Электронное правительство. Что под этим понимать, как это можно реализовать и каковы могут быть результаты? Пока указания Центра по этой теме меняются от месяца к месяцу, местные власти пытаются строить его самостоятельно. Конференция AHConferences «IX Межрегиональный Форум Информационные технологии в Госсекторе: Регионы», прошедшая в конце октября в Москве, была показательной в этом плане. Была очень заметна некоторая растерянность сотрудников властных структур: критерии, по которым будут оценивать успешность их работы по использованию ИТ, до сих пор не ясна. Однако, например, Калужской области это не мешает уверенно продвигаться вперед. О своем опыте рассказывает Андрей Проскурнин, начальник управления информационных технологий администрации губернатора Калужской области.
Intelligent Enterprise: Термин «электронное правительство» остается в российской практике несколько размытым, мягко говоря. Как его трактуете вы?
Андрей Проскурнин: Действительно, сначала под термином «электронное правительство» имелось в виду внедрение информационных технологий в повседневную деятельность госорганов. Затем под ним стала пониматься максимальная открытость органов власти перед гражданами и организациями. Последнее время во главу угла ставится предоставление государственных и муниципальных услуг. Мы для себя так сформулировали этот термин: это комплекс программно-технических и административно-правовых мероприятий, направленный на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, достижение их максимальной открытости и переход на оказание государственных муниципальных услуг.
С чего же вы начали?
С повышения производительности труда. С самого начала было ясно, что без единой, мощной телекоммуникационной инфраструктуры никакое электронное правительство построить невозможно. У нас уже около десяти лет существует высокоскоростная сеть. В нее входят все органы власти региона, находящиеся в городе Калуге. Они объединены оптическими линиями связи. В эту сеть входят и все администрации муниципальных районов, их у нас 24, а также администрации городских округов — Калуги и Обнинска, ряда крупных городских и сельских поселений. К сети по линиям спецсвязи подключены часть федеральных органов государственной власти, расположенных в Калуге.
Все абоненты сети имеют доступ к нашим ресурсам, в том числе к электронной почте и централизованному выходу в Интернет. Построены два центра обработки данных. Пока они находятся в одном здании. Один выполнен по классической технологии, другой — по технологии Fujitsu-Siemens PRIMERGY BladeFrame 400S2, на нем развернуты виртуальные среды. Их использование позволяет очень гибко и оперативно реагировать на все потребности развертывания новых приложений, серверов, и по пути виртуализации мы будем двигаться и в дальнейшем. В ближайших планах построение третьего центра в другом здании. Такая схема позволила значительно повысить надежность хранения наших информационных ресурсов за счет многократного копирования и резервирования данных.
Следующим этапом развития ИТ для повышения эффективности было создание системы видеоконференцсвязи. Областная система видеоконференцсвязи была построена в 2008 г. Это 48 терминалов в органах исполнительной власти, администрациях муниципальных районов и городских округов. В неделю по заданию органов исполнительной власти проводится около десятка видеоконференций, в режиме онлайн транслируются все заседания правительства, рабочие совещания губернатора, где к обсуждению привлекаются руководители муниципалитетов. За год после внедрения этой системы экономия только на бензине — не нужно съезжаться на совещания — составила около 6 млн руб. Уже на одном этом система за два года себя окупила.
Еще один наш важный инструмент борьбы за производительность — система электронного документооборота. Внедрение началось в 2008 г. в администрации губернатора Калужской области. В конце 2008 г. администрация губернатора полностью перешла на эту систему. Сейчас к ней уже подключены все органы исполнительной власти и половина администраций муниципальных районов. В ближайшее время работа по их подключению будет закончена. Это СЭД нашей собственной разработки, она построена на базе свободно распространяемой СУБД Firebird и потребовала минимальных финансовых затрат. В системе применяется ЭЦП на основе криптоядра «КриптоПро». Электронные подписи есть у всех руководителей до уровня заместителя начальника отдела. И все документы, которые руководитель подписывает, в том числе и для внутреннего общения, визируются ЭЦП, чтобы не было вопросов о том, какая версия документа отправлена на согласование.
Кроме того, что СЭД позволяет экономить на расходных материалах, значительно повысилась исполнительская дисциплина. Количество просроченных документов уменьшилось в шесть раз. Принципиальный фактор успеха этого проекта — позиция руководства области и лично губернатора. Он вел очень твердую линию, стремясь, чтобы СЭД вообще была внедрена и использовалась, а затем стала надежным инструментом контроля.
Еще у нас есть региональная информационно-аналитическая система. В ней анализируется около пятисот ежедневных показателей, около 100 тыс. — годовых. Анализ можно проводить как по всей области, так и в разрезе районов, можно строить картограммы, диаграммы, графики. Это тоже наша собственная разработка и тоже на базе СУБД с открытым кодом. Система интегрирована с ГИС, причем результаты все желающие могут видеть в Интернете, где наглядно представлены оперативные показатели, положенные на карту. Этой системой пользуются инвесторы, выбирая район размещения производств или других бизнес-объектов. Один из ярких примеров аналитики — система мониторинга транспорта, где можно в любой момент видеть положение на местности около 300 транспортных средств, в том числе служебных автомобилей администрации губернатора.
Наша приверженность к решениям на базе продуктов с открытым кодом не случайна. Исторически в Калуге сложилась сильная команда, владеющая такими технологиями. Собственные разработки мы намерены продолжать и в будущем.
Одна из актуальных и решаемых сейчас задач — автоматизация контроля ввода данных в аналитическую систему, обеспечение должного качества данных. Раньше это делали муниципальные образования, но со столь низким качеством, что мы полностью централизовали первичную обработку исходных материалов, чтобы в дальнейшем ее вводили наши сотрудники.
Какими средствами вы решаете вторую задачу — обеспечение публичности, открытости?
Основной проект в этом направлении — перевод на портальное решение нашего интернет‑сервера. Ежедневно наш портал посещает около 4,5 тыс. человек. Такую посещаемость имеют немногие государственные интернет-ресурсы. Кроме того, мы предприняли ряд не затратных, но, как оказалось, весьма эффектных и полезных шагов к обеспечению открытости власти. Это система интернет-трансляций заседаний правительства области, сессий Законодательного собрания, планерок. Многие руководители, в том числе губернатор, проводят прием граждан в режиме онлайн. Вопросы и предложения, присланные онлайн через специальную форму, принимаются в нашей СЭД и проходят весь стандартный пусть обращений к руководству области до ответа гражданину. Уже довольно давно наш губернатор открыл собственный видеоблог и страницу в Twitter. Сейчас мы решаем задачу, как помочь каждому из сотрудников органов власти в нашей области открыть собственную страницу в Twitter.
Наш следующий шаг — переход на предоставление услуг в электронной форме. Мы не стали изобретать велосипед, взяли типовой проект, предоставляемый на безвозмездной основе Министерством экономического развития РФ и в конце 2009 г. ввели в промышленную эксплуатацию интернет-портал государственных и муниципальных услуг Калужской области. В настоящее время на нем доступны 166 государственных услуг и 55 муниципальных.
Этот подход — предоставление госуслуг в электронной форме — часто оказывается довольно формальным и не слишком облегчает реальный процесс получения нужных документов. Как обстоит дело у вас?
Для электронного правительства нужны электронные граждане. Важно не только обеспечить гражданам доступ к Интернету, причем относительно недорогой (дорогой‑то уже есть практически везде), но и организовать обучение. К нашему удивлению, обнаружилось, что многие пожилые люди очень хотят научиться работать в сети. Сейчас совместно с областным университетом и Калужским филиалом Северо-Западной академии госслужбы разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на обучение населения. Перспективным выглядит частно-государственное партнерство, когда основными учителями будут школьники и студенты, а обучение пойдет на базе школ.
В областных центрах Интернет есть везде, скоростной и доступный, но в районах ситуация намного хуже. Кроме информационных киосков мы предусматриваем создание пунктов общественного доступа на базе школ, библиотек, почтовых отделений, администраций. Все граждане должны иметь возможность или сами, или с помощью сотрудников этих организаций подготовить запрос на электронные услуги.
При предоставлении услуг в электронной форме принципиальным и пока нерешенным моментом остается надежная идентификация гражданина. Мы рассматриваем возможность проводить ее с помощью общероссийского проекта универсальных электронных карт.
Стремясь к комфортности работы
Людмила Абламская,
директор отделения консалтинга компании «ФОРС»При создании портала в Калуге воспользовались утвержденным на правительственном уровне типовым решением по созданию «электронного правительства». С одной стороны, оно позволило существенно сэкономить бюджет и время на его реализацию, применить уже накопленный опыт таких проектов, но с другой — резко затруднило учет специфики данного региона. На портале госуслуг Калужской области информации действительно много — видно, что чиновники хорошо поработали над его наполнением. Однако есть и серьезные проблемы. Первая — информация структурирована плохо, выкладывается в произвольной форме, справочники отсутствуют, что влечет за собой путаницу с правильным выбором нужной услуги, ее поиском и многое другое. Все это — следствие применения типового решения и результат неправильной постановки задачи при его создании. Если бы она была продумана лучше, то для всех стало бы очевидным, что без справочников не обойтись — чем их будет больше, тем лучше будет структурирована и представлена информация, тем удобнее будет ею пользоваться. Здесь формализация — только благо. Вторая проблема — используемый язык, способ изложения и формулирования понятий, который изобилует юридическими терминами, канцелярскими лексическими и синтаксическими конструкциями, смысл которых доступен далеко не каждому. В результате гражданин информацию вроде бы видит, но с трудом понимает. Нужна ли такая информация, и может ли она быть полезна? Думаем, что нет. Язык изложения должен быть простым, понятным и приближенным к «живой» разговорной речи. Все, что нужно, — это дать внятные ответы на вопросы: что? почему? куда и во сколько? что иметь с собой?
Сейчас уже накоплен достаточный опыт по созданию порталов госуслуг, чтобы избежать повторения одних и тех же ошибок. Ведь все перечисленные проблемы нам знакомы, мы с ними сталкивались и научились их решать. Может, как раз наступил момент, когда следует пересмотреть модель применяемого сейчас типового решения для создания регионального «электронного правительства»?
По пути дальнейшей оптимизации
Андрей Проскурнин,
начальник управления информационных технологий администрации губернатора Калужской областиТиповое решение, без всякого сомнения, не оптимально. Однако в конце 2009 г., когда отсутствовало полноценное финансирование, оно позволило оперативно выполнить поставленную задачу — создать областной портал госуслуг. Да в то время и не было иных конкурентных решений, обеспечивающих полноценную интеграцию с федеральным порталом и федеральным реестром госуслуг. Действительно, сейчас на рынке появились решения, обеспечивающие, наряду с удобством работы пользователей, возможностью оптимизации структуры и т. п., совместимость с уже упомянутыми федеральным порталом и федеральным реестром госуслуг. В Калужской области на 2011 г. планируется провести конкурс на создание более удобного и оптимального регионального портала госуслуг. В долгосрочной целевой программе «Развитие электронного правительства Калужской области на период 2011—2015 гг.», принятой 30 ноября 2010 г. Правительством Калужской области, заложено необходимое финансирование.