Руслан Заединов, заместитель генерального директора КРОК, руководитель направления центров обработки данных, о текущем состоянии облачного проекта компании.

В чем заключается облачное предложение КРОК? Что получают пользователи в тестовом режиме, и что становится доступно за плату?

Руслан Заединов: И в тестовом, и в «боевом» режиме пользователи получают в точности одно и то же — IaaS, инфраструктуру как сервис. Мы называем эту услугу «Виртуальный дата-центр». Все, что пользователи привыкли делать в своем физическом центре обработки данных, — ставить новые серверы, подключать их к системам хранения данных, настраивать доступ, настраивать сеть, выводить ее в Интернет, настраивать межсетевой экран, — в виртуальном дата-центре делается «на кончиках пальцев». Это как бы эластичная копия физического ЦОД.

Из нашего облака доступны также некоторые приложения, то есть имеется и SaaS — ПО как услуга. В рамках SPLA-соглашения с корпорацией Microsoft мы предлагаем стек ее продуктов; кроме того, у нас заключено соглашение о предоставлении услуг по аутсорсингу бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO) с компанией Oracle, можно получить Oracle Transportation Management и другие решения. Есть также несколько нишевых предложений. Вообще мы постоянно наращиваем стек SaaS-решений, скоро у нас появится Service Desk и еще ряд продуктов, которые будут предоставляться по схеме SaaS.

Какое программное обеспечение использовано для построения виртуального ЦОД-а?

Мы интегрировали продукты нескольких разных производителей, а кое-что написали сами. Для виртуализации серверных мощностей используются продукты RedHat, виртуализация систем хранения базируется на продуктах IBM, а ПО виртуализации сетевой инфраструктуры разработано нашим партнером — одной из стартапных компаний в Силиконовой долине в США. Наши собственные разработки — система автоматизации управления виртуальным дата-центром, консоль управления, биллинг. Все это мы сшиваем вместе и предлагаем заказчикам как услугу.

Скажите, пожалуйста, пару слов о биллинге — что он умеет? — и о расценках.

Биллинг умеет посекундно тарифицировать пользование любыми ресурсами — серверными мощностями, системами хранения данных, сетью, IP-адресами и т.д. Что касается расценок, то это единицы центов или единицы долларов в час за ресурс в зависимости от масштаба вычислительных мощностей, приблизительно как у компании Amazon, только чуть выше. Вообще мы похожи на Amazon, но, так сказать, более корпоративны, потому что мы, во-первых, оказываем заказчикам поддержку, а во-вторых, позволяем подключать к нашему облаку физическую инфраструктуру заказчика. Это важно — заказчик мог сделать в физическую инфраструктуру значительные инвестиции. И, наконец, в-третьих, мы свободно тиражируем нашу платформу в ЦОД-ах заказчиков — у нас уже есть такие проекты. Заказчик может пользоваться нашей платформой так, как если бы она была установлена в нашем ЦОД-е, более того, объединять мощности своего ЦОД-а с нашими и таким образом их наращивать.

Что нужно сделать заказчику, чтобы соединить свою физическую инфраструктуру и ваш виртуальный ЦОД, — установить у себя вашу облачную платформу?

Нет, для этого не требуется ничего устанавливать — заказчику достаточно расположить свою физическую инфраструктуру рядом с облаком в одном из наших ЦОД-ов либо со своей стороны открыть VPN-канал в наш ЦОД.

На сегодня услуга существует достаточно давно, чтобы можно было оценить ее востребованность. Сколько уже есть коммерческих «облачных» клиентов?

С момента открытия в мае тестового доступа им воспользовались порядка 200 компаний, из них активно работали приблизительно 50, то есть четверть. Все это — корпоративные заказчики, поддержкой массовых сервисов мы не занимаемся. Около десятка компаний уже оформили с нами коммерческие отношения.