упрощения разработки приложений убивают удобство использования созданного «чуда», поиск оптимального компромисса оказывается сложной, долгой и нетривиальной задачей для ИТ-подразделения.
Косвенно развитию мобильных приложений могут способствовать любые технологии, которые так или иначе помогают избавиться от сопутствующего потока неэффективной управленческой активности, порождаемой скрытой безработицей. По сути речь идет о тех функциях информационной поддержки, которые позволяют рассматривать любого управленца как самодостаточную фигуру, самостоятельно решающего свои задачи. Сюда можно отнести корпоративные порталы и средства OLAP. С ними менеджеры взаимодействуют самостоятельно. Мобильные системы — инструмент во многом индивидуальный, так что практическое распространение данных технологий будет находиться во взаимной корреляции.