В энергетике всегда были довольно специфические подходы к автоматизации: и по технологическим причинам, и по обстоятельствам политического свойства. Своими многолетними наблюдениями о применении ИТ-инструментов в энергетических компаниях делится Евгений Ровных, руководитель департамента по ИТ ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС».
Intelligent Enterprise: Какие приложения и почему наиболее актуальны для энергетических компаний?
Евгений Ровных: Большинство компаний отрасли прошло стадию становления в ИТ. Основные виды приложений в том или ином виде внедрены. Транзакционные системы, хранилища данных, системы электронного документооборота и системы, автоматизирующие основные технологические процессы, в том или ином виде есть у большинства компаний. Следующий этап, который только начинается, — внедрение или развитие существующих различных систем в направлении анализа, моделирования и прогнозирования в различных функциональных областях.
Активная работа в данном направлении позволит повысить рентабельность инвестиций в ИТ, как текущих, так и уже ранее сделанных. Задача ставится теперь много шире, чем раньше. Становятся востребованными инструменты автоматизации, позволяющие не просто облегчить труд сотрудников компаний на рабочих местах, но повысить конкурентоспособность бизнеса и, следовательно, обеспечивающие его дополнительную доходность.
Каких функциональных направлений в первую очередь коснутся изменения?
Практически в каждом функциональном направлении решаются задачи, связанные с анализом и моделированием. Изначально традиционными заказчиками решения такого рода задач были сотрудники и руководители финансово‑экономических подразделений, а также подразделений, осуществляющих торговлю на рынках электрической энергии. В настоящее время эти задачи начинают активно формулировать подразделения, традиционно занимавшие очень консервативную позицию, — например, подразделения, ремонтирующие и обслуживающие основное оборудование. Чтобы получить результаты в области анализа и моделирования, необходима длительная системная работа, как в методологической плоскости, так и в плоскости непосредственной автоматизации. К сожалению, в энергетике последние годы очень высока ротация менеджеров всех уровней. Поэтому не часто удается довести начатый проект такого типа не то что до конца, но хотя бы до какой‑то осмысленной, законченной стадии. Меняются команды, приходят новые люди со своим видением, и работа зачастую начинается сначала. Тем не менее и ИТ-технологии, и культура менеджмента в этом направлении развиваются и приобретают все большее значение для конкурентности бизнеса.
Внедрения систем управления ремонтами зачастую оказываются не менее сложными, чем ERP-проекты.
Ремонты оборудования — это неотъемлемый элемент ERP‑системы. В классическом представлении под ERP‑системой понимают систему для комплексного управления ресурсами компании, включая физические активы, финансовые, материально-технические и человеческие ресурсы. Если функционал по управлению ремонтами не автоматизирован или автоматизирован автономно от других областей производственно-хозяйственной деятельности, то вести речь о полноценной ERP‑системе некорректно. Скорее функциональность, связанную с управлением ремонтами оборудования, можно считать одним из самых сложных и трудоемких компонентов ERP‑системы.
Насколько полноценно используются в отрасли уже внедренные ИТ-приложения?
Для полномасштабной автоматизации всех бизнес-процессов необходимо внедрить конечное количество приложений. В большинстве компаний возможности движения вширь на сегодняшний день во многом исчерпаны. Вектор усилий в ИТ-подразделениях смещается на более полное использование возможностей приложений, которые были заложены в них разработчиками, а также на получение синергетического эффекта от использования возможностей пула приложений, дополняющих друг друга.
У современного программного обеспечения широчайший набор функциональных возможностей. Но текущий средний образовательный уровень менеджмента, а также сложившаяся культура управления не позволяют в полной мере использовать эти возможности. Таким образом, развитие информационных технологий также подразумевает, что пользователей надо информировать и обучать использовать возможности уже внедренного программного обеспечения. Тогда полезность этого ПО для бизнеса будет максимальной.
Актуален будет и переход на новые технологии, качественно улучшающие функционирование приложений и доступ к ним, а также направленные на удешевление стоимости их владения (облачные вычисления, виртуализация и т. д.).
Может, это просто никому не нужно?
Все‑таки нужно. Ведь практически перед всеми компаниями стоит задача повышения доходности и капитализации. Использование всех возможностей приложений, которые предусмотрены разработчиками, может стать одним из драйверов повышения доходности компании.
Знакомясь с приложением, консультанты практически всегда демонстрируют экономический эффект от его использования. Более того, очень часто он становится решающим фактором при выборе приложения. Поэтому теоретически получается, что в адекватном применении приобретаемого программного обеспечения заинтересованы все. Цели поставлены — увеличение доходности.
Программное обеспечение ориентировано именно на решение поставленных целей. Но, к сожалению, не очень часто использование того или иного приложения приводит к получению декларируемого экономического эффекта. Основная проблема, на мой взгляд, заключается в отсутствии знаний и культуры использования функционала автоматизированных систем, а также в том, что ответственные за эффективность инвестиционной деятельности менеджеры слабо контролируют достижение всех заявляемых и рекламируемых результатов.
При текущем уровне использования функционала приобретенных приложений существует большой потенциал в виде «закопанных» денег. Причем данный потенциал постоянно нарастает, в виде регулярно осуществляемых лицензионных платежей и эксплуатационных расходов.
Есть ли принципиальная разница между западными ERP‑системами и разработанными в России пакетами для управления предприятием?
На мой взгляд, различия в функциональном наполнении в системах комплексного управления ресурсами компании не критичны. Есть архитектурные отличия, технологические, имиджевые, и это, безусловно, стоит учитывать, выбирая данный класс систем. Лидеры отечественного рынка систем класса ERP с точки зрения наличия функциональных возможностей уже вполне могут составить на отечественном рынке конкуренцию западным аналогам. Тем более что на их стороне очень часто бывает и ценовой фактор, заметно влияющий на их привлекательность.
К сожалению, российские приложения не имеют такой хорошей имиджевой составляющей, и потому использовать их в компаниях с присутствием западного капитала или менеджмента бывает затруднительно. Зарубежные собственники, инвесторы, а также топ-менеджеры не всегда доверяют отчетности, полученной с использованием российского программного обеспечения. Это связано с менее жесткими процедурами закрытия и открытия календарных периодов, а также с ограниченным функционалом, ориентированным на защиту, прежде всего, интересов собственников. Но для российских собственников и менеджмента, и тем более если компания ориентирована на внутренний рынок, выбор между использованием отечественных или зарубежных приложений далеко не очевиден.
Новая волна
Сергей Дятлов,
директор по работе с компаниями энергетики и ЖКХ, компания GMCSВ энергетике все системы можно разделить на два типа: производственные и бизнес-приложения. Спрос на бизнес-приложения в последнее время заметно снизился, так как в отрасли нет заметных процессов развития. На производственные системы спрос выше, и он растет. Это связано с тем, что в энергокомпаниях после проведенных реформ постепенно отстраиваются процессы управления основными фондами. Можно отметить актуальность систем следующих типов: мониторинг состояния энергоустановок (SCADA), техническое обслуживание и ремонты (EAM), сбор измерений и взаиморасчеты за потребление (Billing).
По-моему, в ближайшее время главным трендом, оказывающим влияние на развитие информационных систем в энергетике, будет концепция Smart Grid. Ожидается принятие ряда важных законодательных актов, направленных на это. По сути, надвигается новая волна в развитии.