Сергей Александрович Ловягин, заслуженный учитель России, директор центра профориентации и профильного обучения «Полигон Про», рассказывает об опыте работы с терминальными системами на базе Windows MultiPoint Server 2011.
Intelligent Enterprise: Тема нашей беседы — терминальное решение на базе Windows MultiPoint Server 2011. «Полигон Про» стал первой российской организацией, где оно было установлено. Проект реализовала компания Softline. Но прежде чем мы перейдем непосредственно к решению, расскажите, пожалуйста, о «Полигон Про». Насколько я знаю, это не совсем обычный центр профессиональной ориентации школьников. Чем он отличается от других подобных центров, и насколько важную роль в нем играют информационные технологии?
Сергей Ловягин: Центры профориентации действуют в каждом округе (мы относимся к Центральному округу Москвы). Их назначение — помочь школьникам в выборе будущей профессии. В большинстве случаев акцент там делается на начальном или среднем профессиональном образовании (соответственно НПО и СПО), в то время как возможности нашего центра значительно шире — он в состоянии соединить профориентацию, профильное обучение и предпрофильную подготовку, причем как по рабочим профессиям, так и по инженерным специальностям. Мы ориентируем учащихся на современные высокотехнологичные специальности, обеспечиваем им практическую составляющую подготовки, необходимой будущим инженерам и ученым, организуем взаимодействие вузов и колледжей со школьниками.
«Полигон Про» начал действовать в текущем учебном году, и сейчас на занятия сюда еженедельно приходит до 1000 учащихся. В следующем году это число должно увеличиться в несколько раз. У нас поставлена задача — охватить профориентационной работой всех старшеклассников округа за счет создания единой системы профессионального тестирования, консультаций и мониторинга, доступной для всех школ.
Сегодня в нашем центре девять мастерских и шесть лабораторий, причем при изучении всех предметов используются информационные технологии, поэтому каждое рабочее место оснащено, помимо специального оборудования, еще и компьютером.
Перейдем теперь к терминалам. Почему для оснащения учебных классов компьютерами было выбрано именно терминальное решение на основе MultiPoint Server, какие его особенности сыграли решающую роль?
Терминальные решения установлены в трех помещениях — зале мультимедийных презентаций и профориентационного тестирования, лаборатории физики микромира и нанотехнологий «Нано» и химической лаборатории «Синтез». В остальных случаях использовались решения на базе ПК или ноутбуков. Самые привлекательные с нашей точки зрения особенности MultiPoint Server — это его инновационный характер и перспективность. Нам интересно освоить работу с этой системой, изучить ее возможности, расширить сферу применения.
Площадь каждого из двух классов, оборудованных терминальными решениями, — 100 м2, третьего — 80 м2. Терминалы — тонкие клиенты с монитором, клавиатурой, мышью и гарнитурой — подключены через USB-интерфейс к узловому компьютеру. Каждый ученик работает в независимой сессии, то есть так же, как на отдельном ПК. Но все программное обеспечение устанавливается только один раз, а оборудование занимает намного меньше места, поскольку системный блок — один на весь класс (с точки зрения компактности решения мы рассматривали терминалы как альтернативу ноутбукам).
Насколько это надежное решение по сравнению с классом, оборудованным персональными компьютерами? Очевидно, отказ одного ПК не остановит учебный процесс, в то время как в случае неисправности сервера заниматься станет невозможно. Если я правильно понимаю, сейчас, пока учеников еще не очень много, нагрузка на серверы относительно невысока, но в дальнейшем она увеличится. Хватит ли запаса прочности?
С помощью специалистов Softline мы подобрали конфигурацию узловых компьютеров, отвечающих нашим требованиям. Их поставщиком (как и поставщиком тонких клиентов) выступила компания «Аквариус». Это мощные машины с процессором Intel Core i7 на чипсете 1136 с 12 Гбайт оперативной памяти, и они работают у нас сутками. Действительно, дети сейчас занимаются в основном во второй половине дня и не приходят в выходные, но в будущем году серверы будут загружены уже по 12—16 часов в сутки. Мы, конечно, рассчитывали на это при составлении технического задания.
Какие плюсы вы видите у терминальных решений на основе Windows MultiPoint Server? С какими ограничениями пришлось столкнуться вам и специалистам Softline при реализации проекта?
Плюсы я уже упомянул — простота обслуживания, компактность и к тому же низкое по сравнению с ПК потребление электроэнергии. Что касается ограничений, то самое заметное из них — это длина USB‑кабеля, которая не может превышать 6 м, так что в большом классе (а все учебные классы центра большие по площади) невозможно использовать стандартную для учебных помещений расстановку столов. Выходом из положения стали «островные» решения, для которых потребовалось докупить USB-концентраторы. В лаборатории «Синтез» стоят два «островных» стола по шесть рабочих мест на каждом, а между ними и учительским столом по полу проложены кабели. В лаборатории «Нано» один большой «остров» на шесть мест и три маленьких — на два места, а учительский стол находится у доски. Еще в двух лабораториях нам, к сожалению, пришлось отказаться от использования терминалов, хотя это и предполагалось первоначально. В зале презентаций и профориентационного тестирования 26 терминалов установлены по периметру большого круглого стола (одна сторона подключена к одному серверу, другая — к другому). При таком расположении проблем с кабельным соединением не было никаких.
Есть и программные ограничения — далеко не всякое специализированное ПО допускает установку на серверную версию Windows. Кроме того, невозможна работа отдельных пользователей с USB-устройствами: устройства, которые должны быть на каждом рабочем месте (цифровые микроскопы, роботы, видеокамеры и т. д.), видны сразу всем пользователям.
Windows MultiPoint Server позиционируется как решение для учебных заведений и образовательных учреждений, и проекты Softline по его внедрению, которые сейчас находятся в работе, также относятся к сфере образования. Но, как мы видим, размещение терминалов в больших классах не обходится без проблем. Как вы считаете, каким еще типам организаций могло бы подойти такое решение? Как разработчики могли бы его улучшить?
У нас это решение очень хорошо подошло для зала профориентационного тестирования — оно позволяет одновременно проходить онлайновый тест целому классу из 25 учеников. Решение будет очень удобным для офиса, где сотрудники заняты в основном работой в Интернете и документооборотом.
Что касается моих пожеланий в адрес разработчиков Windows MultiPoint Server, то мне, конечно, хотелось бы, чтобы сервер многотерминальной системы позволял установку любых программ, которые работают на ПК, чтобы USB-устройства допускали автономный доступ с каждого терминала, а соединение было беспроводным. И было бы идеально, если бы решение стоило значительно дешевле соответствующего количества настольных ПК — сейчас оно дешевле, но ненамного, — и в него была бы интегрирована система контроля, аналогичная Remote Desktop.