Выстраивая внутреннюю информационную поддержку бизнеса по определенным организационным принципам и делая нужные технологические акценты, можно ближе подходить к созданию частного корпоративного облака. А решая эту задачу на все более зрелом уровне, у компании появляются все более гибкие возможности по построению в том числе гибридного облака. Об этом мы беседуем с исполнительным директором ООО «ОМЗ-ИТ» Павлом Мышкиным.
Intelligent Enterprise: Развивая автоматизацию бизнеса, вы давно и довольно активно используете технологии виртуализации. К тому же информационная поддержка в группе «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) централизована и физически, и организационно. В таких условиях могут сложиться благоприятные условия для внедрения облачных технологий. Вы пока только движетесь в этом направлении? Или о практической имплементации облака можно говорить уже сегодня?
Павел Мышкин: Скорее можно говорить о постоянном движении в этом направлении. Я думаю, что это справедливо не только по отношению к нам, поскольку общие ориентиры, позволяющие направлять развитие информационной поддержки бизнеса, в общем‑то достаточно ясны, в то время как четкого определения облака (во всяком случае для практиков) на сегодня, мне кажется, не существует. И поэтому становится трудно понять, когда происходит тот самый качественный скачок, позволяющий говорить, что накопленный на тот или иной момент потенциал технологий виртуализации конвертируется в понятие «облачная среда».
Говорят, что термин «облако», или «облачные технологии», в большей степени относится к творчеству маркетологов, которые некогда пришли к выводу о маркетинговой неэффективности термина SOA. Мне лично кажется очень правильным такое мнение. Идея, как известно, была практически та же самая, хотя первоначальный заход проводился со стороны интеграции прикладных систем. Поскольку концепции, о которых мы говорим, универсальны, то объяснять бизнесу ценность SOA приходилось, отталкиваясь от тех же идей интеграции приложений. А это оставалось для него непонятным.
Если же исходить из того, что облачные технологии продолжают идею SOA, нужно признать, что в основе по‑прежнему лежит тот же самый подход, когда любой элемент информационной поддержки бизнеса (не только, кстати, прикладной) рассматривают как сервис. Только выход на сервисы в данном случае оказывается как бы более прямым, а следовательно, более понятным бизнесу. Технологические приоритеты тоже скорее всего пришлось немного подкорректировать, делая новые акценты не столько на манипуляции с самими прикладными системами, сколько на способе предоставления прикладного функционала бизнесу.
Из чего же должна состоять технологическая подготовка, предшествующая переходу к облакам? Можно ли тут отождествлять развитие технологий виртуализации с движением компании к принятию пресловутой концепции облака?
Абсолютный знак равенства, наверное, ставить нельзя, потому что мы бы все равно расширяли применение технологий виртуализации, даже если бы, скажем, ничего не слышали об облаке. Виртуализация позволяет нам существенно повысить эффективность использования аппаратной инфраструктуры, имеющейся в нашем ЦОД, что, наверное, хорошо известно.
Есть мнение, что виртуализацию следует применять с осторожностью, что она подходит далеко не для всех приложений и сценариев автоматизации. Вместе с тем количество таких областей, «нежелательных» для сочетания с технологиями виртуализации, неизменно сокращается, и сегодня их список уже далеко не тот, что был пару лет назад. Кроме того, иногда мы пробуем создавать виртуальные образы даже в том случае, если заранее не уверены, можно ли это сделать вообще, или даже когда поставщик не рекомендует это делать. И часто достигаем положительного результата. Так, например, мы успешно «на ходу» виртуализовали приложение, работающее под Windows NT 4, на которое у нас вовсе не было дистрибутива, или сумели положить на виртуальную среду серверы с USB-ключами лицензирования, разработчики которых фактически отрицали такую возможность.
Применение виртуализации — пожалуй, ключевой технологический фактор для развития облачных вычислений. Поэтому исходя из нашего опыта могу сказать, что присущий нашему бизнесу зоопарк программных и аппаратных платформ (характерный, кстати, для многих крупных промышленных предприятий в России) точно не является технологическим препятствием для развертывания облачных технологий. Существуют, конечно, и сейчас некоторые ограничения на применение виртуализации (например, системы АСУТП), но их не так много.
Если говорить о более прямых ассоциациях между виртуализацией и Cloud Computing, то, я думаю, прежде всего следует упомянуть инвариантность вычислений, то есть возможность очень легко переносить работающие у нас приложения на другие физические серверы — в том числе те, которые работают не у нас на площадке, может быть, в другом городе, а не исключено, что и вообще в другой стране. Такая «горячая» миграция между физическими серверами стала, в частности, возможна после обновления нами VMware ESX до версии 4.1. Мы вообще уже начинаем думать, что по мере зрелости применения продуктов виртуализации в нашем ЦОД и появления также более зрелых предложений на рынке коммерческих провайдеров хостинга прикладных систем мы сможем «на ходу» перебрасывать приложения из внутреннего ЦОД во внешний. Говоря языком облачных технологий, речь идет о чрезвычайно гибких возможностях переноса работающих систем в «горячем режиме» из частного облака в публичное. Вот тут точно уже можно говорить не только о виртуализации, но и о полноценном использовании преимуществ облаков. И соответственно речь идет о новых возможностях эффективной эксплуатации всего ландшафта систем корпоративной автоматизации в целом.
О каком инфраструктурном окружении, помимо технологий виртуализации, можно вести речь, имея в виду подготовку к использованию облачных технологий? Сейчас рядом с темой cloud computing часто ставят проблемы безопасности, расчет за услуги по предоставлению ИТ‑сервисов и некоторые другие вопросы.
Да, подобные сопутствующие проблемы в принципе вполне актуальны, но при этом все зависит от конкретной ситуации. Вопросы безопасности в облаке (а это все‑таки отдельная тема информационной безопасности) нас пока заботят не так сильно, потому что сейчас все данные и приложения мы держим у себя. Но, как я уже сказал, более зрелые технологии частного облака мы «выращиваем» у себя, в том числе и для того, чтобы в перспективе наше облако стало гибридным и наши приложения свободно мигрировали в публичные облака. Так что если для нас проблема ИТ-безопасности остро не встала сейчас, то она неминуемо встанет в будущем, предполагая комплексный подход к ее решению. Тут необходимо будет и использовать адекватные продукты, и учитывать нюансы законодательства, и адекватным образом пересматривать структуру размещения корпоративных приложений в гибридном облаке.
Биллинг услуг — тоже тема вполне актуальная, но опять‑таки важность решения соответствующих вопросов существенно повышается, когда мы говорим об очень зрелом этапе потребления ИТ‑сервисов. Иными словами, тогда, когда со стороны бизнеса в массовом количестве возникает потребность учитывать количество используемых процессоров, точный профиль их загрузки, знать детальный профиль использования оперативной памяти или других ресурсов во времени и в соответствии со всем этим точно рассчитать индивидуальный тариф за услуги. Это действительно вопрос применения автоматизированной биллинговой системы в чистом виде, но все‑таки это скорее вопрос будущего.
Есть, конечно, и другие сопутствующие облачным решениям продуктовые и технологические направления. Надо сказать, некоторые из них развиваются в тесном сопряжении с главным — виртуализацией. Это, например, можно сказать о системах мониторинга и управления.
Эффективность применения облачных вычислений, а стало быть, и сервисной модели сильно зависит в том числе от технологий эксплуатации прикладных систем и способов доставки результатов их работы потребителю. Представляется, что не все системы удобно представлять в виде сервисов, особенно многофункциональные тиражные продукты.
Это действительно представляет собой определенную проблему. Довольно часто, перенося прикладной функционал в виртуальную, а затем и в облачную среду, предприятия начинают с такого приложения, как электронная почта. Оно, пожалуй, лучше всего подходит для этого. Во-первых, им всегда пользуется большинство сотрудников (у нас почтовый аккаунт заводится для каждого сотрудника, принятого на работу), и следовательно, эффект от новой формы доставки соответствующего сервиса проще продемонстрировать бизнесу. Во-вторых, с почтовым сервером легче, потому что в данном случае одно приложение дает фактически один сервис — доставку электронной почты.
Что касается крупных многофункциональных систем, то с ними все, наоборот, несколько сложнее. Например, используя систему SAP, которая работает в нашем ЦОД, мы подходим ближе всего к «настоящей» сервисной модели тогда, когда решаем относительно простые задачи.
В этом случае мы создаем (например, средствами PHP, «1С») некий дополнительный функционал, предполагающий вход того или иного пользователя в приложение через браузер, определяющий несколько полей ввода и некий несложный алгоритм обработки данных. Пользователь, скажем, ежедневно запускает это приложение, вводит данные, частично получает их из SAP ERP, и результирующие данные вновь попадают в эту систему. Сейчас именно таким несколько опосредованным образом мы создаем прикладные сервисы, в частности для SAP ERP.
Вообще же потенциальная возможность перейти на использование сервисов в отношении непосредственно бизнес-задач, по моему мнению, зависит от зрелости применения все той же технологии виртуализации. Уже сегодня у нас виртуализованы почтовый сервер Exchange 2010, инфраструктурные серверы, PDM‑система Интермех, SharePoint Server 2007, «1C 8», IBM Lotus Notes, частично виртуализована SAP ERP, серверы лицензий.
Все это, безусловно, создает благоприятные условия, в том числе и для перехода к облачным технологиям.
Какие организационные предпосылки должны предшествовать принятию культуры облачных вычислений?
Одной из главных предпосылок перехода к облачным вычислениям в группе компаний ОМЗ я бы назвал существование нашего выделенного сервисного ИТ-подразделения ОМЗ-ИТ. Во-первых, потому, что данная инициатива способствует технологической концентрации информационной поддержки, а это для формирования частного корпоративного облака очень важно. Во-вторых, данная форма работы лежит в основе других организационных инноваций, которые не менее важны.
В частности, именно благодаря существованию нашей выделенной структуры ОМЗ-ИТ нам удается разрабатывать и соблюдать вполне реальные соглашения об уровне сервиса. Наличие внедренных SLA между заказчиком и исполнителем также очень тесно ассоциировано с успешным использованием облачных технологий. Когда ИТ организационно не выделены из бизнеса, решить эту задачу несколько труднее, так как требуется больше времени на прививание бизнесу сервисной модели.
Облачная эффективность против облачных рисков
Валерий Корниенко,
руководитель направления развития сервисных услуг «IBM в России и СНû интервью рассказывается об основных трендах практического развития облачных вычислений. Отмечено, что у заказчика вызревает потребность в этих услугах. Облачные вычисления — это действительно развитие существующих технологий в области виртуализации, сервис-менеджмента и возможности самообслуживания клиентов. Очень многие организации уже провели или заканчивают виртуализацию своих ИТ-ресурсов, многие имеют достаточно развитую с точки зрения сервис-менеджмента организацию своей ИТ-инфраструктуры. Практически у всех присутствуют компоненты облачной модели вычисления. Другой вопрос — нужно ли это представлять как облако?
Далеко не все задачи, решаемые в рамках корпоративной инфраструктуры, можно перенести в модель облачных вычислений. Главная цель в ходе внедрения — определить экономическую эффективность от внедрения облачных технологий, понять, справляются ли предприятия с рисками, порождаемыми новыми технологиями. Не будет ли негативное влияние рисков превалировать над экономической эффективностью, снижением операционных затрат? IBM рекомендует практический подход.
Он состоит из двух параллельных процессов. Первый проще, так как связан с технологическими вопросами. Это проверка и усовершенствование инфраструктуры с точки зрения виртуализации, стандартизации ИТ-процессов и, возможно, автоматизации ИТ-услуг. Но второй процесс при этом, безусловно, важнее — это проведение стратегического обоснования, определение, зачем предприятию нужны облачные вычисления, анализ задач, которые могут быть вынесены в «облако», построение технико-экономического обоснования, определение портфеля проектов перехода к «облакам».